В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Слово Истины в мире Хаоса

Фантастика, и в частности фэнтэзи, являет собой сферу увлечений широчайшего круга людей. И с точки зрения христианской миссии совершенно неоправданно было бы игнорировать раскрывающиеся для неё в этом свете возможности. Можно бесконечно критиковать человеческую мечтательность, увлечение вымышленными мирами, эскапизм, но в данном случае, мы имеем дело с определённым культурным феноменом, являющим собой не что иное, как тип восприятия и переживания реальности, некий код или язык. И если мы хотим благовествовать по всей вселенной, очевидно, что и этот язык требует нашего освоения, ибо пользуясь его средствами, мы имеем удобнейшую и интереснейшую возможность для Благовестия. В данной статье будет рассмотрен один из самых популярных фантастических миров на предмет возможности его христианского осмысления.

Фантастический мир Warhammer Fantasy Battles (WFB), создававшийся изначально как сюжетная основа для настольной игры, существует уже третье десятилетие, и становится всё более известным, выходя за пределы настольного бэкграунда, посредством художественной литературы и компьютерных игр. Мы совершенно определённо можем говорить, что ныне WFB наряду с ещё более именитым своим братом W40k является предметом увлечений широких кругов молодёжи, предоставляя им обширнейший мир, вобравший в себя ярчайшие сюжеты из мирового фонда фэнтэзийной классики. Всё, что бы вы ни любили в фэнтэзийных мирах, вы сможете найти здесь, кроме, быть может, идиллической картины мира и благоденствия. Здесь повсюду война: Порядок и Хаос, боги и стихии, расы и союзы, народы и фракции, всё это переплетается в бесконечной борьбе за существование, которая стараниями создателей WFB не закончится никогда.

Таким образом, мы имеем дело с целым пространством, затрагивающим интересы множества молодых людей, и предоставляющим для нас ещё одно средство для общения с ними, для передачи идей, утверждения ценностей. А значит, в рамках WFB есть простор и для христианской миссии.

Идея о подобной возможности возникла около полутора лет назад, когда группой энтузиастов был запущен проект Warhammer Anno Domini. Одним из идейных вдохновителей и организаторов этого начинания оказался автор данных строк. Целью проекта была проповедь христианства в среде WFB, и здесь руководители проекта столкнулись с рядом проблем, о которых будет сказано ниже.

Мир WFB не даёт нам прямых аналогий с христианством. Это совершенно естественно, поскольку сама по себе настольная игра, явившаяся основой для возникновения этого мира, религиозно нейтральна. По мысли создателей, игрок имеет возможность играть за любую из противоборствующих сторон, вне зависимости от своих религиозных убеждений.

Однако добиться этого на практике невозможно, если настольной игре придается глубокий, захватывающий мир, и сама игра становится лишь одним из его выражений, интересным только для узкого круга «настольщиков».

По сути WFB являет собой искусную компиляцию всего, что люди вкладывают в понятие фэнтэзи. А вкладывают они в это понятие, прежде всего, свои собственные мечты, чувствования и переживания, собственно то, что составляет их духовный мир. Это значит, что можно говорить на этом языке, и можно на нём благовествовать, даже если художественная среда, на первый взгляд, для благовествования не приспособлена. В мире WFB дело обстоит именно так. Создатели, сделали всё, что бы их мир был универсально нейтрален, благодаря чему в равной степени мог бы заинтересовать самых разных людей, безотносительно какой бы то ни было их религиозности.

Мы имеем в наличии две глобально противоборствующие стороны: Порядок и Хаос. Порядок представлен расами, обозначенными в таковом качестве ещё Толкиеном. На стороне хаоса — всё, что только может быть злого и плохого в фэнтэзийных мирах. Казалось бы, всё просто: у нас есть чётко обозначенное добро, и осмыслить его с христианских позиций труда не составит. Однако же, при более пристальном внимании, мы увидим ряд проблем, о которых уже упоминалось.

Представители Порядка на поверку оказываются одиозными язычниками, чьи верования разнятся по грубости и мрачности, и ни одно из них не может претендовать на то, чтобы выступать в качестве аналогии христианства.

