Православное вероучение отражается в лекциях "богословов от нефтегаза", как в кривом зеркале.
Александр Павлович Ярков – доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета.
Прокуратура Тюменской области 26 августа возбудила уголовное дело по факту публичной лекции, прочитанной на курсах «Основы религиозных знаний» будущим преподавателям «Основ православной культуры» (ОПК) доцентом Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ) Светланой Шестаковой 18 апреля сего года. Скандал вокруг лекции Шестаковой разгорелся еще в июне, когда ее стенограмма стала достоянием общественности.
Далее события развивались следующим образом. 15 июля состоялось заседание Конгресса религиозных объединений Тюменской области, на котором лекция была расценена как попытка обострить межконфессиональные отношения в регионе и было принято решение обратиться по этому поводу к Патриарху Алексию II и в Министерство образования и науки. 16 июля следственный отдел по Калининскому округу города Тюмени постановил провести религиоведческую экспертизу стенограммы и звукозаписи лекции Шестаковой. 21 июля такая экспертиза была представлена, причем автор этих строк принимал в ней участие в качестве специалиста.
Наконец, 13 августа тюменские мусульмане, иудеи, католики и протестанты обратились к Патриарху Алексию II и архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) с просьбой ответить на один вопрос: «Действительно ли заявления Светланы Шестаковой являются частью православного учения и насколько правомерны такие высказывания от имени Русской Православной Церкви?»
По Конституции у каждого российского гражданина есть право открыто проповедовать и отстаивать свои религиозные взгляды. Но это право не подразумевает публичные оскорбления чести и достоинства верующих других религий и конфессий. А в своем мастер-классе для будущих «инженеров человеческих душ» – преподавателей ОПК – Светлана Шестакова сумела задеть и оскорбить религиозные чувства представителей других христианских вероисповеданий: католицизма и протестантизма, а также иудаизма, ислама и индуизма. Прежде чем рассуждать дальше, необходимо хотя бы кратко ознакомить читателя с инвективами Шестаковой в адрес основных мировых религий. Авторская лексика в цитатах сохранена.
Оскорбительна оценка лектором сторонников Римско-Католической Церкви как «еретиков». По мнению Шестаковой, «гнить они стали давно», «католики в этом отношении богаты, они продают воздух, они продают ничто» и т.д. Тенденциозно освещена у Шестаковой история разделения христианства в XI веке: «Римокатолики стали развращаться, раз нет благодати в Церкви», «католики деканонизировали всех от жидов умученных младенцев». Как сообщил глава тюменских католиков священник Лешек Хрищук, материалы лекции Светланы Шестаковой уже отправлены для изучения в Ватикан.
А вот как лектор характеризует иудеев и их традиции: «Если мы Христа считаем Богом, то они мстят Христу и его распинают, они его ненавидят, – объясняет Шестакова. – Таков Талмуд». А «иудейское причастие – это не что иное, как в малом количестве кровь православных людей, которых мученически замучили там», «иудейская маца – элемент крови, там раввины знают. Определенным образом убивается православный младенец или святой». Не менее оскорбительно описана технология изготовления мацы: «…иногда дети пропадают, это иудеи, они потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек или в мацу добавляется, в причастие. И они кровью христианских мучеников, они мнят, что они спасаются. Это еще одна такая правда, для затравочки». Как видно, кровавый навет (легенда, получившая распространение в христианской среде с XV века) – краеугольный камень в представлениях Шестаковой об иудаизме.
Предвзято освещена история зарождения протестантизма: «Лютеранство в его схоластическом образовании уже изначально представляло христианство в искаженном виде. То есть сугубо католическом». Мартин Лютер, по мнению Шестаковой, «закончил жизнь, удавившись в постели, в которой он грешил с бывшей монахиней».
Вызовет конфликтную ситуацию предложенная Шестаковой модель миссионерского диалога с мусульманином: «Твое учение – лжеучение. Мухаммед – лжепророк». Высказывается также мнение, что мусульмане в России «просолены христианским мировоззрением».
Ошибочно и превратно мнение Шестаковой, что индуизм – «ложное вероучение», состоящее из «конгломерата сект вообще, разных-разных», а «кришнаизм – это пример вот такого деструктивного культа», «кришнаиты занимаются педофилией».
