|
"Осторожно: пророки!"
Книга немецкого христианского писателя Вольфганга Бюне "Осторожно: пророки!" предоставляет нашему читателю возможность ознакомиться с историей возникновения и развития пятидесятнического и харизматического движений и так называемого «пауэр — ивэнжелизма». В среде последователей эти движения получили название «три волны Святого Духа». В книге раскрыты богословие и практика движений, показано их несоответствие учению Евангелия и содержится призыв к каждому христианину «честно проверить себя в свете истин Святого Писания». (Редакция Родон приводит краткие выдержки из этой книги)
Рик Джоунер: "Ближайшие духовные родовые схватки принесут восстановление и признание служения пророчества. Пророческое служение в ближайшие годы будет в центре внимания. Его будет сопровождать такое помазание, какого не было с библейских времен". (Rick Joyner, a.a.O., S. 37-38). "Посылаемое пророческое слово будет таким точным, как никогда прежде в истории церкви". (ebd., S. 44).
Джон Уимбер: "В настоящее время Бог хочет возобновить служение пророков. В грядущие годы пророки станут играть ведущую роль в начинании и поддержке пробуждения". (Tonbandaufzeichnung eines Vortrages von J. Wimber, Jan. 1990).
Это возвещенное Риком Джоунером и Джоном Уимбером пророческое движение началось в конце 80-х годов в Канзас-Сити (США), достигло Великобритании и с 1990 г. проникло в харизматические круги Германии.
"Нельзя судить о дереве по упавшим с него плодам",– писал Вольфрам Копферманн в 1990 г. в своей книге "Изменение цвета". (W. Kopfermann: "Farbwechsel", C&P, Mainz 1990, S. 198.)
С того времени этот образ получил широкое распространение, и я не знаю, сколько раз за последние месяцы звучал упрек в том, что мы лишь собираем падалицу и отсюда делаем неверные выводы.
Но именно противоположное этому я пытаюсь делать в данной книге. Я исследовал труды и доклады известных представителей и руководителей харизматического движения и "третьей волны", предоставив "падалицу" светской прессе, которая в последние месяцы и годы имела достаточно поводов предложить ее жадной на сенсации публике.
Не выходя за пределы образа, скажем, что в этой книге речь пойдет об "отборных плодах" харизматического движения, а не о каких-то догадках сомнительных личностей.
Пророческое откровение о Билле Клинтоне 2 ноября 1992 г.
Пол Кейн видел "пророческий" сон. В нем он сначала увидел Билла Клинтона в качестве нового президента США, затем заголовки пяти крупных американских газет и причины избрания Клинтона. 3 ноября он записал эти детали и послал их Рику Джоунеру – с почтовым штемпелем в качестве доказательства. В тот же день Клинтон победил на выборах, а 4 ноября в газетах появились заголовки – точно такие, как сообщал Кейн.
В продолжение следующих дней Кейн получил дальнейшие откровения о Билле Клинтоне и его правительстве, которые были проверены двадцатью четырьмя руководителями и затем опубликованы. Пол Кейн видел во сне, как Дух Божий сошел на Билла Клинтона и он стал другим человеком, как некогда царь Саул в Израиле. Клинтон должен стать лучшим президентом со времен Эйзенхауэра; его будут сравнивать с Дж. Кеннеди, так как он будет заботиться о меньшинствах и о бедных. Он должен дать Америке новое видение. На нем будет покоиться Божественное помазание, чтобы привести народ к большему единству.
Далее сообщалось, что Билл Клинтон получил пророческий листок от Пола Кейна и Рика Джоунера и, читая его, разразился слезами. Он снова и снова перечитывал его. Впервые ему стало понятно значение его призвания. Он в такой степени почувствовал любовь Божью, что снова и снова начинал плакать. ("Charisma", a.a.O., Heft 84, S. 2-3).
Здесь я хотел бы коротко заметить, что эти "пророчества" легко проверить. Во всяком случае, доныне еще нет никаких признаков обращения Клинтона. Действительно, он проявлял заботу о меньшинствах. Правда, это касалось прежде всего гомосексуалистов, которые получили больше прав. Тот факт, что он, к возмущению многих консервативных христиан, легализовал аборты и, кроме того, имеет довольно легкомысленные моральные принципы, говорит о том, что вряд ли на нем покоится Божественное помазание.
Конечно, каждый христианин обрадовался бы, если бы Пол Кейн и другие пророки оказались правы и Билл Клинтон раскаялся в своей прежней жизни. Но что будет, если это пророчество не сбудется? Покаются ли эти люди открыто в том, что оказались ложными пророками? (В 2001 г. закончился президентский период жизни Билла Клинтона, и пророчество не сбылось.)
Пророчество о Германии
Вот еще пророчество, о котором сообщил Майк Бикл в Нюрнберге в 1992 году. Джон Уимбер, Пол Кейн, Леонард Рейвенхилл и другие пророки получили его в 1990 году независимо друг от друга. Это пророчество подтвердили все известные в мире пророки.
