Крест и оливковая ветвь – два графических символа самой длительной – 12-й по счету – зарубежной поездки Папы Римского Бенедикта ХVI /8-15 мая 2009 г./. Ватикан, со слов самого понтифика, официально именовал ее не иначе как паломничеством на Святую Землю. Этот терминологический нюанс, помимо его ритуального значения, должен был, очевидно, подчеркнуть неполитический характер папского визита в Иорданию, Израиль и Палестину.
Строго говоря, термин "Святая Земля" использован организаторами визита с учетом административного фактора, как обозначение территорий, находящихся под каноническим окормлением специального управления Святого Престола и включающих остров Кипр, Иорданское королевство и Палестинскую национальную автономию.
2 года назад, закончив многолетнюю работу над первым томом своего главного богословского труда "Иисус из Назарета" /опубликован в 30 странах мира, в том числе в России, с предисловием тогда еще митрополита Кирилла/, Йозеф Ратцингер объявил о намерении поклониться христианским святыням на Ближнем Востоке. Дипломатическая машина папской администрации была запущена, и, несмотря на военные действия в Газе и смену правительства в Израиле, спецсамолет с папой-пилигримом на борту отправился 8 мая в Иорданию.
Расположенный на холмах между пустыней и плодородной долиной реки Иордан, Амман – один из древнейших городов земли: это античная Филадельфия, сооруженная греками, а первые поселения здесь датируются 1У тысячелетием до н.э. Много раз Амман появлялся на страницах истории и исчезал с них – это и королевский город царя Давида, и временная столица египетского владыки Птоломея П /285 – 246 года до н. э./, и военный форпост, перестроенный римлянами во П веке н. э., и богатый христианский оазис /Ш – УП века/, завоеванный мусульманами в 635 году. По невыясненным пока причинам город прекращает существовать на картах в ХШ веке, чтобы снова, как птица Феникс, возникнуть из песка и пепла усилиями обосновавшихся здесь черкесов и чеченцев в 1878 году, сначала в виде маленького поселка. После распада Оттоманской империи и учреждения Британского палестинского мандата Амман становится главным городом Трансиордании, а с провозглашением в 1946 году независимого Иорданского королевства – его столицей.
В Иордании Бенедикт ХVI находился полных три дня в качестве личного гостя короля Абдаллы II и королевы Рани. Сентиментальному 82-летнему понтифику были представлены и 4 маленьких принца, наследники престола. Йозеф Ратцингер умилился так же, как и за неделю до этого, когда в Ватикане увидел пришедшего к нему на аудиенцию в библиотеку Апостольского дворца белорусского "батьку" Александра Лукашенко за ручку с младшим сыном, 5-летним Колей.
Приезд в Иорданию должен был означать не только исторический смысл папского паломничества "по следам пророков и святых", но и признание важной роли умеренного арабского режима Аммана в решении ближневосточной проблемы. К тому же этот визит стал продолжением и развитием диалога Ватикана с исламом, набиравшего обороты после известного выступления Йозефа Ратцингера в университете баварского города Регенсбург в 2006 году. Тогда оно было истолковано многими как нападки на мусульманскую веру. В октябре 2007 года группа из 138 видных исламских богословов, по инициативе двоюродного брата иорданского короля и его главного советника по религиозным вопросам принца Гази бен Талала, обратилась к понтифику и другим христианским лидерам с посланием под красноречивым названием "Общее слово между нами и вами".
Последовали ответ от имени Папы за подписью Государственного секретаря кардинала Бертоне /ноябрь 2007 года/, новое письмо принца /декабрь того же года/ и аудиенция у Бенедикта ХVI в Ватикане для принца Гази и возглавляемой им делегации в ноябре 2008 года. И вот теперь на иорданской земле состоялась новая встреча, закрепившая этот плодотворный обмен мнениями,
Самым сложным этапом визита стало посещение Израиля. С учетом ряда нерешенных вопросов в ватикано-израильских отношений эта поездка понтифика привлекла особое внимание. Рекордное количество иностранных журналистов аккредитовались на этом визите /помимо более-менее постоянной группы из полсотни участников "папского пула", передвигающихся на его личном борту/. Но Бенедикт ХVI, удивленный и даже обескураженный шумной реакцией на свои высказывания о презервативах в полете по пути в Африку, никаких сенсационных заявлений в этот раз не сделал. Он молился у христианских святынь и говорил только самые необходимые вещи. Израильская пресса единодушно раскритиковала понтифика не за его выступления, а за то, что он не сказал в мемориале "Яд Вашем". Мне вспомнился его визит в Освенцим три года назад. Немецкий Папа постоял у памятных камней с цифрами жертв и надписями на разных языках – по-немецки, по-английски, по-русски, по-польски, по-цыгански… Потом поднял голову к небу и громко спросил: "А где же ты был, Господи?!". И, что самое удивительное, получил ответ: радуга зажглась от одного края горизонта до другого.
