Москва, 30 сентября, Благовест-инфо. Международная конференция на тему «Духовное противостояние пустоте в Церкви и в обществе» открылась 29 сентября в Москве, в конференц-зале Российской академии образования. Это уже восемнадцатый международный форум, который ежегодно проводят Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) и журнал «Вестник русского христианского движения». На конференции, которая пройдет 29 сентября – 1 октября, будет прочитано около 20 докладов, проведено 10 дискуссионных семинаров. Для участия в форуме прибыли богословы, историки, публицисты из разных городов России, а также из Франции, США, Италии, Германии,Румынии, Чехии. В числе гостей конференции были сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви (РПЦ), студенты Московской духовной академии, приходские священнослужители РПЦ.
Открывая конференцию, ректор СФИ священник Георгий Кочетков дал расширенное пояснение избранной темы, которая, на первый взгляд, звучит несколько необычно. «Се, оставляется вам дом ваш пуст», -- обращается Господь к Иерусалиму, «избивающему пророков и камнями побивающему посланных» (Мф 23.37-39) Это место в Евангелии о.Георгий привел как «образ того, насколько мы должны быть внимательны, чтобы дом нашего сердца, нашей жизни, или общественный, народный дом, или церковный дом – чтобы они не оказались пустыми». По его словам, библейское понятие «пустоты» емко характеризует «одну из зияющих ран нашего общества» в целом. Что же касается Церкви, то, будучи мистическим Телом Христовым, она, несомненно, воплощает «полноту». Если же рассматривать Церковь как социальный институт, как сообщество ее членов, то придется говорить о «некоторых наиболее опасных болезнях, которые могут привести к опустошению». Однако о.Георгий подчеркнул, что в задачи форума не входит обличать ни Церковь, ни общество; предполагается обсуждение темы «пустоты» со всех возможных сторон и способов борьбы с нею.
О «позитивной направленности» конференции говорил в своем приветствии председатель Преображенского содружества малых православных братств Владимир Коваль-Зайцев, который также продемонстрировал изданный специально к конференции сборник предварительных материалов для дискуссий.
Первое пленарное заседание было, в основном, посвящено библейскому пониманию пустоты. Доктор богословия, профессор Университета им. Луциана Блага (Сибиу, Румыния), протоиерей Василе Михок, говорил о «пустоте» как «нехватке божественного присутствия», об «ужасной шизофрении» нашего времени, заполненного до предела вещами и делами, но «пустого» по отношению к Богу и всей духовной сфере. Он проанализировал понятие «пустоты» и «полноты» в Книге пророка Илии, а также в Послании апостола Павла к филиппийцам (2.1-5). По словам докладчика, современные христиане должны ответить на призыв апостола и «дополнить его радость», стремясь к «единству общин, единству Церкви и единству Церквей». Отвечая на вопросы, о.Василе отметил, что понятие «экуменизм» в ХХ в.во многом было скомпрометировано, когда экуменические деятели руководствовались политическими мотивами. Сейчас «нужна смелость, чтобы по-новому начать экуменические усилия, взяв Крест Христов», -- сказал православный священник.
Преподаватель РГГУ, известный библеист Анна Шмаина-Великанова развернула перед участниками конференции всю многозначную семантическую картину понятий «пустота» и «пустыня» в Ветхом завете. Она показала, что пустота понимается не просто как отсутствие полноты, не просто как нечто нейтральное и безобидное, но как «мерзость запустения», «результат разрушения», энергия энтропии, приводящая к «тепловой смерти». По ее словам, в большинстве случаев библейская «пустота» -- «это не безлюдье, но сообщество негодных, праздных людей, которые суетятся, производя НИЧТО». Понятие же «пустыня», имеющее на первый взгляд много общего с «пустотой», может пониматься двояко: это и «результат опустошения», «символ разрушения», и – «место безмолвия, где никто не говорит, кроме Бога», «возможность—ни много ни мало – рая». Упомянув еще об одном значении древнееврейского слова, означающего «пустоту», -- странное существо «без верха, без головы», А.Шмаина в этом контексте коснулась проблем современной Церкви. По ее словам, «самое печальное в наше время – это отсутствие головы»: Церковь не ведет за собой общество, она «пронизана его влиянием», стремится соответствовать его требованиям и постоянно «запаздывает», высказываясь post factum по важным общественным вопросам. «То, что должно быть «солью мира», само осоляется миром», -- заключила докладчица с сожалением.