Пророчество таково:
Начавшись в Лондоне и Берлине, в Англии и Германии (повторяя Реформацию XVI века) распространится вторая духовная реформация, которая проявит прежде не бывалую силу. Христианские руководители в Англии и Германии должны пребывать в большом единодушии; названные города испытают Божественное "посещение". Бог встанет одной ногой в Лондоне, а другой – в Берлине, и из этих двух наций произойдут руководители грядущего большого пробуждения.
Этот и последующие процессы должны радикально изменить секуляризованное представление о христианстве. Изменится также и форма христианской жизни, все более приобретая первохристианский жизненный стиль (Деян.2:42).
Упомянутые процессы должны произойти поразительно быстро. Они будут сопровождаться большими конфликтами в потустороннем мире и в общественно-политической жизни. Коммунизм воспрянет и соединится с исламом – это будет план сатаны по разрушению Европы. Среди верующих будет много замешательства, преследований и разделений.
Однако, в противовес этому, "вторая реформация" будет отличаться точной теологией, исполненным силой свидетельством христиан и большой, горячей любовью к Иисусу и превзойдет все антихристианские силы. Предпосылкой этого пробуждения должно стать единство духовных отцов Англии и Германии. Бог обещал, что в последнее время восстанет победоносная Церковь. Двухтысячелетним компромиссам будет положен конец.
Германия будет "старейшиной во всемирном Теле Христа", и в Германии Бог хочет создать "пророческую Церковь".
Отдельные города Германии обретут новое значение в Божьем плане спасения. В Нюрнберге, месте съезда партии нацистов, Бог даст повеление выступить "Своим духовным войскам". Берлин станет центром новой духовной реформации.
В последующие годы мы станем свидетелями того, что вследствие этого пробуждения на земле будет примерно один миллиард обращенных, т. е. 20 % населения земли. Это значит, что в скором времени на земле будет больше верующих, чем общее число тех, кто теперь уже находится на небесах. (Vortrag von Mike Bickle auf der "Propheten-Konferenz", Nurnberg '92).
Правда, каким образом подсчитано число тех, кто находится на небесах, не сообщается.
Из видения Рика Джоунера: "Германия начнет новую молниеносную войну; однако на этот раз выступившая армия будет армией спасения, а не разрушения. Эта армия снова пройдет почти по всем странам Европы Она будет непобедимей, чем любая другая армия, когда-либо маршировавшая по Европе. То, что сатане удалось сделать посредством двух мировых войн, было довольно точной копией искаженного до полной противоположности плана, который был у Господа для Германии. Германия принесет исцеление, восстановление и спасение во все места, где она некогда производила разрушения". "Германия будет любить и благословлять Израиль, и Израиль будет любить Германию... В Германии скоро произойдет новая реформация, которая выступит против антихристианских сил, собирающихся теперь по всему миру. Там, где дух антихриста через расовую ненависть и бунт гуманизма несет мрак, смерть и разрушение, восстанет и будет сиять ярким светом немецкая церковь и немецкий народ. Германский народ – это избранная нация..." (R. Joyner, a.a.O., S. 207).
Откровения Рика Джоунера
Как уже упоминалось, Рик Джоунер в своей книге "Ангелы, жатва и кончина века" опубликовал откровения, которые, по его собственному признанию, он частями "получил в личных беседах с Богом".
Прежде всего я процитирую некоторые его высказывания, касающиеся развития христианства. "Отныне и до кончины века Иисуса познает большее количество людей, чем от Пятидесятницы до сегодняшнего дня... Часто к Господу будут обращаться целые города, а иногда и целые народы... более миллиарда людей призовут имя Господа, и Бог дарует им истинное покаяние". (ebd., S. 17). "В результате размер этой жатвы потрясет даже самых верных христиан. Наступит время, когда церкви с количеством членов менее ста человек будут еженедельно принимать по тысяче новообращенных верующих... Во многих регионах придут в упадок самые популярные виды спорта, так как никто не будет интересоваться ими. Целые города со многими тысячами жителей устремятся в соседние города, чтобы их евангелизировать". (ebd., S. 26-27). "Репортеры будут следовать за апостолами так же, как сейчас следуют за государственными деятелями. Они будут описывать великие чудеса и показывать их по телевидению... Настанут такие времена, когда даже в больших городах исчезнет преступность, так как все жители испытают на себе возрождающее действие Духа Святого... Во многих местностях совершенно исчезнут такие явления, как порнография, проституция, нелегальная торговля наркотиками, аборты и злоупотребление алкоголем... Целые народы время от времени будут посвящать себя молитве и посту". (ebd., S. 27). "Для того чтобы целые народы обратились к Иисусу, будут совершаться чудеса, которые превзойдут самые сенсационные события, описанные в Библии. Государственные деятели самых могущественных коммунистических стран открыто исповедают свою веру в Иисуса... Время от времени на некоторых из них видимым образом будет покоиться слава Господня, и эта слава будет исцелять каждого, кто