Вот это – уровень общения Папы Ратцингера, богослова и библеиста, свободно читающего священные тексты не только на латинском, но и на древнееврейском языке. Он не великий коммуникатор, как Войтыла. Он ощущает себя лишь пастырем, сомневающимся и ищущим истину. А израильтяне ждали от него покаяния. Но получили лишь разъяснения руководителя службы печати Святого Престола отца-иезуита Федерико Ломбардии о том, что Йозеф Ратцингер, вопреки утверждениям израильской прессы, никогда не состоял в рядах нацистского молодежного идеологического движения "Гитлерюгенд". Зажигательные бомбы с крыш во время артналетов союзников его сбрасывать заставляли. А вот "Гитлерюгенда" не было.
Пожалуй, самые важные заявления Йозеф Ратцингер сделал в первой же речи на земле Израиля, на церемонии в аэропорту Бен-Гуриона. Он счел нужным осудить антисемитизм, а главное, назвал цифру жертв Холокоста – 6 млн человеческих жизней. Никаких упоминаний о епископе Ричардсоне, отрицающем зверства нацизма, не последовало.
Папа Римский Бенедикт ХVI стал первым главой Ватикана, посетившим мечеть Купол Скалы /Куббат ас-Сахра/ на Храмовой горе в Иерусалиме. По библейской традиции, Храмовая гора отождествляется с горой Мориа, на которой Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент был остановлен посланцем Всевышнего. Затем на ней установил жертвенник царь Давид, а его сын Соломон построил Первый Храм, разрушенный в 586 году до н. э. вавилонским царем Навуходоносором. Спустя полстолетия евреи вернулись из вавилонского плена и построили Второй Храм, разрушенный в 70-м году римлянами. Западная стена считается единственной сохранившейся частью храмового комплекса. Для мусульман Храмовая гора является третьей по значимости святыней. Купол мечети доминирует в панораме старых кварталов Иерусалима. Первоначально медный, этот купол был покрыт уже в наши дни сусальным золотом на средства короля Иордании Хусейна. Папе показали внутреннее убранство храма и даже потайную лестницу, которая ведет в подземелье под скалой, называемое "Источник душ". Считается, что здесь дважды в месяц собираются для молитвы умершие.
Папа приветствовал представителей мусульманского духовенства арабской здравицей "Ас-салям алейкум!" /мир вам/ и посвятил свое выступление общей ответственности всех тех, кто исповедует веру в единого Бога. Они призваны, по словам римского первосвященника, "неустанно трудиться для ограждения людских сердец от чувств ненависти, злобы и мщения".
Главный муфтий Иерусалима Мохаммед аль-Хуссейни призвал Папу Бенедикта "сыграть активную роль в прекращении "агрессии Израиля против палестинцев". "Мы ожидаем от Вашего святейшества активной роли в прекращении агрессии против нашего народа, нашей земли и наших священных мест, Иерусалима, Газы и Западного берега /реки Иордан/", – сказал муфтий, встречая Папу Ратцингера перед входом в мечеть Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме..
Ранее с подобным призывом к главе Ватикана обратился глава палестинского шариатского суда шейх Тайсир ат-Тамими. Выступая на межрелигиозном форуме в иерусалимском центре "Нотр Дам" в присутствии понтифика, он обрушился с резкой критикой на Израиль и призвал мусульман и христиан объединиться против "израильской оккупации и добиться провозглашения независимого палестинского государства". Выступление шейха не было запланировано, и он говорил на арабском языке, поэтому речь синхронно не переводилась на английский. Однако когда понтифику сообщили смысл высказываний ат-Тамими, он удалился из зала. Позднее пресс- служба Святого престола выступила с осуждением этого демарша. "На встрече, посвященной диалогу, подобное вмешательство было прямым отрицанием такого диалога", – говорится в заявлении главы пресс-службы отца Федерико Ломбарди. Он выразил "надежду, что данный инцидент не повредит миссии Папы, направленной на продвижение мира и межрелигиозного диалога". МИД Израиля также выступил с осуждением высказываний ат-Тамими, подчеркнув, что "они направлены на разжигание ненависти".
Посетив Храмовую гору, понтифик спустился к ее Западной стене /Стене плача/ – главной святыне иудаизма. В коротком послании Папа Римский отметил, что "Иерусалим – Город Мира – является духовным домом для иудеев, христиан и мусульман". Он призвал "Всевышнего Бога Авраама, Исаака и Яакова ниспослать мир на Святую Землю, на Ближний Восток и всему человечеству". Затем понтифик в одиночестве подошел к Стене, всунул ритуальную записку в щель и постоял в молчании. О чем попросил понтифик Бога, осталось тайной.
