В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Что вам не нравится в церкви?

Существует множество примеров, когда люди, не обладая должными знаниями и опытом, начинают выступать перед широкой аудиторией "от лица православных". Своими спорными высказываниями и некомпетентностью они, как мне кажется, бросают тень на остальных верующих.


Лиза МАРОВА, студентка, Великий Новгород

...когда вредят авторитету

Меня ничто не пугает в Церкви, но беспокоит наличие в Церкви людей, которые своими действиями и словами могут навредить ее авторитету. Увы, сегодня мы достаточно часто сталкиваемся с теми, кто, прикрываясь принадлежностью к Русской Православной Церкви, берется делать серьезные и значимые для всех нас вещи, например, снимать кино. Но делает это недобросовестно и слабо, не доводит до конца. Эти недоделки публично демонстрируются под маркой православного кино, дискредитируя Церковь, которая есть все мы. Существует множество примеров, когда люди, не обладая должными знаниями и опытом, начинают выступать перед широкой аудиторией "от лица православных". Своими спорными высказываниями и некомпетентностью они, как мне кажется, бросают тень на остальных верующих. Вследствие этого Православная Церковь для многих молодых людей превращается в сомнительную организацию с сомнительной репутацией. Я считаю, что если ты не готов сделать задуманное на отлично, лучше и не затевать, особенно под "маркой" Православной Церкви. Но взявшись, надо стараться изо всех сил. И с Божьей помощью все получится!


Виталий ОРЕХОВ, студент МГИМО (У) МИД России, Москва

...когда непонятно

Спрашивать: "Что вам не нравится в Церкви?" – это все равно как у тонущего в болоте, протягивая ветку, спрашивать: "Что вам не нравится в ветке?". Представьте, что он ответит: "Я вообще-то синий цвет люблю, а ветка зеленая. Это мне не нравится". Проблема в том, что я не очень разбираюсь в "ветках" и не считаю себя компетентным в этом вопросе, но в Бога и в спасение я верю.

Если же говорить конкретнее, то мне не нравится, что в исповедании христианской веры существуют некоторые положения и их следствия, которые мне, да и другим, могут казаться откровенно неприятными. Например, Церковь дарует человеку путь к спасению, и тем самым человек признает за собой ничтожность своего "я", низость и ущербность. Это, обращая человека к Богу, изображает его с отрицательной стороны и подчеркивает его неполноценность. Но каждый ли готов согласиться с таким порядком вещей, каждому ли это приятно? С точки зрения христианской логики даже такие помыслы – суть и следствие желаний плоти. Но если уйти от религиозной риторики, разве противоестественно хотеть и быть сильным, полноценным? Почему же это признается дурным? Другая проблема, с которой сталкиваюсь я, да и других она может увести от главного, – это сложная структура Церкви как общественного института, непростое содержание христианского учения и самого понятия "Церковь". Мне кажется, что однозначно определить сущность того, что есть Церковь, вникнуть в суть тонкостей и обрядов может лишь человек с богословским образованием. А что делать простым людям? В этом я вижу опасность разрыва между поставленными Церковью целями, (безусловно, для человека она одна – спасение) и достигаемыми результатами.


Ксения КИРИЛЛОВА, журналист, Екатеринбург

...когда Православие упрощают

Переиначу вопрос и скажу о том, что мне не нравится в современной церковной жизни. Увы, не всегда у нас хватает доброжелательности к "захожанам". Часто человек, впервые пришедший в храм, чувствует себя одиноким. Не везде на должном уровне поставлена катехизация, и даже после крещения не всякий понимает, чтó пообещал в крещальных обетах.

Есть проблемы и серьезнее: чрезмерное упрощение Православия и подстраивание веры под современные реалии. Миссия нужна, кто спорит! Нужно говорить с людьми на их языке, но нельзя переходить грань и вычеркивать из Православия главное, ограничиваясь внешним антуражем. Но и радикальный фанатизм ультраконсерваторов не привлекает. Мне не нравится, когда начинают борьбу со всем и всеми под предлогом борьбы за чистоту Православия; когда святым именем Церкви прикрывают свои пороки; когда, пользуясь доверием к Церкви, под ее кровом совершают подлые поступки и преступления. Отсюда у тех, кто внутри этой среды, рождается религиозный цинизм, который отталкивает от Церкви тех, кто вне. Не нравится, когда у людей духовная жизнь подменяется ощущением принадлежности к "системе". Таким людям, особенно занимающим должность в епархии, в храме, легко ошибиться и решить, что если их ценят в епархиальной структуре, то их принимает в лице этой структуры Сам Господь.

Впрочем, нам нужно понимать, что, приходя в храм, мы приходим ко Христу, и тогда нас не смогут отвратить от Церкви никакие внешние искушения.