прикоснется к ней... Явление Ангелов станет настолько обычной практикой, что люди уже не будут воспринимать это как значительное событие. Собрания апостолов и пресвитеров будет посещать Сам Господь, указывая им правильное направление". (ebd., S. 28). "Малые дети будут изгонять бесов, исцелять больных, воскрешать мертвых и одним словом усмирять ураганы. Некоторым даже будет дана власть над целыми больницами и психиатрическими лечебницами, и они будут исцелять пациентов, возлагая руки на здания". (ebd., S. 28). "Вскоре Бог дарует некоторым такую власть и авторитет, каких до этого еще никогда не давал". (ebd., S. 41). "Посылаемое пророческое слово будет таким ясным и точным, каким еще никогда не было в истории Церкви. Большие конференции апостолов и пресвитеров будут собираться без письменного или устного уведомления участников". (ebd., S. 44-45). "Над людьми, через которых изливается сила Господня, длительное время будет видимым образом являться слава Господня. Никакая эпидемия или болезнь, никакое телесное повреждение, включая ампутированные конечности, гангрену или радиоактивное облучение, не смогут противостоять исцелениям и чудесам, которые будут совершать в это время святые... Восстанут апостолы и пророки, чтобы именем Господним благословлять поля и города, удаляя из них таким образом всякий след радиации". (ebd., S. 184). "В начальной стадии жатвы спасется большое число свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов и членов других сект. Большинство из них будет приобретено для Господа не истиной, а любовью". (ebd., S. 132). "Эта жатва будет настолько замечательной, что никто уже не станет оглядываться на первоапостольскую Церковь, чтобы ориентироваться по ней... Апостолы, которые вскоре будут помазаны, скажут, что они восстановят поставленный с ног на голову мир. Народы будут трепетать, слыша их имена, но в то же время получат через них исцеление". (ebd., S. 186).
Интересны также некоторые "пророчества", предвещающие развитие ложных движений: "Появится много относительно небольших движений, производящих раздоры. Также возникнет значительное движение, которое в итоге превратится в злейшего гонителя Церкви. Это движение будет включать католиков, протестантов, евангелистов, пятидесятников, харизматиков и христиан "третьей волны"... Это движение станет важнейшим инструментом антихристианских сил, которые будут стараться препятствовать жатве". (ebd., S. 54). "Возможно такое положение, когда люди пользуются мировой известностью, творят чудеса и изгоняют бесов – и все это лишь для того, чтобы потом предстать перед Господом и услышать, что Он никогда не знал их". (ebd., S. 102). "Пасторы и руководители, оказывающие сопротивление этому потоку, должны будут уйти со сцены. Некоторые из тех, кто сегодня находится в руководстве и противостоит этому действию Божьему, настолько ожесточатся, что будут преследовать исполняющих намерения Божьи". (ebd., S. 30). "Невозможно избежать действия так называемых "истребителей ересей", которые причинят Церкви больше вреда, чем сами действующие в настоящее время ереси. Тактика и обманные маневры многих из числа тех, кто выступает против определенных учений во имя сохранения истины, будут производить разделения именно среди тех, кого они, по их собственным высказываниям, хотят защитить. Действия этих всезнаек, о которых говорит Иуда в стихе 16 своего Послания, имеют разрушительную силу. Они, как и вообще любое ложное учение, подрывают и разрушают эффективность духовной жизни и свидетельства многих христиан". (ebd., S. 171).
В заключение еще несколько высказываний о политических и географических переменах: "Коммунизм... снова ожидает значительный прогресс. Южная Корея, Филиппины, Южная и Центральная Америка, включая Мексику, и почти вся Африка будут охвачены коммунизмом". (ebd., S. 125).
Резюме
Если составить список перечисленных выше пророчеств, получится следующее:
– Билл Клинтон обратится, получит духовное помазание и станет лучшим со времен Эйзенхауэра президентом США.
– Грядет вторая реформация, которая будет развиваться с небывалой доселе силой. Ее отличительными чертами будет горячая любовь к Иисусу и точная теология.
– Произойдет самое великое из всех бывших когда-либо пробуждений.
– Вторая реформация будет исходить из Англии и Германии, при этом Лондон и Берлин будут играть в ней особую роль. Берлин станет центром новой реформации, а пробуждение уже началось в Лондоне в 1990 г.
– Нюрнберг также будет иметь особое значение в Божьем плане спасения. В этом городе Бог соберет Свои духовные войска.
– Эти войска в молниеносной войне евангелизируют Европу, повсюду неся спасение.
– Отношения Германии и Израиля будут характеризовать взаимная любовь и благословение.
– По всему миру будут помазаны апостолы и пророки.
– Новые апостолы будут действовать с еще большим авторитетом, чем ученики Иисуса. Они совершат такие чудеса, что даже будут восстанавливать ампутированные конечности и лечить людей от СПИДа. Они устранят все следы радиоактивного поражения.
– В начале пробуждения большое число свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов и представителей других лжеучений придут к истинной вере.