Не может не вызвать негативной оценки ее высказывание, что «Свидетели Иеговы пишут Святую Троицу с маленькой буквы, а сатану с большой. И Святую Троицу они не признают, хулят и вымазывают во всякой грязи». Вероучение «Свидетелей Иеговы» названо «культом коммерческой направленности».
Оскорбленными все той же Шестаковой могут считать себя и пятидесятники. Основатель движения охарактеризован как «колдун очень известный», а само пятидесятничество – как «просто оккультное, сатанинское движение, деструктивные, тоталитарные, опасные секты, секта, которая ведет людей к психическому нездоровью». «Неопятидесятники в России – клонированные Иваны, не помнящие родства», причащающиеся мацой, в которой «кровь православных людей». Они на 93% «страдают серьезным депрессивным состоянием, и каждый четвертый адепт секты заканчивает жизнь самоубийством».
Таковы вкратце «апрельские тезисы» Светланы Шестаковой. Здравомыслящие люди весьма резонно удивились тому, что подобное мракобесие распространяется не только от имени кафедры религиоведения ТГНГУ, но и с согласия миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии РПЦ – автор нашумевшей лекции является ее внештатным сотрудником. Наблюдатели удивились еще больше, когда за Шестакову вступился ее супруг Константин Шестаков – старший преподаватель той же университетской кафедры и одновременно сотрудник того же епархиального отдела – и стал убеждать заинтересованных лиц в том, что все сказанное в лекции – ни много ни мало православная истина!
Отповедь Шестаковым дал богослов Андрей Кураев, показав, что их высказывания не соответствуют ни современным программным документам РПЦ, ни историческим реалиям. Но для Шестаковых Кураев не авторитет, поскольку у них иное мнение: «Кто молится – только и богослов. Тот, кто Иисусову молитву непрестанно имеет – тот и богослов. А тот, кто закончил, может быть, духовную академию – тот еще не богослов. Это так, уровень знания». При отсутствии официальной церковной оценки «подвига» тюменских «миссионеров» православные интеллектуалы как-то сникли…
Зато возмущение руководителей и членов различных религиозных организаций Тюменской области из числа тех, кому досталось «на орехи» от Шестаковых, получило выражение в официальных заявлениях, последний пример тому – уже упоминавшееся письмо Патриарху Алексию II и архиепископу Димитрию (Капалину) от 13 августа. Но ни на это, ни на другие письма пока нет ответа ни от Патриархии, ни от Тобольско-Тюменской епархии.
Возникают опасения, что «стрелочником», единственным виновным останется Светлана Шестакова – молодая и достаточно наивная женщина. Видимо, в этом и был расчет тех, кто, отправив «на баррикады» Шестакову, оказался «вне игры». В связи с этим хотелось бы подробнее изучить роль в этой истории архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина), а также ректора ТГНГУ Николая Карнаухова.
Супруги Шестаковы неоднократно обнародовали свои взгляды, в том числе на страницах епархиальной газеты. Но от чьего имени они выступали? Почему до сих пор нет ни одного официального заявления о том, что их высказывания – не позиция епархии? Наконец, было ли благословение архиепископа Димитрия на проведение подобных курсов? Почему все попытки добиться разъяснения епархиальной позиции наталкиваются на невидимую стену? Впрочем, ответ уже известен. Вот что писал в тюменском издании газеты «Труд» журналист Леонид Иванов: «Считая, что владыка Димитрий имеет большое влияние на губернатора Владимира Якушева, на главу (теперь уже бывшего – прим. «НГР») президентской администрации Сергея Собянина, в правительственных кругах России через своего брата митрополита Климента (Капалина), которого многие политологи уже называют преемником Алексия II, некоторые руководители предприятий и организаций Тюменской области предпочитают «ловить момент» и принимать угодные архиепископу решения». Это было написано 17 апреля, то есть накануне злополучной лекции Светланы Шестаковой.
Вопреки заявлениям Николая Карнаухова, что курсы, на которых выступали преподаватели ТГНГУ, – частная инициатива, существует его письменное разрешение, равно как и растиражированное объявление, что слушатели получат сертификаты государственного образца. Между тем Светлана Шестакова утверждала, что эти уже в пятый (sic!) раз проведенные курсы – «богословские», а характер деятельности выпускников – «миссионерская работа». Это очевидным образом вступает в противоречие с задачами государственного вуза, который, не имея разрешения на ведение богословских предметов (как и не имея богословского факультета или кафедры), не может обучать миссионерству или богословию. Программа курсов между тем утверждалась еще в мае 2006 года на заседании кафедры религиоведения ТГНГУ. Тогда не возникло вопросов об их наполнении.