О том, как один человек может противостоять пустоте, размышлял руководитель издательства «YMCA-Press», главный редактор «Вестника РХД» профессор Никита Струве (Париж) в докладе «Противодействие пустоте в свете явления А.И.Солженицына». По мнению издателя и друга писателя, А.И.Солженицын – это «непревзойденное явление полноты – полноты судьбы, мироощущения и литературного творчества, и в этом смысле он не имеет себе равных в ХХ в.». Н.Струве подчеркнул, что писатель «настаивал на христианском видении человека», ему был свойственен «удивительно целомудренный подход к тайне человека как Божьего творения». Солженицына можно считать таким «явлением, которое нам послано, чтобы мы вдохновлялись в борьбе с пустотой»», сказал Никита Алексеевич. По окончании его доклада пропели «Вечную память» недавно скончавшемуся писателю; среди участников конференции была Наталья Дмитриевна Солженицына.
Второе пленарное заседание началось с зачтения доклада представителя Православной Церкви в Америке епископа Серафима (Сигриста), который не смог лично присутствовать на конференции. Говоря о двух типах пустоты, епископ настаивает на различении «той пустоты, из которой происходит всякое творение», и другой, «которая есть отвержение всякого творческого начала». Первая в докладе уподобляется особой «тишине», которая, используя образ К.С.Льюиса, «может быть основанием такой музыки, которая не есть шум». Противостояние этих «пустот» произрастает из внутреннего выбора человека и предполагает «усилие смирения и открытость к творчеству», отмечено в докладе.
Свой взгляд на тему конференции у поэта Ольги Седаковой, научного сотрудника Института мировой культуры МГУ. Доклад «Пустота: кризис продолжения, конец быстрых решений» она начала с констатации: пустота, опустошенность, «отказ от смысла» определяет цивилизацию постмодернизма, которая к тому же переполнена «громкими глушилками пустоты». Это, во многом, является закономерным следствием глобального исторического «проекта», начатого еще в эпоху Просвещения (XVIII в.), магистральной идеей которого было: создать для человека все благоприятные внешние условия для того, чтобы как можно полнее проявился его творческий потенциал. В этом смысле «венцом» этого развития, «вершиной проекта» О.Седакова считает «Декларацию прав человека»: в этом тексте человек поднят на недосягаемую доселе высоту, слова «Декларации» звучат «как песнь торжествующей любви». Однако со стремительным улучшением внешних условий жизнь человека отнюдь не становится все более творческой (в широком смысле этого слова). Приходится признать провал, конец этой исторической идеи. Несмотря на все «признаки декаданса», наше время не должно восприниматься как «конец истории». Здесь оказалось уместным сравнить наше время с позднеантичной эпохой, внутри которой тянулось к будущему -- «юное христианство». Наше время, объявляющее себя «постхристианским», не столь безнадежно, уверена О.Седакова. «Пустота забрала себе шум, масштабы, но она не может взять бережность, чуткость, хрупкость, неприятие агрессии», которые и являются «ростками» надежды. «Быстрых решений» по избавлению от пустоты как личной, так и общественной не существует, подчеркнула выступавшая. А вот «создание христианских общин для того, чтобы ощущение пустоты перестало быть главенствующим, необходимо и, возможно, это единственный путь».
Священник Ян Лашек, декан гуситского богословского факультета Карлова университета (Прага) в своем докладе «Век постмодерна – и что дальше» также начал с эпохи Просвещения, когда начала формироваться идеология секуляризма. Главными в его докладе были размышления о том, как могут современные христиане и, в частности, нынешнее богословие ответить на вызов «агрессивного секуляризма». Он подчеркнул, что современные богословы не должны стремиться «переформулировать» основы христианства, чтобы быть более понятными для внешнего мира. Благодарность, милосердие, надежда, верность Св.Писанию – вот «ответ христианства современному миру», убежден Ян Лашек.
Директор Института Восточных Церквей (Регенсбург, Германия), священник Альберт Раух в своем выступлении подчеркнул, что у современных христиан, как и две тысячи лет назад, есть «противовес веры и святости», который поможет им устоять и ответить на вызов пустоты. В подтверждение своих слов он процитировал отрывки из энциклики Папы Бенедикта XVI «Spе salve», которая позволяет понять, как «из кенозиса Бога вытекает теозис человека».
Первый день конференции завершился вечером дискуссией на тему «Грядущее совершается сейчас», к участию в котором были приглашены священники Георгий Кочетков, Иоанн Привалов, Н.Струве, О.Седакова, А.Шмаина-Великанова, С.Юрский, Ф.Разумовский и другие. Вечер был посвящен «постижению реалий и смыслов настоящего», попыткам отделить «зерна смысла» от «плевел пустоты» -- тенденций иллюзорных и разрушительных.
Во второй день конференции состоятся десять дискуссионных семинаров, каждый из которых подготовлен одним из малых православных братств, входящих в Преображенское содружество. Подробнее с темами семинаров, а также с программой конференции можно ознакомиться
на сайте конференции. В третий день конференции, 1 октября, состоится пленарное заседание в Академии образования.
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо "