НЬЮ-ДЕЛИ, 27 октября. Духовный лидер тибетцев далай-лама заявил о намерениях покинуть свой пост и признал, что отказывается от дальнейших попыток убедить китайские власти в необходимости предоставления большей автономии Тибету. В беседе с журналистами Карма Чеопхел – официальный представитель тибетского правительства в изгнании, базирующегося в индийском городе Дхарамсала, – обратил внимание на то, что свое заявление 73-летний лауреат Нобелевской премии мира сделал накануне назначенного в Пекине третьего раунда переговоров между его эмиссарами и представителями китайского руководства.
"На протяжении долгого времени я искренне придерживался "золотой середины" в подходе к отношениям с Китаем, – отметил глава буддистов Тибета. – Однако с китайской стороны не последовало никакого позитивного отклика. Что касается лично меня, то я сдался". По словам далай-ламы, который был вынужден бежать в Индию из Тибета, когда в 1959 году там было подавлено антикитайское восстание, он должен теперь просить тибетский народ решить, как дальше продвигать диалог с Пекином.
Как пояснил Чеопхел, ранее далай-лама говорил о том, что уже считает себя "наполовину находящемся в отставке", а теперь он утверждает, что "почти полностью ушел на покой". Недавно духовный лидер перенес хирургическую операцию в Нью-Дели.
Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито
Источник: "Пульс планеты"
* * *
Китай отреагировал на заявление Далай-ламы о будущем Тибета: контакты будут продолжены
Китай обратился к Далай-ламе с призывом "выполнить свои обещания", заявив, что контакты с ним по предстоящим в конце октября переговорам продолжаются, сообщает независимый тибетский вебсайт Phayul.
"Далай-лама и его сторонники должны серьезно выполнять обещания, данные в июле этого года, если в самом деле хотят улучшить отношения с китайским центральным правительством", – заявила на пресс-конференции 28 октября официальный представитель Цзян Юй, отвечая, как сообщает Xinhua, на вопрос относительно выступления Далай-ламы 25 октября.
Детали следующего возможного раунда переговоров пока обсуждаются, заявила Цзян Юй. "Насколько мне известно, идет дальнейший обмен мнениями по поводу организации контактов и консультаций", – приводит слова китайского дипломата агентство Reuters. Цзян Юй подчеркнула, что центральное правительство Китая всегда придерживалось постоянной и открытой политики в отношении Далай-ламы, сохраняя искренность в контактах с ним.
Агентство Xinhua приводит далее список требований к стороне Далай-ламы, которые выдвинул в ходе 7-го раунда переговоров, прошедших 1-2 июля, заведующий отделом единого фронта Центрального комитета компартии Китая Ду Цинлинь: "Не поддерживать акции, нацеленные на срыв Пекинской Олимпиады; не поддерживать и конкретными мерами обуздывать террористическую деятельность "Конгресса тибетской молодежи", а также не поддерживать позицию и акции, нацеленные на достижение 'независимости Тибета' и раскол Китая".
"Мы надеемся, что путем контактов с центральным правительством Далай-лама сможет признать существующее положение вещей, проявить ощутимую искренность и реальные действия, сделать добро тибетскому народу в течение своей жизни", – повторила она формулу, уже известную по ее прошлым заявлениям. Цзян Юй повторила также, что центральное правительство Китая нуждается не только в словах Далай-ламы, но и в практических действиях.
Это заявление китайской стороны, опубликованное в преддверии 8-го раунда переговоров с представителями Далай-ламы, свидетельствует о стремлении Пекина, не меняя общего подхода, нацеленного на выхолащивание переговорного процесса, обезопасить себя от критики.
"До сего дня мы шли по пути поиска взаимовыгодного решения, что получило значительную поддержку в мире, включая Индию, а также со стороны китайской интеллигенции", – отметил Далай-лама 25 октября, но с китайской стороны не прозвучало никакого позитивного ответа. "Сейчас, в это время, нет оснований придерживаться прежнего курса лишь потому, что мы следуем им", – констатировал он. Именно по этой причине, напомнил Далай-лама, "мы проводим общую встречу" тибетцев, намеченную кашагом (кабинетом министров) и Тибетским парламентом в изгнании на период с 17 по 22 ноября. "Будущее Тибета должен определить тибетский народ – а не я как индивидуум", – отметил 73-летний духовный лидер тибетского народа.
Источник: "Credo.Ru "
КОММЕНТАРИЙ
Далай-лама и ранее заявлял о возможности своего "ухода". Но "уход" в данном случае не может быть понят как "политическая отставка", ведь должность Далай-ламы не избирается, но может означать лишь упразднение самого института Далай-лам и прекращение цепи реинкарнаций. Вот как об этом
говорил Далай-лама в интервью телекомпании Еuronews:
euronews: Ходят разные слухи о том, кто станет вашим преемником. Вы часто говорите о предстоящем уходе, но вы полны сил. Что на самом деле может заставить вас уйти?
Далай-лама: Две моих главных обязанности – это продвижение человеческих ценностей и религиозного согласия. Третья – борьба за Тибет. Если говорить о Тибете, то это борьба всего народа. Пока я остаюсь, я должен делать свой вклад, я должен служить своему народу. Но настоящую ответственность должен нести весь народ. Сегодня власть Ламы уже устарела. Если тибетский народ сочтёт, что этот институт более не нужен – хорошо. Если тибетский народ решит, этот институт прекратит своё существование. Я выступаю за это. Четырнадцатый Далай-лама – не лучший, но и, конечно, не худший. Он довольно популярен! И если институт Далай-лам закончится на мне, это будет достойное завершение. Это гораздо лучше, чем если следующая реинкарнация обернётся позором – это было бы хуже всего.
Поняв тщетность попыток оставить после себя такого же "борца за независимость", прекращение существования института Далай-лам и вместе с этим исключение самой возможности в будущем восстановления провиденциального влияния через этот институт на мировой буддизм, вполне естественный ход для того, кто,
согласно сведениям "Розы мира ", является "подменой" в цепи реинкарнаций.
В отношении же борьбы за независимость Тибета ничего не изменится, напротив, в случае устранения института Далай-лам исчезает как влияние, так и существующая на текущий момент ответственность этого института за политическую ситуацию, что делает возможной эскалацию политической борьбы за независимость Тибета, вплоть до вооруженных, или террористических действий, к чему и призывали самые радикальные элементы тибетской оппозиции.