У ряда тюменских ученых и журналистов давно появились вопросы об однонаправленной деятельности этого учебного подразделения. Его преподавателями не только не скрывается, но открыто признается, что кафедра служит целям клерикализации образования и воцерковления общества. С каким багажом знаний пойдут в мир подготовленные подобным образом аспиранты и выпускники кафедр религиоведения, как и вышеназванных курсов ТГНГУ, уже понятно – сталкивать верующих и нести раздор в межконфессиональный мир в России! В этом инженерном вузе формируется кадровый потенциал крайне ортодоксального течения в РПЦ для конфронтации с другими конфессиями. Тем более что на кафедре религиоведения нацеливают своих выпускников на работу в органах власти, где они смогут «грамотно и взвешенно выстраивать национальную и религиозную политику государства». Нетрудно предугадать результаты этих усилий. Предполагаю, что в 2009 году в дипломных работах «богословов от нефтегаза» будет доминировать аксиома о том, что в России все религии равны, но одна – «равнее» и «лучше» прочих...
О тех, кому это надо… Ответ известен, так как наивно полагать, что процветающий в инженерном вузе клерикализм не имеет поддержки. Именно этим объясняется безоглядная смелость заявлений Шестаковых и других. Они явно убеждены в своей безнаказанности.
В нашем регионе – кроме Тобольской духовной семинарии (вот-вот перерастет в академию), Тюменского духовного училища, православных гимназий и воскресных школ – в интересах Тобольско-Тюменской епархии действует и кафедра теологии в Сургутском государственном университете, выпустившая в 2007 году первых богословов. Есть попытка открыть кафедру теологии и в родном для меня вузе – Тюменском госуниверситете. Можно бы и порадоваться появлению обученных в светском учебном заведении богословов, да вот незадача: по горестному признанию сотрудников СурГУ, только единицы таких выпускников работают по специальности. Между тем каждый поступавший на сургутскую кафедру теологии представлял соответствующую рекомендацию от духовенства РПЦ... Причины невостребованности теологов понятны тем, кто анализирует ситуацию в российском обществе не с позиции только одной конфессии, а соотносит ее с реальным миром, где живут вместе баптисты, католики, мусульмане и атеисты...
Предпринимаемые рядом иерархов и госчиновников усилия по подмене религиоведения богословием, атаки на Конституцию РФ, а вместе с этим и обнародованные Шестаковой на всю страну цели, задачи и технологии внедрения в общеобразовательные школы мракобесия под видом ОПК должны быть адекватно оценены… Важно также дать оценку не только высказываниям Шестаковых, но и ситуации в Тобольско-Тюменской епархии, способствующей публичному декларированию подобных взглядов. Такие заявления лишь дискредитируют те усилия по оздоровлению российского общества, которые предпринимаются руководством РПЦ и лично Патриархом Алексием II.
Источник: "НГ-Религии"
* * *
Межрелигиозный скандал в Тюмени возник не на пустом месте
Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. И.А. Крылов
Когда-то в уездном городе Калинове cтранница Феклуша открыла глаза дворовой девке Глаше: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – Салтан персидский. И что ни судят они, все неправильно. У нас закон праведный, милая, а у них неправедный. А то есть еще земля, где люди с песьими головами». Глаша изумляется: «Каких-то, каких-то чудес на свете нет. А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».
Читатели, конечно, узнали хрестоматийный текст из «Грозы» Александра Островского. Современным Глашам нечего печалиться, что они умрут дурами. «Прогресс» проник и в город Калинов. Феклуша получила высшее образование (физмат), защитила диссертацию (социология) и трудится в университете на ниве религиоведения. Но сохранила верность традициям. О, Традиция! На ней помешались все, теперь это слово следует писать с заглавной буквы. И Феклуша пишет, точнее, переписывает текст своей старой лекции (разумеется, на компьютере), внося посильные изменения в свете последних веяний науки и политики. Стало больше конкретики, особенно о людях с песьими головами. Теперь она знает, что это им не только «за неверность», но и за то, что они католики, протестанты, иудеи, мусульмане, индуисты и прочие сектанты. Глаша тоже духовно выросла, она стала учительницей, ходит на лекции к Феклуше, готовится преподавать «Основы православной культуры» в школе.
