Прошло три года с тех пор, как на экраны вышел скандально успешный "Код да Винчи", и вот Дэн Браун и Рон Хоуард радуют нас новым совместным творением, фильмом "Ангелы и демоны". На этот раз замысел менее масштабен, в пространство псевдоисторических фантазий попадает не жизнь основателя христианства, но лишь католическая церковь. Это значит, что активно протестовать против этого фильма будут не все христиане, а какой-то миллиард католиков. Остальные же могут спокойно отмахнуться: мол, это не про нас, ну и ладно.
Коротко о сюжете. После смерти Папы на выборы нового главы церкви собирается конклав кардиналов. Однако случается страшное. Несмотря на охрану со стороны швейцарских гвардейцев, римских карабинеров, четырех кандидатов на святейший престол похищают. Всемогущие террористы в качестве бонуса крадут контейнер с антивеществом из лаборатории в Церне. Если аккумулятор этого контейнера разрядится, всех ждет взрыв ужасающей мощности. В общем, ситуация безрадостная. А к тому же выясняется, что все это сотворили иллюминаты – древний орден ученых и философов, а по совместительству врагов католической церкви. Спасать Рим приглашают уже известного нам профессора Роберта Лэнгдона. Благодаря энциклопедическому знанию символики, а также с помощью ученой из Церна, помогающей переводить ему с латыни секретные тексты Галилея, Лэнгдон отважно движется к победе над мировым злом.
Церковь слаба, а веры нет
После просмотра картины у многих может создаться впечатление, что основной ее посыл состоит в том, что религия и наука должны гармонично сосуществовать. Ведь адронный коллайдер может дать "научное доказательство" существования Бога, а неверующий в итоге спасает Ватикан. Это не совсем верно.
Важен не только тезис, но и то, как он доказывается. Если вы вдруг выскажете глубокую идею, но в ее обоснование приведете убогую аргументацию, то очевидно, тем самым дискредитируете саму эту идею. В искусстве, конечно, нельзя говорить о выстраивании четкой системы доказательств, ведь оно основано не на логике, а на чувствах. Однако существуют критерии, позволяющие отличить подлинные, авторские творения от масскультовых поделок. О данных критериях многие бы поспорили, но почти все кинокритики согласны в том, что "Ангелов и демонов" можно отнести к категории блокбастеров – типичному коммерческому кино, не имеющему ничего общего с авторским.
Любые значимые и глубокие идеи, появляющиеся в фильмах уровня "Ангелов и демонов" могут быть лишь искажены и опошлены. Это мы и наблюдаем: фильм вовсе не о гармоничном сосуществовании веры и знания. Это кино, скорее о том, что веры нет, а церковь – слаба. "Ангелы и демоны" – это продукт идеологии как ложного сознания, они служат не просвещению, но развращению народа.
Можно привести забавную аналогию, придумав типичный сюжет относительно науки. Без видимых причин Лауреаты Нобелевской премии по физике сходят с ума, начинают говорить не своими голосами о том, что их телом завладел сам сатана. Ведущие психиатры не в состоянии помочь, тогда спасать мировую науку от краха вызывают опытного экзорциста. Он излечивает светил науки и спасает мир. А что? Экзорцист не делал ничего сверхъестественного, примененные им психологические методики могут в будущем быть объяснены в рамках научных теорий. Идет диалог веры и знания. Вряд ли подобное кино поддержат ведущие академии мира.
Здесь возникает следующий вопрос, если это кино – не дружеский жест, а, скорее, агрессивный выпад, то каково его место среди других антирелигиозных фильмов?
Антиклерикальный кинематограф
Сделаем лишь пару замечаний относительно религиозных объектов критики кинематографа. Первое. Существуют антиклерикальные фильмы, в которых выражается сомнение в том, что церковь или отдельные ее представители не способны преодолеть свою греховную природу и достичь нравственного совершенства. (Здесь критика сконцентрирована на церковных людях, поддавшихся порокам). В качестве примера можно привести "Отец Сергий", поставленный по повести Льва Толстого, с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Религия предполагает идеал святости, многие шли к нему, но достигли единицы. Человек мог делать какие-то усилия над собой, стремился измениться, но ничего у него не вышло и тогда, как бы в отместку за эту неудачную попытку, он становится еще более порочным, чем был изначально, сохраняя при этом духовный сан. Хорошие фильмы данной категории именно о таких людях, а также о всевозможных лицемерах, изуверах и т.д.