Надежда ОРЛОВА, член координационного совета "Молодой Гвардии Единой России", Москва

...когда понижают планку

Есть у меня воинственный знакомый, который на вопрос "Что тебе не нравится в боевых искусствах?" отвечает: "В боевых искусствах мне не нравлюсь я сам. Моя лень и слабость". Недавно он прекратил водить сына на карате и отдал его на плавание. Объяснил: "Такое карате нам не нужно. Уровень подготовки ужасающе низкий. Чему там научат моего сына? Пусть парень лучше плавает".

Мне кажется, что это по сути близко тому, что мы видим, приходя в Церковь. Во многом снижение уровня (уж простите!) оказания услуг связано с наплывом желающих. Чем больше людей приходит на тренировку, тем меньше времени уделит каждому тренер. Количество противоречит качеству. Поэтому и то и другое нуждается в реформировании. Необходима схема, которая, будет гарантировать и высокий профессионализм преподавателей и, как следствие, хороший "пакет навыков по окончании курса тренировок" и не превратит институт в элитарную тусовку для избранных. Ведь элитарность способна сохранить первоначальный облик института. Вообще, большой вопрос, куда должна расти Церковь – в высоту или в ширину?

Как-то прочла у Орхана Памука, что раньше инженер полностью отвечал за строительство железнодорожного туннеля. Теперь туннель разделен на десятки кусочков, на каждом из которых свой главный инженер. Ощущение, что профанация и суррогаты становятся нормой жизни. И Церковь – единственная организация, обладающая верным измерительным инструментом. Поэтому я за высоту. При этом не считаю, что Церковь не должна быть массовой. Иначе ее ждет участь "гениалиссимуса" Букашева из "Москвы 2042", которого Войнович авторской волей отправил в космос наблюдать за развитием коммунизма, построенного в отдельно взятом городе.

Наверное, важно найти разумное сочетание высоты и ширины, не перекладывая решение вопроса на молодое поколение, которое, надеюсь, учтет ошибки отцов и проанализирует их опыт.


Игорь ИЛЬНИЦКИЙ, преподаватель истории, семинарист, Черняховск, Калининградская область

...когда Церковь идеализируют

Настороженность у меня вызывают настроения, бытующие в церковной среде. В первую очередь имею в виду неадекватную оценку некоторыми церковными людьми современного положения Церкви. В порыве "триумфаторства" мы склонны не замечать серьезных и острых проблем. Но проблемой является и само ложное ощущение полного триумфа. Мы почему-то охотно верим результатам соцопросов и статистике о православном большинстве в нашей стране, хотя очевидно, что это не так. Убаюкиваемся этими данными и даже утешаемся. Но я ежедневно общаюсь с ровесниками, которые вообще ничего не знают о Церкви, не подозревают о существовании православных интернет-ресурсов, способных помочь им разобраться в том, что есть Православие.

Есть и другая проблема, которую я вижу, просматривая в интернете новостные ленты информагентств и православных сайтов, – это идеализация церковной жизни. Складывается впечатление, что вся церковная жизнь – череда праздников, визитов и юбилеев. Но повседневный опыт говорит, что это не так.

Поэтому нам, людям церковным, необходимо снять розовые очки, покинуть свое любимое "гетто" и посвятить себя настоящему миссионерству.


Светлана САДОВИНА, менеджер, Москва

...когда неудобно

Наверное, претензии, которые я выскажу, касаются в большей степени исполнения треб. Но именно из этих мелких недовольств и возникает сомнение и рождается нежелание ходить в храм. Мне не нравится, что чтение на Литургии наиболее важных для христианства книг, как то Евангелия и Апостола, происходит в спешке, неразборчиво, словом – непонятно. Да и с молитвами то же самое. Вот рядом стоят люди, они, как и я, пытаются "внимать", но ведь не получается!

Иконы по большей части висят высоко, а в самом храме обычно полумрак, и прочесть, что за святые изображены на иконах, трудно. Хорошо было бы, если бы перед иконой размещали таблички с фрагментами акафистов или тропарей святому. Многие, как и я, приходят в храм, стоят перед образом, прикладываются к нему, но не знают, как достойно обратиться к святому со своей молитвой.

Как многим, мне не нравятся "бабки", торгующие в церковных лавках. Эти самые "занятые" в храме люди, как правило, бесцеремонны и грубы, они – настоящее воплощение госчиновников. Впрочем, хозяевами чувствуют себя и некоторые прихожане, которые как будто гордятся своим якобы особым положением постоянных посетителей: обцелуются со всеми знакомыми и начинают "трындить" на службе. Это очень заметно, особенно когда пытаешься сосредоточиться, например, в ожидании исповеди.

Но если честно, то, приходя в храм, я никогда не смущаюсь и всегда спрашиваю о том, что мне непонятно. Обычно отвечают с удовольствием.


Источник: "Фома"

 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)
  2. Православие   (769)