– На земле будет более миллиарда возрожденных христиан.
– До конца 2000 года Америка и многие части мира переживут большое пробуждение – наибольшую жатву в истории Церкви.
– В окружении апостолов и пророков исчезнет безнравственность.
– Целые народы обратятся к Богу.
– Явления Ангелов станут обычным делом, а иногда будет являться и Сам Иисус.
– Дети будут исцелять пациентов больниц и психиатрических лечебниц, возлагая руки на здания.
– Африка, Южная и Центральная Америка, а также части Азии будут захвачены коммунизмом.
– Ужасные землетрясения разрушат Флориду и часть Южной Европы.
Некоторые из этих отчасти конкретных высказываний поддаются проверке. Правда, большинство из них имеет тот недостаток, что и через десять лет о них можно говорить, как о событиях будущего.
Большинство этих "пророчеств" просто небиблейские.
Они показывают, что высказавшие их "пророки" нерассудительны: они или не знают, что говорит Библия о последнем времени, или игнорируют Библию, или неверно располагают последовательность событий, считая, что Тысячелетнее Царство уже началось.
Видеть в настоящее время начало пророческого пробуждения – печальный признак духовной слепоты. Невольно напрашивается вывод, что люди, смешивающие с духовным пробуждением все более распространяющуюся среди христиан пошлость, омирщвление, безнравственность и оккультную практику, не знают ни истории Церкви, ни высказываний Библии, касающихся данной темы.
Заставляет задуматься и тот факт, что в последние месяцы известные "пророки" были изобличены в сексуальных проступках, и некоторые из них даже отлучены. Во всяком случае, до последнего времени не наблюдалось, чтобы в среде "пророков" исчезла аморальность.
Поэтому данное движение рано или поздно повлечет за собой и другие лжеучения, которые не вызовут возражений у тех, кто уже подчиняется не написанному Слову Божьему, а ложным пророкам.
Мы не сомневаемся в том, что Бог может творить чудеса и творит их. Однако, согласно утверждениям Библии, мы живем не в тот период, который характеризуется Божественными знамениями и чудесами. Касаясь последнего времени христианства, Новый Завет говорит о лжепророках, которые "дадут великие знамения и чудеса" (Мф.24:11,24; ср. также 2Фес.2:9), чтобы обольстить людей. Эти предостережения Библии призваны настроить нас критически относиться ко всякого рода "пророкам", предсказывающим знамения и чудеса.
Бенни Хинн
В то время как прежде Ховард-Браун был сравнительно мало известен в немецкоязычных странах, Бенни Хинн, благодаря своим большим организационным мероприятиям в Германии и Швейцарии, а также благодаря своим книгам "Доброе утро, Святой Дух!" и "Помазание – сила Святого Духа", стал известен широким кругам.
Бенни Хинн сообщает, что родился в 1952 г. в семье греко-православного бургомистра Яффы (Израиль). Там он был крещен иерусалимским патриархом Бенедиктом, который во время церемонии крещения дал мальчику свое имя. (Benny Hinn: "Guten Morgen, Heiliger Geist!", Projektion J, Wiesbaden 1992, S. 25)
Уже в одиннадцатилетнем возрасте он видел видение, или "явление Иисуса": "Я помню это видение, как будто оно было вчера. Я видел, как Иисус вошел в мою комнату. Он был одет в сияющее белое одеяние, поверх которого была красная мантия. Я видел Его волосы. Я смотрел в Его глаза. Я видел следы гвоздей на Его руках. Я видел все. Вы должны понимать, что я не знал Иисуса". (ebd., S. 29).
Образ жизни и манеры
Как уже упоминалось, манеры Кэтрин Кульман и ее образ жизни послужили для Бенни Хинна примером. "Он выглядит настоящим джентльменом, который понимает толк в жизни. Как и следовало ожидать, волосы его всегда аккуратно причесаны. "Я не знаю, видели ли вы когда-нибудь духовную особу без носков,– с гордостью говорит он (он не носит носки).– Но таков уж я. Я ближе к земле, чем большинство людей". Это говорит человек, который недавно поменял "Мерседес" на "Ягуар" и который живет в доме стоимостью в 685 тысяч долларов. Его костюмы сшиты у лучших портных, его туфли сделаны из итальянской кожи, а пальцы унизаны золотом и бриллиантами... И он смотрит на это, как на умеренный образ жизни, словно каждый может так жить. Он носит бриллиантовые перстни, золотые браслеты – и все должны это видеть. "А что здесь особенного? – говорит он.– Я должен ездить на "Хонде"? Об этом ничего не сказано в Библии... Я не могу слушать о золотых улицах на небе. На небе мне не нужно золото. Оно мне нужно теперь..." ("Florida Magazin", 24.11.91).