По культуре и эстетике ближе всего к христианству стоит культ Сигмара — основная религия Империи людей. Однако в основе её — культ обожествлённого вождя, национального героя. А по существу церковь Сигмара — собрание мрачнейших представлений о Римско-Католической Церкви, в основном мифических. Это и ужасная вездесущая инквизиция, готовая жечь по малейшему подозрению и в промышленных масштабах, и толпы полоумных, увлечённых само- и не только истязаниями, и конечно же грубые неотёсанные плебеи, для которых казни еретиков составляют привычное и любимое развлечение.

Кроме того, присутствуют в массе свойственные языческому сознанию суеверия и фетишизм. Каждый персонаж, как правило, увешан множеством амулетов, талисманов, выдранных страниц со священными текстами. Сюда же можно отнести гротескное почитание икон и мощей, причём о последнем следует сказать особо. Повсюду, на всех уровнях быта: на столах, на мебели, на входных дверях; в качестве подсвечников и чернильниц, наверший указательных столбов и фонарей, везде вы встретите человеческие черепа. Вообще, тема черепа — общая болезнь вселенной Warhammer, жутковатая эстетика, которая лишний раз подчёркивает, что и Добро в этом мире улыбается мертвецким оскалом. Разумеется, в таких условиях проводить христианские идеи и ниспровергать язычество крайне сложно. По-христиански, методом аллегорического мышления, можно истолковать основную массу сказок, притч и мифов, но не в том случае, когда мы имеем дело с гротеском, жуткой карикатурой как на Церковь, так и на человеческое общество в целом.

Все положительные моменты, свойственные средневековой христианской цивилизации, как то: истовая вера, самопожертвование, определённого рода аскетизм — всё это оказывается отравлено массой предубеждений, свойственных невежеству, и раздутых до таких масштабов, что отсеять их очень сложно.

Стоило бы коснуться религиозных верований и другой человеческой страны — Бретонии. Здесь картина вырисовывается несколько более благополучная. В основе всего — британское двоеверие, когда древние, в основном кельтского происхождения, языческие мотивы тесно переплетаются с христианством. Но если в реальности, христианство в общем и целом доминировало, то здесь, разумеется, торжествует язычество. Культ женского божества, конечно же, не побеждается почитанием Божией Матери, а тема Грааля лишена евхаристического мотива. Рыцарство, овеянное ореолом романтики, являющееся продуктом христианской воинской традиции, приобретает языческий характер. Верования Бретони, в силу своей отдалённости от христианства, не содержат в себе никакой пародии на него, как мы увидели это на примере культа Сигмара. Это значит, что все положительные черты, которые мы можем почерпнуть из романтической эпохи рыцарства, с её обетами, подвигами, доблестью и славой, делаются вполне доступными для христианского осмысления. Тем более, что однажды, в нашей реальности, христианство уже смогло преобразить мотивы британских верований, создав уникальный культурный пласт. И это делает Бретонь, по мнению авторов проекта Warhammer Anno Domini, перспективной темой для благовестия.

Не столь плохо выглядят верования эльфов и гномов, т.к. они в достаточной мере аутентичны, и никаких негативных аллюзий на христианство не содержат. По сути своей это чистое язычество, гораздо более благообразное, нежели гротеск человеческих верований. Кроме того, язычество высших эльфов сопряжено с совершенной эстетикой, и некоей морально-нравственной парадигмой, которой культы людей, в основной массе лишены. Здесь мы должны быть благодарны Толкиену, христианское творчество которого положило начало для цивилизации высших эльфов WFB. Это делает данную фракцию второй по значимости, после Бретони, с точки зрения возможности благовестия.

Но здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой. У нас есть несколько фракций, позволяющих, в той или иной мере, возвещать на их примере евангельские идеи. Однако в мире WFB остаётся основная масса фракций, которые в христианскую концепцию мировосприятия совершенно не вписываются. Если мы собираемся благовествовать в мире WFB, нам необходимо подвергнуть его комплексному осмыслению, выстроить определённую мировоззренческую систему, в которую будет включён каждый из представленных элементов.

В творчестве профессора Толкиена, мир Арды целостен, т.к. построен на христианских принципах, и любые, самые негативные, явления, начиная с самого Моргота, занимают своё место в единой системе, и существуют по её правилам. В случае WFB мы видим фрагментированный, разобщённый мир, соединить который в нечто для христианства удобоваримое крайне сложно.