Однодневная поездка в священный город Вифлеем стала официальным посещением Палестинской автономии, проведенным по всем протокольным правилам межгосударственного визита. Интересно отметить, что в арабской транскрипции название Вифлеем означает "мясной дом", а в еврейской – "молочный дом". Расположенный в 10 км от Иерусалима на самом краю Иудейской пустыни, он считается местом, где прошли детские годы библейского царя Давида, здесь же родился Иисус Христос. Президентский дворец здесь сооружен по решению первого председателя ООП Ясира Арафата. В 2000 году в Вифлееме под эгидой ЮНЕСКО открылся международный музей Рождества. Выступая с проповедью на Ясельной площади в Вифлееме, понтифик заявил, что молится о снятии израильской блокады с сектора Газа. "Будьте уверены в моей солидарности с вами в той огромной работе по восстановлению, которая предстоит, и в моих молитвах о скорейшем снятии блокады", – сказал понтифик, обращаясь к паломникам из сектора Газа. Весьма негативное впечатление произвела на Йозефа Ратцингера разделительная стена безопасности, которой израильтяне обнесли палестинские территории. Папа выразил надежду на то, что эта разделительная стена между Израилем и палестинскими территориями не будет вечной. Он сказал об этом 13 мая во время посещения палестинского лагеря беженцев Аль-Айда возле Вифлеема.
"Мы молимся о том, чтобы окончилась враждебность, ставшая причиной строительства этой стены", – сказал понтифик после того, как палестинцы вручили ему фрагмент этого железобетонного сооружения 6-метровой высоты. "Хотя стены могут быть легко построены, мы все знаем, что они не вечны", – отметил Папа Римский.
Со своей стороны глава Палестинской национальной администрации /ПНА/ Махмуд Аббас призвал Папу оказать помощь "в создании независимой Палестины со столицей в Иерусалиме, живущей рядом с Израилем". Встречаясь с понтификом в Вифлееме, он также попросил помочь "в подтверждении гарантий права на возвращение для палестинских беженцев". Аббас обвинил Израиль в том, что он "использует оккупационную власть для принуждения христиан и мусульман к миграции, превращая наши святые места в антиквариат для туристов". "Мы продолжаем страдать со времен ан-Накбы /катастрофы, как называют палестинцы провозглашение независимости Израиля – прим.корр.ИТАР- ТАСС/, произошедшей 61 год назад , – сказал председатель ПНА.
Подводя политические итоги своего паломничества, Бенедикт ХУ1 призвал к воплощению формулы "два государства для двух народов". Он сказал об этом 15 мая в тель-авивском аэропорту имени Бен-Гуриона перед возвращением в Ватикан. Понтифик отметил, что прибыл сюда "как друг израильтян, так же как и друг палестинцев", и именно как друг не может спокойно смотреть на страдания двух народов, длящихся десятилетиями. Он призвал "разорвать замкнутый круг насилия" и установить "длительный мир, основанный на справедливости". "Пусть во всем мире признают право Израиля на существование в мире и безопасности внутри международно признанных границ! Пусть все признают, что палестинцы имеют право на суверенную, независимую родину, на жизнь с достоинством и на свободу передвижения! Пусть формула "два государства для двух народов" станет реальностью!", – сказал глава Ватикана.
Папа Ратцингер особо отметил, что "одним из самых волнующих моментов" его паломничества стало посещение музея Холокоста "Яд-ва-Шем", и оно возбудило в нем воспоминания трехлетней давности, когда он побывал в лагере смерти "Освенцим". "Там были жестоко уничтожены так много евреев – матерей, отцов, мужей, жен, братьев и сестер – они были уничтожены безбожным режимом, пропагандировавшим антисемитизм и ненависть, – сказал понтифик. – Эту жуткую страницу истории нельзя ни забывать, ни отрицать".
Президент Израиля Шимон Перес, выступая на торжественной церемонии проводов, поблагодарил Папу Римского за четкую позицию в отношении антисемитизма и любых других форм дискриминации, а также за миротворческие усилия. Он подтвердил свое "искреннее стремление к миру, разделяемое всеми израильтянами", и отметил, что паломничество понтифика "внесло значительный вклад в новые отношения" между Ватиканом и Израилем, а также "в долгосрочный диалог между евреями и христианами во всем мире". Ранее Перес сказал журналистам, что "этот визит пишется не на газетных страницах, а в Книге Истории".