Хотя после своего посещения Манилы в 1993 г. Бенни Хинн сказал, что с этого времени будет ездить только на "Линкольне" и не будет носить бриллиантовых перстней; хотя он будто бы просил у Бога прощения за то, "что слишком ценил материальное благополучие" ("Charisma", a.a.O., Nr. 86), кажется, это было не совсем серьезно. Во всяком случае, с того времени его манеры изменились не намного, как это видно из следующего сообщения.
"Европейский крестовый поход 1993 года" в Базеле
В заключение я приведу выдержки из подробных сообщений, которые после "Бенни Хинн – Европейский крестовый поход" в 1993 г. в Базеле были опубликованы его организаторами Рене Либерхером и членом Армии спасения Маркусом Блюмом в швейцарском журнале "Дабл ю файв" № 2/94.
Оба организатора крестового похода после его проведения однозначно дистанцировались от Бенни Хинна и предостерегают от сотрудничества с ним.
Их сообщения ясно показывают, что выступления Бенни Хинна служат не прославлению Бога, а его личному обогащению. Кто-то однажды сказал: "Отношение к деньгам является "лакмусовой бумажкой" для каждого проповедника". Если это верно, в чем я убежден, то Бенни Хинн не помазанник Божий, а ловкий актер и обманщик, который умеет манипулировать доверчивыми харизматиками и опустошать их карманы.
Маркус Блюм: "Хинн высокомерно отказался от "Евангелия благосостояния": известно, что движение "Слово веры" в Америке становится все более непопулярным по моральным причинам. Однако в Базеле и Кельне вообще не чувствовалось изменение его взглядов. Согласно девизу: "Бог загладит все ваши проступки, если вы дадите много денег Бенни Хинну", Божественное благословение отчасти было "покупаемо" во время сбора пожертвований... Как прежде в Кельне, так и в Базеле должен был состояться ужин (приблизительно на 700 персон по цене от 65 франков), в стоимость которого не входило появление за высокую цену Бенни Хинна. Собрания в Базеле были большим шоу для американских телезрителей: соответственно организованные, они снимались двумя съемочными группами. К примеру, все должны поднять руки и около двадцати минут держать их в таком положении. Возникающее при этом чувство зуда в руках сразу же преподносилось как доказательство соприкосновения со Святым Духом...
Манипуляции и духовное уже не разграничивались
Мы были вынуждены обставить заднюю комнату мягкой мебелью. Оттуда Хинн мог наблюдать за ходом мероприятия по телевизору, ожидая, когда публика созреет, чтобы в нужный момент внезапно появиться на сцене через специально для него построенный туннель... Наряду с пением и музыкой атмосферу накаляли и такие возгласы, как "Помазание идет!" или "О, какое здесь могущественное помазание!". Когда Хинн считал, что подошел тот момент, когда Дух хочет действовать, он призывал людей выходить вперед или, еще лучше, выбегать вперед, чтобы успеть захватить помазание "пока не поздно"... По мере необходимости, обычно в конце мероприятия, вентиляционная система нагнетала мощный поток воздуха, который наэлектризованная публика должна была принять за дыхание Святого Духа. Инвалидные коляски следовало располагать не на переднем плане, а где-то во второй части зала, чтобы в случае отсутствия видимых исцелений присутствующие, а также телезрители не были разочарованы (и чтобы таким образом ничего не мешало мероприятию по исцелениям).
Ни слова о покаянии
Людей приглашали прийти к Иисусу без объяснения причины Его страданий и смерти. Ни слова о покаянии и обращении, ни слова о грехе. На нечистоту и грех, конечно, никто не обратил бы никакого внимания – сверху витал Святой Дух. Бенни Хинн делал все возможное, чтобы получилась так называемая "нормальная проповедь". Действительно ли люди пришли к Иисусу, выйдя вперед? Я думаю, решающее значение здесь имел не Иисус Священного Писания, а чрезмерное самопредставление Бенни Хинна и постоянно подчеркиваемое и демонстрируемое им "помазание".
Рене Либерхер: "...В четверг вечером в течение получаса (!) Хинн и Эд Васмер (координатор, ответственный за Европу) говорили перед публикой о деньгах. Васмер жаловался, как безумно дорого стоит зал, и выражал надежду получить назад хотя бы эти деньги. Деньги нужно класть в конверт. За два дня удалось собрать больше четверти миллиона франков.
Отработанный спектакль...