Однако от героев Островского с их достославным градом Калиновым пора перенестись в столицу нефтегазовой промышленности – город Тюмень, где разразился межрелигиозный скандал. Бурлит интернет. Местная пресса не хочет его замечать. Власть, духовная и светская, молчит. Возбудили уголовное дело, но дойдет ли оно вообще до суда? Силы, которые стоят за спиной обвиняемых, достаточно велики. Они могут представить это дело как некий курьез, частный случай, исключение. Или поступить совсем подло, обвинив во всем несчастную женщину. Вот тогда заговорит и власть: шок, неожиданность, недопустимо, случайность, происки и прочее. Вряд ли будут искать ответ на вопрос об истоках инцидента, как мы дошли до жизни такой. А ведь все это стало возможным не сейчас, не случайно и не вдруг. И не только вследствие общего фона российской жизни, с «подсвечниками» в церквах – когда высокопоставленный госчиновник в храме затмевает Христа, когда управление по народному образованию протаскивает в школу новую обязательную дисциплину, духовно-нравственную культуру – два часа в неделю! И это при чрезмерной перегруженности учащихся.
Это результат попустительства местных властей и прямого поощрения деятельности епархии. Кафедра религиоведения в техническом университете появилась в Тюмени благодаря ходатайству губернатора. Архиепископ открывает двери в служебные кабинеты чуть ли не ногой. Разве власть не знает, что архиепископ Димитрий игнорирует общественные мероприятия по религиозным и национальным проблемам, считая для себя унизительным сидеть за одним столом с представителями неправославных конфессий и других религий? Из года в год на огромные бюджетные деньги проводятся так называемые научно-практические образовательные «Рождественские чтения». Вот об этом чуть подробнее. Эти чтения в этом году прошли в седьмой раз. Все доклады, по степени научности мало отличающиеся от лекций Шестаковой, публикуются в увесистых томах. Заглянем в них и хотя бы тезисно представим их содержание:
«…Извечное достоинство централизации: контроль, управление духовно-нравственным состоянием системы… Россия должна явить миру образец справедливого жизнеустройства, идеал справедливого мирового порядка, царства Правды, перед которым склонится менталитет Запада и Китая… Опыту духовно-нравственной культуры могут позавидовать все педагогические академии вместе взятые… Россия – семья народов, а в семье должен быть старший брат… Государственное обучение православной духовно-нравственной культуре старшего брата не может быть делом добровольным; делать это надо быстро, не дожидаясь академических проработок, душевного созревания детей… Единение народов России возможно в период монархического и диктаторского режимов… Истинно русский человек непременно православный… Первая обязанность ученика – быть православным гражданином… этой задаче должно быть посвящено всё: образовательная система, политика государства, законодательство, жизнь каждого человека…»
Это лишь несколько цитат из творений «тюменских мудрецов», но почти все доклады выдержаны в том же духе.
Нашлось место в сборнике и для доклада Александра Галькевича (Тюменское духовное училище), который воспел «подвиг» атамана и генерала Краснова, в годы Великой Отечественной войны выступившего на стороне фашистской Германии. Оказывается, он встал на сторону фашистов из любви к родине, так как «всю свою жизнь он служил Богу, России и человечеству… Поверьте, русский офицер и писатель Николай Краснов заслужил того, чтобы его помнили на родине… Вечная память погибшим героям!» Патриот Галькевич сетует, что британцы выдали казаков и русских (только офицеров), воевавших на стороне Германии, Советам, и часть из них, в том числе и Краснов, были повешены. О фашистских подвигах и соответствующих наградах докладчик не сообщает.
А вот язык нашей епархии и университета: «...пропаганда разврата, растление молодежи, разрушение традиционных семейных ценностей, свобода любви, однополые браки, шведские семьи, свальный грех, сатанинский шабаш». Сей отрывок – из совместно выпущенной этими организациями листовки, предназначенной для участников конференции – о Дне святого Валентина. Листовка до сих пор бесплатно распространяется в книжном магазине епархии.
