В эти выходные в Риме будет торжественно освящена православная церковь, находящаяся на территории российского посольства, недалеко от Ватикана. Это событие подтверждает неожиданное, но заметное потепление во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Ватикана, наметившееся в последние месяцы, отмечают представители Церкви и аналитики.
Если нынешняя тенденция сохранится, добавляют они, растет возможность встречи Папы и Патриарха – главы Православной Церкви. Может ли такая встреча положить начало преодолению многовековой ненависти, связанной с конфликтом двух Церквей из-за власти над христианами –уже другой вопрос.
Накануне освящения церкви св. Великомученицы Екатерины православное духовенство совершит в римской базилике св. Клементе богослужение, петь за которым будет хор Данилова монастыря – центра Московского Патриархата.
Мечтой Папы Иоанна Павла II было посетить Россию и наладить отношения с ее православной Церковью – крупнейшей в мире. Возможно, польское происхождение покойного Папы усилило подозрения руководства русской Церкви насчет чистоты его намерений: его так и не пригласили в Россию, он так и не смог разрешить конфликт вокруг униатской Церкви, следующей восточному обряду, но преданной Риму, и из-за католических священников, занимавшихся прозелитизмом.
После смерти Иоанна Павла II, а также после избрания в январе новым Патриархом РПЦ Кирилла, отношения потеплели.
В марте Папа Бенедикт XVI, немец по происхождению, направил послание в итальянский город Бари, в котором итальянские власти вернули России церковь и паломнический центр, построенных еще при царе.
"Разве можем мы не признать, что эта прекрасная церковь пробуждает в нас ностальгию по полному единству и поддерживает нас в нашем стремлении трудиться во имя объединения всех учеников Христа", – написал Бенедикт.
Как бы отражая геополитический танец, который Россия исполняет с Европой, Московский патриархат нашел что-то общее с Бенедиктом, и после свой интронизации Патриарх Кирилл назначил на церковные посты людей, считающих Папу единомышленником и человеком Церкви, а не политиком.
"Нынешний Папа, в отличие от прежнего, не стремится быть всегда политкорректным», – заявил архиепископ Волоколамский Иларион, назначенный в марте главой Отдела внешних церковных связей, который будущий Патриарх Кирилл возглавлял в течение двух десятилетий. И архиепископ Иларион и протоиерей Всеволод Чаплин – еще один церковный чиновник, карьера которого пошла вверх – человек сорока с небольшим лет, возглавивший недавно созданный отдел по связям Церкви с обществом, поддержали спорные заявления Папы, о том, что презервативы не могут быть решением проблемы распространения СПИДа. Они были одними из немногих, поддержавших это утверждение Бенедикта.
Из Рима приходят подтверждения тому, что избрание Патриарха Кирилла дает новый шанс русскому православию.
Его предшественник, Патриарх Алексий II, "трудился, чтобы воссоздать Церковь, создать ее структуры, организовать духовенство после падения Советской власти, – говорит монсеньер Бруно Форте, архиепископ Кьети-Васто и член Объединенной международной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами. – Кириллу была вручена возрожденная Церковь, так что у него достаточно сил для того, чтобы направить ее по новому пути".
В качестве митрополита Смоленского в 2006 году Кирилл написал предисловие к первому русскому изданию книги Папы Бенедикта "Введение в христианство",,которую понтифик написал, еще будучи просто богословом по имени Йозеф Ратцингер. Кирилл написал: "Традиционализм Бенедикта XVI – это взгляд в глубину, вовнутрь, мудрое проникновение в суть вещей. Таковым, по моему глубокому убеждению, должен быть подход всех христиан, желающих оставаться верными никогда не устаревающему Преданию Древней Церкви перед лицом очередного наступления тоталитарного релятивизма, которое мы наблюдаем сегодня".
Любопытно, что хотя нового Патриарха объединяют с Бенедиктом консервативные ценности, Кирилл подвергается критике со стороны православных фундаменталистов, в частности, за открытый стиль поведения, который скорее напоминает Иоанна Павла II.
Трения между Москвой и некоторыми православными Церквами мира – камень преткновения во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью. Москва и Константинополь веками боролись из-за вопросов юрисдикции, а после падения Советского Союза эта борьба только усилилась.
Что касается вопросов первенства, Московский Патриархат больше всего раздражается, когда Патриарха Константинопольского называют лидером православных христиан всего мира, и когда Патриарха сравнивают с Папой.
Русская Церковь, по словам архиепископа Илариона, хотела бы, чтобы православие играло более заметную роль в Европейском Союзе. "Теперь несколько православных государств являются членами ЕС", – заявил он, имея в виду Болгарию, Румынию и Грецию.
Все эти обстоятельства заставляют экспертов говорить, что встреча Папы и Патриарха сейчас стала более вероятной, хотя трудно предсказать, когда она случится. "Патриарх Кирилл непредсказуем, – говорит Алексей Юдин, член редакционного совета Российской Католической Энциклопедии. – Он может сделать какой-то сильный ход. Если появится цель, он не будет медлить".
София Кишковски (Москва), Элизабетта Поволедо (Рим)
Источник: "The New York Times"/"Благовест-инфо"