Сила звука в зале не должна была уменьшаться. Представьте себе: Бенни требует полной тишины, чтобы Дух мог совершать Свое действие. В этот момент звукооператор включает звук на полную мощь и, когда Хинн дует в микрофон, создается ужасный грохот. Люди от страха падают навзничь. Многие говорят, что до смерти испугались. Некоторые верят, что это действие Духа Божьего... Чарли Маккуин поручил мне включить вентиляцию на полную мощность. Я подумал: "В зале не жарко; но, возможно, из-за этих многочисленных прожекторов жарко на сцене". Однако дело было не в этом. Речь скорее шла о том, чтобы создать сквозняк над головами людей. Хинн попросил присутствующих поднять вверх руки, и тогда они испытают веяние Духа Святого. Люди вытянули руки вверх и почувствовали сквозняк, создаваемый вентиляторами. Однако после они говорили, как это было фантастически – так явно чувствовать присутствие Святого Духа... Бенни Хинн и его команда проживали в гостинице "Три царя" – самой респектабельной гостинице Базеля. Их было восемь человек, и за две ночи они заплатили 16 000 франков... И все это за счет жертвователей. Хинн обычно подъезжал на "Мерседесе". Его сопровождали два телохранителя – коренастые парни. Они постоянно находились при нем, так что к нему невозможно было подойти... Все выглядело, как отработанный спектакль; это было хорошо функционировавшее зрелище. По знаку Хинна – его никто не видел, лишь я сзади мог наблюдать это – пианист начинал играть. Как только Хинн поднимал палец, пианино начинало звучать громче. Короче говоря, пианино сопровождало чудо, которого не было...
Исцеления оказались ложными...
Хинн не совершил там чудес. Исцеления оказались фальшивыми. Они не прославили Бога; они были человеческим делом. Геро Х., болевший лейкемией, выйдя на сцену, сказал, что только что он исцелился от рака. Хинн объявил его исцеленным и сказал, что даже ради одного Геро стоило ехать в Базель. Но Геро и сегодня болеет. Другой случай касается человека, больного раком, о котором Хинн изрек пророчество, что он проживет еще много лет. Через два дня этот человек умер... Вот такие "великие чудеса" совершились там.
Мы позволили обмануть себя...
Маркус Блюм заметил, что мы, организаторы, должны покаяться. Если я сознательно делаю что-то ложное, я сразу же каюсь. Но мы искренне стоим на стороне Христа. Мы надеемся, что откроется новое измерение, что произойдет пробуждение. Это и сегодня остается моим страстным желанием. Хинн что-то делал – и мы позволили обмануть нас. Моим слабым утешением служит то, что Хинн и без нас приехал бы в Базель. Лично я могу жить с этим "европейским крестовым походом", даже если он был своего рода катастрофой и не принес славы Богу. Но я надеюсь, что больше с нами этого никогда не случится!"
Примечательно, как Бенни Хинн реагирует на критику. Однажды под аплодисменты присутствующих в студии телевидения он так выразился по поводу своих критиков: "Знаете ли, я искал в Библии стих – правда, я не нашел его,– который говорит: "Если ты не можешь их терпеть, то убей их". Я действительно хотел бы найти такой стих!.. Иногда мне хочется, чтобы Бог дал мне пулемет Святого Духа. Я бы сдул с них головы!" (CIB – Bulletin, a.a.O.).
Столь подробные свидетельства о Р. Ховард-Брауне и Бенни Хинне, ключевых фигурах "благословения Торонто", кажутся мне необходимыми, чтобы показать корни этого спорного движения.
Феномены
Рассуждая о необычных феноменах "благословения Торонто", я хочу сосредоточиться на тех из них, которые типичны для этого движения и раньше редко встречались в харизматическом движении или же их не было вовсе.
Встряхивание, дрожание, прыганье
Каждый читающий Библию знает много мест в Ветхом Завете, где речь идет о людях, которые трепетали (дрожали).
Почти во всех случаях трепет служил внешним выражением страха и ужаса (к примеру, Исх.19:16; 1Цар.13:7; 28:5; Ездр.10:9).
В некоторых случаях этот трепет выражал также благоговение, почтение и внимательное отношение к Слову Божьему. "...А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис.66:2);
Также и в Новом Завете мы находим людей, которые начинали дрожать, охваченные страхом. Так, женщина, страдающая кровотечением, с трепетом подошла к Иисусу (Лк.8:47). Женщины у гроба Иисуса после встречи с Ангелом были в трепете и ужасе (Мр.16:8). Тюремный страж в Филиппах в трепете припал к Павлу и Силе (Деян.16:29). О бесах также сказано, что они трепещут (Иак.2:19).
И в Новом Завете трепет (дрожание) выражает страх и ужас. Нигде в Новом Завете мы не находим подтверждения, что дрожание является признаком особой полноты Духа или других благословений.
Люди в Торонто, Франкфурте, Берне и других местах могли бы дрожать от глубокого сознания своей греховности и из страха перед Богом. Такому дрожанию можно было бы только радоваться! Однако все сообщения о данном феномене скорее производят впечатление, что он вызван не серьезной проповедью и не великим страхом перед Богом; скорее дрожание охватывает людей почти без всякого основания. А это не имеет ничего общего с действием Святого Духа.
Обычно в качестве примера ссылаются на Джорджа Фокса (1624-1691), основателя движения квакеров. При всем уважении к моральному облику этого человека и его последователей необходимо отметить, что Фокс отвергал авторитет церкви, служителей и в конечном итоге самой Библии, так как был убежден, что лишь "внутреннее помазание" уполномочивает на служение проповедью. "Иисус Христос, в противоположность вере в авторитет Библии, стал для него (Джорджа Фокса) истинным Учителем, Который повелевает взойти внутреннему свету, этому "семени Божьему". Божественная свобода открывать Себя по Своему усмотрению является (по Фоксу) основанием для человеческой свободы в отношении Библии, догм и церковных установлений. Настоящее богослужение возможно лишь в ожидании не поддающегося учету откровения". (ebd., 4.1.1995).