Второе. Сомневаться можно не только в достижимости святости и возможности хоть в малой степени познать Бога, но и в наличии и Бога, и религиозного идеала вообще. (В этом случае критика направлено именно на религиозный идеал). Пример – кино Луиса Бунюэля “Симон-пустынник”. Практически весь фильм нам показывают духовные подвиги Симона: вот он изгонят беса из монаха, вот не поддается вожделению к сатане, скрывающемуся в образе маленькой девочки. Симон способен именем Господа творить чудеса, преодолеть все соблазны, но в самом конце картины мы видим, как Симом с вином и сигаретами расслабляется в ресторане в компании сатаны. В чем же дело? В истории.
Просвещение привело к секуляризации и забвению Бога. Религиозные идеалы могли действительно существовать, но они ушли, остались в прошлом, к которому невозможно вернуться. Конечно, такой тезис неприемлем и даже оскорбителен для верующих, но он имеет определенные основания в действительности. Общество и природа не предоставляют нам очевидных свидетельств существования Бога, поэтому многие в него попросту не верят, а если они при этом еще и кино снимают, то результат предсказуем.
Итак, если исходить из приведенной элементарной классификации антиклерикальных фильмов, то "Ангелов и демонов" можно отнести к первому типу (критике церковников), тогда как "Код да Винчи" скорее относится ко второму (критике Богочеловека). Хотя в "Ангелах и демонах" нет ни борения чувств, ни глубины, ни подлинного драматизма, а есть лишь динамичный сюжет и хорошие спецэффекты.
Католическая церковь против гедонизма
В основном в церковных кругах распространено мнение о том, что все творчество Дэна Брауна инспирировано мировой масонской закулисой и направлено на то, чтобы опорочить христианство. Действительно, если взять "Ангелы и демоны", то основной их посыл можно свести к следующему. Идеи об угрозе со стороны тайных орденов раздуваются консервативной частью католического духовенства, чтобы, используя образ врага, захватить власть в свои руки. Кроме того, церковь не в состоянии бороться со своими внутренними угрозами без помощи неверующих вроде профессора Лэнгдона. Однако если Дэн Браун и действует в интересах масонов, то это такие масоны, которые явно не очень разбираются в методах идейной борьбы. Фильм рассчитан на массового зрителя и вряд ли способен поколебать веру глубоко религиозных людей и изменить представление о католичестве людей неверующих.
Но чем же все-таки обусловлен успех фильмов по книгам Дэна Брауна? Во-первых, церковь сама своими протестными действиями сделала им хорошую рекламу. Привлеченные возникшей шумихой толпы зрителей устремились в кинотеатры и обеспечили картинам хорошую кассу.
Во-вторых, массовому сознанию присуща черта все низводить до своего уровня. Как известно, значения слова религия – ”благочестие, почитание”, поэтому религиозная жизнь предполагает не просто формальное согласие с теми или иными принципами, а действительное осознание ответственности за свою жизнь перед Богом, принятие на себя тех или иных обязательств или моральных ограничений. А люди сейчас, в своей массе никаких моральных обязательств и ответственности на себя брать не хотят и живут в основном не ради внутреннего духовного роста, а ради развития вовне – того, чтобы развлечь свой мозг новой информацией и испытать какое-то неизведанное удовольствие.
Католическая церковь, как впрочем и любая традиционная церковь, со своей апелляцией к Библии, Нагорной проповеди, протестами против гомосексуализма и гражданских браков является определенным препятствием на пути к безраздельному господству гедонизма. Поэтому люди с интересом идут на "Ангелов и демонов", ведь оказывается, что католическая церковь, это не двухтысячелетний оплот веры, ведущий свою историю со времен апостола Петра, а сборище немощных стариков, которые без профессора Лэнгдона не могут справиться с молодым и коварным злодеем.
Наконец, в-третьих, достаточно очевидное объяснение успеха. Фильм высокобюджетный, играют в нем звезды, сюжет увлекательный, смотрится с интересом. Так что такое кино нужно прежде всего голливудским продюсерам, чтобы заработать как можно больше денег.
Существует такой жанр как эксплотэйшн. Его отличительная особенность состоит в акцентировании внимания на темах или заведомо вызывающих интерес у массового зрителя (секс, насилие), или находящихся под охраной политкорректности, таких как права негров и других меньшинств. Правда, такое кино в основном относится к "категории B", но в целом ангелов и демонов вполне можно отнести к субжанру "церковный эксплотейшн".
Петр Абрамов
Источник: "Русский Журнал"