Еще один штрих к ситуации в Тюмени. Учебные заведения Тобольско-Тюменской епархии не имеют лицензий на образовательную деятельность, в том числе и духовная семинария в Тобольске, которую возглавляет сам епископ. А еще есть Совет ректоров тюменских вузов во главе с тем самым ректором нефтегаза Николаем Карнауховым, при котором существует пресловутая кафедра религиоведения. Так вот, архиепископ Димитрий – член этого Совета. А руководителю Ялуторовской протестантской семинарии, имеющей государственную лицензию, дважды в этом членстве отказано. Председатель Совета ректоров отписал заявление архиепископу Димитрию: «рассмотреть». Результат – см. выше. Кстати, ни один из ректоров – членов Совета не высказал по ходу скандала свою позицию или, паче чаяния, вышел из этой организации. Вопрос не о судьбе общественного органа. Впору ставить вопрос о лишении лицензии на право существования дискредитировавшей себя кафедры.
Я усматриваю вред подобных лекций, курсов и чтений не только в том, что они оскорбляют нормально мыслящих людей, но и дискредитируют православие, у которого действительно есть неоценимые заслуги в истории Отечества. Иные авторы просто клевещут на русский народ, от имени которого якобы вещают, настраивая другие народы по отношению к нему подозрительно. С подобными авторами, на мой взгляд, происходит сейчас то, что в СССР произошло с марксизмом – вульгаризация. Пугает, что к моим внукам придут с хвастливым квасным патриотизмом и полуграмотным православием новые Феклуши, которые будут рассказывать страшилки про людей с песьими головами, оперируя перелицованным тезисом: «Учение православия всесильно, потому что оно верно…»
Отто Оттович Кох – тюменский журналист
Источник: "НГ-Религии "
* * *
Религиозные и общественные деятели о скандальной лекции в Тюменском нефтегазовом университете
Дьякон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
Лекция госпожи Шестаковой – это приговор «Основам православной культуры» в школе. Это кошмар для противников этого курса, реализованный и тем самым подтверждающий их худшие опасения. Теперь эти опасения становятся оправданными и справедливыми.
Первое, что нарушила Шестакова, – категорически нельзя допускать критику любых «живых» религий, тем более представленных на территории РФ. Если вы хотите вести приходской кружок – пожалуйста, у вас есть полное право в рамках своего прихода высказывать любое мнение, в том числе критически-отрицательное, о других религиозных путях. Но если вы хотите свой курс делать общеобразовательным, его надо строить так, чтобы люди, думающие иначе, чем вы, получали бы у вас информацию о вашей вере, но не испытывали бы дискомфорта из-за того, что вы хулите их веру.
Второй принцип, нарушенный Шестаковой, – отсутствие культурологического измерения. Налицо прямая пропаганда собственной версии православной веры. Культурологическое ознакомление предполагает воздержание от каких бы то ни было оценок, объективную реконструкцию мира православного христианина. Если в этом мире присутствуют элементы «богословия ненависти», то и об этом можно и нужно говорить, однако не отождествляя себя и слушателей с этой позицией. А Шестакова из многоцветной палитры православных преданий старательно выбирает черные ниточки традиции «богословия ненависти», и именно это выдает за православие.
Третья ошибка – она опирается на изначально пропагандистские мифы о других религиях, вместо того чтобы рассматривать аутентичные источники. Из лекций Шестаковой незаметно ее знакомство с высоким православным богословием, зато заметна дикая доверчивость к литературе «профессиональных паломниц» – листовкам, газетками, и так далее. Это диомидовщина в чистом виде.
Необходимо, чтобы государство взяло под свой контроль подготовку преподавателей и учебников по ОПК, чтобы такие лекторши не «промыливались» в школы и вузы. Это светский, а не богословский предмет, и готовить преподавателей должны светские методические центры. Для того чтобы людей, способных воспринимать этот бред, было меньше, надо найти возможности воспитывать культуру мысли. Добротное культурологическое образование с элементами богословского и будет лучшей преградой на пути ереси гносеомахии (греч. «борьба против знаний». – «НГР»), последователи которой отрицают богословие и преувеличивают значение личного благочестия. Такого рода интеллектуальный нигилизм – традиционное искушение в истории православия, но Церковь с ним никогда не солидаризировалась.
Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека
Многие представители религиозных и правозащитных организаций и эксперты-религиоведы крайне скептически отзывались о возможности преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. В стране крайне мало подготовленных преподавателей-религиоведов, и преподавать курс ОПК скорее всего будут или священнослужители, или православные верующие. А с учетом того, что подготовка священнослужителей и педагогов-мирян до сих пор очень низкая, эти уроки могут легко вылиться в средневекового образца проповеди, унижающие и оскорбляющие представителей других вероисповеданий. Ярким подтверждением таких опасений стала лекция в рамках курса «Основы православной культуры», прочитанная в Тюменском нефтегазовом университете для будущих преподавателей ОПК доцентом университета Светланой Шестаковой. Помимо огромного количества фактических ошибок и неграмотных тезисов, в лекции содержатся клеветнические обвинения в адрес представителей других религий, оскорбления неправославных. Разумеется, православный человек имеет право считать свою Церковь в духе средневекового миросозерцания единственно истинной. Но публичное высказывание подобных взглядов в светском учебном заведении означает разжигание межрелигиозной розни и подпадает под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Лекция Шестаковой должна привлечь самое пристальное внимание прокуратуры.
Константин Бендас, первый заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников)
Лекция госпожи Шестаковой дискредитирует как Русскую Православную Церковь, так и христианство в целом. Ей должна быть дана адекватная оценка прежде всего Тобольской епархией РПЦ, потому что Шестакова работает в миссионерском отделе и данная лекция, видимо, получила благословение архиепископа Димитрия. Некоторое время назад мы направили письмо Патриарху и его копию в Тобольскую епархию, мы обращались за разъяснениями к руководству Тюменского нефтегазового университета, где была прочитана лекция. Официальная реакция университета была абсолютно формальной: якобы Шестакова читала лекцию в качестве сотрудника миссионерского отдела, а не преподавателя университета. Однако нам известно, что в приглашениях на эту лекцию, распространенных во всех учебных заведениях города, указаны ее должность и ученая степень, но ее принадлежность к миссионерскому отделу не была отражена. От Православной Церкви мы вообще не дождались ответа.
Около десяти лет назад в Тюмени было создано объединение религиозных организаций, куда вошли представители всех присутствующих в регионе религий, в том числе старообрядцы. Только РПЦ отказалась участвовать и на протяжении последнего десятилетия неоднократно высказывалась неодобрительно в адрес Конгресса религиозных общин Тюменской области. Это выглядит странно, ведь в других регионах России и на федеральном уровне межрелигиозный и межхристианский диалог ведется.
Фатых Гарифуллин, председатель Централизованной религиозной организации «Казыятское управление мусульман Тюменской области»
Государство должно обеспечивать равенство религий России. Сейчас «зеленый свет» только для православных. В каждом микрорайоне Тюмени – православные храмы. Я рад, что появляются храмы. Это лучше, чем казино. Но если бы строились еще и мечети – это выглядело бы гармоничнее. К сожалению, православное священноначалие иногда попускает оскорблениям других религий, подобным тем, что мы услышали в лекции Шестаковой. Наш мир так хрупок, особенно сейчас, и подобные шероховатости в отношениях способны его разрушить. У нас создан Конгресс религиозных общин Тюменской области, но представители православия игнорируют эту организацию. Вопрос об этом я неоднократно поднимал на заседаниях конгресса. Представителям православия, по-моему, свою политику надо было бы пересмотреть, сбросить с себя высокомерие и начать диалог с другими религиозными организациями. В своем обращении к Патриарху и Тюменскому архиепископу, подписанном в том числе и мною, руководители местных религиозных общин требуют впредь не допускать инцидентов, подобных ксенофобской лекции в Тюменском нефтегазовом университете. Ответа на это послание, однако, мы до сих пор не получили.
Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России
Мы считаем, что это неприятное, но вполне предсказуемое происшествие. Когда только затевалось преподавание «Основ православной культуры» или «Духовно-нравственной культуры», мы говорили, что дело хорошее, но главная проблема – в стране нет достаточного количества людей, которые могут корректно эту тему преподавать. Случившееся в Тюмени – наглядное тому подтверждение. Безграмотность и невежество и есть главная проблема во всей этой истории. Кроме того, что эта лекция возмутительно националистична и нетолерантна, она еще и безграмотна.
Я не думаю, что высказанные Шестаковой идеи – это отражение позиции священноначалия РПЦ. В РПЦ есть люди, исповедующие подобные взгляды, но, насколько мне известно, именно они являются основной проблемой для официальной Церкви. Взгляды представителей РПЦ могут быть самыми различными, но тюменская лекция грубо противоречит нынешней политике Московского Патриархата.
Источник: "НГ-Религии"