Большой интерес вызвала личная встреча понтифика с новым премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Назарете. Глава кабинета призвал Папу "возвысить моральный голос против угроз Ирана в адрес Израиля". Как сообщила газета "Гаарец", израильский премьер и глава Ватикана обсудили также перспективы палестино-израильского мирного урегулирования. Нетаньяху подтвердил приверженность миру с палестинцами, если он будет гарантировать безопасность. "Мы не хотим править другим народом, но мы также и не хотим, чтобы рядом с нами возникло террористическое государство, поддерживаемое Ираном и угрожающее безопасности Израиля", – сказал премьер. По данным израильских СМИ, во время встречи, которая проходила за закрытыми дверями, глава Ватикана поддержал необходимость борьбы с экстремизмом, равно как и необходимость поддерживать умеренные силы в регионе. Он подчеркнул, что сам находится в авангарде борьбы с антисемитизмом во всем мире.
Стороны также обсудили вопросы развития отношений между Израилем и Ватиканом, в том числе проблему налогообложения институтов Католической церкви в Израиле, а также статуса ряда святых мест христианства. По данным израильской прессы, речь идет о желании Ватикана получить контроль над Горницей Тайной вечери на горе Сион и Гефсиманским садом в Иерусалиме, Базиликой Благовещения в Назарете, местечком Капернаум и Церковью Умножения Хлебов и Рыб возле Галилейского моря /озеро Киннерет/, а также над Церковью Преображения Господня на горе Фавор. Нетаньяху отметил, что он настроен на "решение проблемы, и что он предпримет шаги по ускорению переговоров". Кроме того, он пообещал увеличить число виз, выдаваемых католическим священникам из арабских стран.
Важное место в программе заняли экуменические встречи понтифика с лидерами православных восточных церквей. В частности, понтифик высказал надежду на успешное продолжение работы международной комиссии по католическо- православному диалогу.Вряд ли можно считать простым совпадением, что практически одновременно в Москве иерархи Русской православной церкви /РПЦ/ и Ватикана заявили о важности совместной защиты традиционных христианских ценностей. Об этом говорилось на встрече председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона с представителем Святого Престола в РФ архиепископом Антонио Меннини. Стороны обсудили текущее состояние взаимоотношений между православными и католиками в России, а также конкретные вопросы, касающиеся дальнейших перспектив работы Смешанной православно-католической богословской комиссии по диалогу.
Наблюдатели отметили, что Папа Бенедикт, совершивший первую поездку на Ближний Восток, все время находился как бы в тени трех своих более известных предшественников: Папы Пия XII, обвиненного в молчании по поводу нацистского Холокоста в годы Второй мировой войны, Папы Павла VI, первого епископа Рима, посетившего Святую Землю 45 лет назад, и Папы Иоанна Павла II, приезжавшего сюда паломником в год Великого юбилея христианства /2000 год/. В Назарете Бенедикт XVI проехал на знаменитом "папамобиле" по главной улице города, носящей имя Павла VI, и освятил Мемориальный парк имени Иоанна Павла II. Их поездки все время сравнивали: даже министерство туризма Израиля /возглавляемое нашим бывшим соотечественником Стасом Мисежниковым/ уточнило, что вслед за Йозефом Ратцингером на Святую Землю приехали 20 тысяч христиан-паломников, что в три раза меньше, чем в дни визита Кароля Войтылы.
Тем не менее, уже можно сказать, что несмотря на все опасения паломничество Бенедикта удалось. Каждая из принимающих сторон рассчитывала использовать моральный авторитет фигуры понтифика для решения своих собственных задач. Иорданский монарх закрепил роль главного и доверительного собеседника главы Ватикана в регионе. Палестинский лидер Махмуд Аббас потребовал поддержки скорейшего провозглашения своего суверенного государства, а новому правительству Тель-Авива было важно заручиться пониманием Святого Престола всего комплекса деликатной проблемы безопасности Израиля.
Через день после возвращения в Рим Папа высказал надежду на то, что христиане Ближнего Востока, в гармонии и сотрудничестве со своими соседями – иудеями, мусульманами и всеми людьми доброй воли, смогут построить мирное и справедливое будущее в регионе, ставшем символом "бесконечных разделов и братоубийственных конфликтов". Обращаясь к паломникам из окна своего рабочего кабинета, выходящего на площадь Святого Петра, римский первосвященник поблагодарил всех, кто способствовал успеху его 12-й зарубежной поездки. "Эта земля, символ любви Бога к своему народу и ко всему человечеству, стала также символом свободы и мира, которых Бог желает чадам своим, – продолжил Папа свои размышления. – На самом же деле история дня вчерашнего и сегодняшнего показывает, что именно эта земля наоборот стала символом "бесконечных разделов и братоубийственных конфликтов. Как же такое возможно?". Папа Ратцингер настаивал на продолжении межрелигиозного диалога, говорил о необходимости "бояться Бога и стремиться к справедливости".
Алексей Букалов, Ватикан; Николай Керженцев, Тель- Авив
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.