Создатели предлагают нам определённую общую схему, которая в этом качестве кажется совершенно бесполезной. В качестве истины постулируется теория о некоей эфирной стихии, варпе, представляющем собою духовную реальность. В этой реальности обитает множество духовных существ, в основном инфернального характера, там же обитают и боги, паразитирующие на вере, страстях и устремлениях разумных существ. Таким образом, любая религия влияет на духовную реальность, создавая в ней те силы, которым поклоняется. Это теория эгрегоров, относящаяся к эзотерике, и с точки зрения христианства совершенно одиозная. Стоит признать, однако, что для создателей, ставивших целью сделать свой мир религиозно нейтральным, где все верования будут одновременно истинны и ложны, теория варпа наиболее удобна.

Вопрос о возникновении жизни в мире WFB, определённо носящий религиозный характер, был решён достаточно примитивно. Развитые формы жизни появились якобы в результате деятельности некоей высокоразвитой инопланетной цивилизации, сиречь Древних. Как бы то ни было, что-то там у Древних не заладилось, и они исчезли, не сумев справиться с силами Хаоса, оставив несчастный мир им на растерзание. Можно было бы поставить вопрос, о том, откуда на свет появились сами Древние, но ответа мы не получим, и он нам не интересен. Сама идея возникновения человечества в результате деятельности иных тварных существ противоречит христианской антропологии и должна быть отвергнута.

Но, по счастью, предлагаемая нам система не категорична. Мы можем подвергнуть сомнению как характер деятельности Древних, так саму их природу. Что же касательно варпа, то его универсальность может остаться неверной гипотезой, если мы все имеющие место в мире WFB явления будем объяснять в рамках христианского мировосприятия и опыта духовной жизни. Инфернальные сущности и ложные боги, обитающие в некоей духовной реальности — здесь нет ничего такого, что было бы нам неизвестно.

Чтобы осмыслить мир WFB, мы должны признать ложность каждой его отдельно взятой религии. Сколь бы ни были удобны для христианского восприятия темы Бретони и Высших Эльфов, сами по себе они не увязываются с чудовищными верованиями Хаоса, никаким образом их не оспаривают и, при этом, не подтверждают. Если мы отказываемся от теории варпа, нам нужна новая теория, возвещающая новую Истину, которая оказалась бы единым мерилом для каждой из предлагаемых нам религий.

Подобная ситуация уже имела место в реальности. В мир, переполненный противоречивыми верованиями народов, разрозненный, утопающий в религиозном хаосе, пришла Благая Весть, и она, с авторитетом Истины, прежде неведанной, ниспровергла всё, что ей противоречило, рассеяла тьму суеверий, и вобрала в себя всё лучшее, что было в мировоззрении человечества.

Точно такой же выход предлагает и проект Anno Domini. Миру WFB необходима Благая Весть, которая подобно семени упадёт на почву фракций Порядка, преобразит их, даст им новое единство и, наконец, сможет противостоять Хаосу. Если мы не можем говорить в мире WFB притчей, следует говорить открытым текстом. Христианство на деле доказало свою универсальность, укореняясь на любой почве, где есть место любви, красоте и благочестию. Есть такая почва и в мире WFB. Добрые боги, утратят свой статус, и растворятся в сонмах святых, оставив им свои имена. Почитание реликвий облагородится и обретёт новый смысл. Уйдёт в прошлое тёмная эра суеверий, и с этого начнётся поражение Хаоса.

На данный момент Anno Domini, включает в себя несколько художественных рассказов, развивающих христианскую тему в мире WFB. Основой их является Остландский цикл, начинающийся повествованием о скромной христианской обители, которая оказалась вовлечена в события времён Бури Хаоса. Во «Времени слёз», финальном и самом масштабном произведении цикла, рассказывается о судьбоносном столкновении объединённых христианских сил с ордами Хаоса, объединёнными под рукой Чёрного Герцога Латримаха. Именно тогда, близ маленького городка Дункельпфад, христиане решали судьбу мира WFB.

Шульженок Павел
Источник: "Богослов"


 Тематики 
  1. Религии вымышленных миров   (23)