И здесь мы видим, как опасно цитировать представителей церковной истории в качестве свидетелей "новых" феноменов, не принимая во внимание их теологических ошибок.
Конечно, было бы полезно проанализировать, насколько Джон Уимбер, который после обращения присоединился к квакерам, сознательно или несознательно перенял взгляды и практику квакеров. Сегодняшнее подчеркивание "помазания", "внутреннего света", "дара знания" и открытость для внебиблейских откровений может быть связана с влиянием их учения.
В некоторых местах Библии говорится о "встряхивании".
В них прежде всего речь идет о том, что трясли головой (Мф.27:39), руками (Ис.33:15) или ногами (Мф.10:14) в знак презрения или отказа.
То, что говорили в Берне об определенных сотрясающих движениях, "указывающих на пророческое проявление", не находит подтверждения в Библии и должно быть решительно отвергнуто.
Также не имеет ничего общего со Святым Духом, когда люди под влиянием "благословения Торонто" начинают дергать головой наподобие клюющей зерно курицы или прыгать, как кенгуру. "Телесные упражнения", в противоположность благочестию, занимают в Библии второстепенное место (1Тим.4:8) и, если есть в этом необходимость, должны производиться в гимнастических залах, а не во время богослужебных собраний.
После всего того, что было сказано о редких феноменах, не вызовет удивления, если наряду со "святым смехом" будет введено и "святое скакание" с указанием на Малахии 4,2.
Вскрикивания, рычание
Всякий читающий Библию знает события в Ветхом и Новом Заветах, когда люди издавали победные крики, или крик ужаса, или гнева, или боли.
Конечно, и в христианских собраниях должно быть место выражениям эмоций, таких как смех или плач, когда это соответствует ситуации радости или скорби. Но беспричинные крики или рычание как "реакция на божественное присутствие" ("Xund '94", a.a.O.) не может быть оправдано Новым Заветом.
Когда люди рычат, подобно львам, или мычат, как волы, когда они кукарекают или блеют и к тому же после кукареканья изрекают пророчество: "Начинается новый день!", возникает серьезный вопрос: а нельзя ли эти бессмысленные явления объяснить ребячеством или "психической способностью реагировать"? Ведь, согласно учению Нового Завета, эти явления не имеют ничего общего с христианством и с плодами Духа, описанными в Галатам 5.
Если скептически настроенный мир презрительно относится к христианству из-за подобных феноменов, то в данном случае не ради соблазна и юродства креста, а потому, что христиане такими формами выражения сами выставили христианство в смешном виде.
"Смех в Духе"
Во многих местах Библии говорится о радости. Радость является плодом Духа (Гал.5:22), характерным признаком Царства Божьего (Рим.14:17) и должна быть отличительной чертой всякого последователя Иисуса (Фил.4:4; 1Фес.5:16).
Радость перед Господом является нашим подкреплением (Неем.8:10); эта радость не зависит от места и внешних обстоятельств (Ин.16:22) и служит признаком исполнения Святым Духом (Деян.13:52).
Когда в Библии говорится о "ликовании" или о "веселии", кажется, имеется в виду более высокая степень радости (Лк.10:21; Деян.16:34; Откр.19:7 и т.д.).
Эта радость возможна и во времена скорби, искушений и гонений (1Петр.1:6), то есть она не связана с внешним благополучием. "...Которого, не видев, любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною" (1Петр.1:8).
Каждый христианин, любящий Господа Иисуса и Его Слово, помнит моменты в своей жизни, когда радость о Господе была такой сильной, что ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством.
Эта радость может выражаться в смехе, хотя о смехе в Новом Завете говорится лишь в трех местах, причем в двух из них в негативном смысле: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25). "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль" (Иак.4:9).
Интересно единственное позитивное место: "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21).
Таким образом, при всей радости в Господе кажется, что жизнь последователей Христа более связана со слезами, чем со смехом.
Следовательно, основанием нашей радости как состояния сердца является Сам Господь, Его Слово и Его обетования, а также уверенность в прощении грехов.
Когда же на харизматических собраниях люди переживают "смех в Духе", создается впечатление, что здесь царит бездуховный, беспричинный, судорожный и порою болезненный смех.
Люди смеются, потому что другие разражаются хохотом.
Хохот не является реакцией радости в ответ на проповедь – в Берлине (Клаудио Фрейдзон) люди не могли удерживаться от хохота,– а происходит без особой причины.
Так, Билл Джексон в Берне объясняет: "С самого начала собрания характеризуют неконтролируемые приступы смеха. Кажется, совсем неважно, что происходит на собрании, кто и что говорит – присутствующие стихийно начинают смеяться". (Martin Buhlmann in "Gemeinde-Erneuerung", a.a.O., Nr. 53).
В отдельных случаях этот смех может длиться несколько часов. Известна история, рассказанная Джоном Уимбером о первом "святом смеющимся" из рядов баптистов: он вынужден был смеяться так долго, что в конце концов стал умолять, чтобы за него больше не молились и не возлагали на него руки, так как у него уже болят все ребра. ("Xund '94", a.a.O., S. 12).
Курильщики гашиша могут рассказать о подобных опытах: под влиянием наркотика они тоже часто часами смеются без внешнего повода.
На посторонних "святой смех" в большинстве случаев действует очень отталкивающе, поскольку создается впечатление, что он не отражает истинную внутреннюю радость, а скорее является выражением вынужденного поведения, которое никаким образом не может быть плодом Святого Духа.
Опьянение в Духе
Если уже "святой смех" действует на многих отталкивающе, то в отношении того, что названо "опьянением в Духе", можно лишь с недоумением покачать головой. При виде людей, которые, постоянно смеясь и шатаясь, бродят между рядами, чтобы наконец упасть на пол, почти кощунственно звучит объяснение Билла Джексона: "Бог хочет знать, кто из Его народа готов ради славы Его имени стать безумным". (J. Wimber/K. Springer: "Die Dritte Welle des Heiligen Geistes", Projektion J, Wiesbaden 1988, S. 176).
Когда Павел в 1 Коринфянам 4:10 пишет о том, что они, апостолы, "безумны Христа ради", он имеет в виду их готовность ради Евангелия голодать, быть бездомными, терпеть насмешки, побои, поругания и гонения. Большей противоположности смеющейся, шатающейся толпе и быть не может.
В Берлине Клаудио Фрейдзон под аплодисменты присутствующих рассказал, что в одном городе, известном своим виноделием, больше "пьяных" выходило из церкви, чем из местных пивных.
Павел во 2 Коринфянам 6:3-6 пишет: "Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии..."
В качестве довода в пользу "опьянения в Духе" приводят Иеремии 23:9, где Иеремия перед лицом ложных пророков восклицает: "О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его". Иеремия был так потрясен Божьим судом над ложными пророками и их злобой, что у него дрожали колени и он терял сознание; глядя на сегодняшних "пророков", ему можно посочувствовать.
В Новом Завете мы не находим ни одного стиха, который хотя бы отдаленно намекал на "опьянение в Духе". Напротив, есть по крайней мере одиннадцать мест, которые ясно говорят о противоположном и призывают к трезвости: 1Кор.15:34; 1Фес.5:6; 5:8; 1Тим.3:2; 3:11; 2Тим.2:26; 4:5; Тит.2:2; 1Петр.1:13; 4:7; 5:8.
Исаия в Ветхом Завете вынужден был жаловаться на народ Божий: "...они пьяны, но не от вина,– шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы" (Ис.29:9-10).
Дай Бог, чтобы мы, думая, что являемся свидетелями величайшего движения пробуждения в истории Церкви, не подпали под этот приговор.
В "Toпик" в начале 1995 г. можно было прочитать интересное сообщение: "В Голландии она хорошо известна: целительница Джоки Даман, прозванная Джомандой. Уже четыре года в голландском городке Тиль, недалеко от германской границы у Арнема, она проводит целительные мероприятия. Зал, в котором Джоманда шесть раз в неделю совершает исцеления, вмещает до 3000 человек. К началу исцелительного процесса публику с помощью музыки подготавливают к принятию силы света; при этом все поют. Вот выдержка из песни: "Мы теперь все вместе, чтобы получить силу света и почувствовать, как энергия изливается внутрь нас..." Затем целительница начинает процесс передачи "своей" силы. Она приглашает людей на сцену, чтобы возложить на них руки. В отличие от Бенни Хинна, Родни Ховард-Брауна и Клаудио Фрейдзона, Джоманда сразу же предлагает своим "пациентам" ложиться на имеющиеся здесь же в большом количестве кушетки, чтобы исключить возможность получения травм при падении. В то время как Джоманда на сцене "исцеляет", в зале люди падают на пол, начинают дрожать, вздрагивать, плакать или разражаются звонким смехом. Некоторые впадают в транс и уже не в состоянии двигаться. Другие на четвереньках ползут к сцене. Корреспондент, который сообщает об этом для старейшего оккультного журнала "Эзотера" (1/95), так описывает происходящее: "Картины, как из психиатрической лечебницы"". ("Xund '94", a.a.O., S. 19).
Удивительное сходство этих оккультных мероприятий с "христианскими" мероприятиями в Торонто, Франкфурте, Берне и других местах должно заставить задуматься каждого, кто пытается остаться нейтральным в этом вопросе.
Все то, что можно было услышать, прочитать и увидеть в отношении "благословения Торонто", указывает не на духовное пробуждение, а на бездуховный суррогат, который содержит в себе такие отталкивающие черты, что можно только стыдиться такой дискредитации христианства.
|