Строение из древнего белого камня прямо перед пляжем. Тень от пальм у входа, где в баре подают чай, кофе эспрессо и фруктовые соки. Закат на море, пустынный пляж – картинка, как на открытке. В этой удушающей жаре только лишь отсутствие холодного пива напоминает о том, где ты находишься. Но это невыполнимое желание, так как "Хамас" запретил алкоголь на всей территории сектора Газа. У входа в комплекс – большая надпись Al Mathaf, Музей. Быть может, слишком неконкретная презентация для единственного музея не только в секторе Газа, но во всей Палестине. Но за три недели, за время, пока открыта экспозиция, в музее побывали тысячи посетителей.
"Неожиданный успех, сюда приходят студенты университета, целые классы средней школы", – с удовлетворением говорит Джавад Худари, основатель и владелец Археологического музея Газы. Чтобы распахнуть свои двери, этому музею пришлось преодолеть тысячу трудностей, включая цензуру "Хамаса". Многие экспонаты музея не могут быть выставлены на всеобщее обозрение – как великолепная статуя Афродиты, относящаяся в римской эпохе: она слишком натуралистична и поэтому несовместима с исламской моралью в соответствии со все усиливающимся религиозным консерватизмом, который навязывают интегралисты.
Более 20 лет Худари, 50-летний палестинец, владелец строительной компании, собирал и хранил археологические находки, которые в противном случае превратились бы мусор. Рабочие на стройках все эти годы собирали для него монеты, амфоры, кувшины, римские и византийские колонны, скульптуры, которые выкапывали из земли в ходе строительства. Так же как и рыбаки, которые порой вытаскивали со дна сетями какие-то предметы и относили их в кабинет Худари. Они знали, что он хорошо платит за древности. А у него всегда была идея открыть в Газе археологический музей.
"История важна для каждого из нас, – говорит он, – и если страна забывает свою историю, то эта страна без будущего". В 2005 году сразу же после ухода израильтян из сектора Газа, Худари обратился со своим проектом к палестинскому президенту Абу Мазену (Махмуду Аббасу), который оказал ему личную поддержку в открытии музея. Но после "переворота", устроенного "Хамасом", все остановилось. Кризис между "Фатхом" и "Хамасом", эскалация израильских военных операций и осада сектора Газа не позволяли реализовать проект. Худари понял: если дожидаться только помощи извне, все так и останется мечтой, и поэтому сам лично финансировал свой проект. Однако он избегает вопросов, в какую сумму ему обошлось это предприятие. "Главный вопрос не деньги, это не стало вложением в бизнес, вход в музей бесплатный. Я хочу доказать, что Газа – это не только город насилия, террора и бедности".
В его частной коллекции тысяча экспонатов, найденных на территории нынешней Газы, которая уже в доримскую эпоху была самым важным коммерческим портом в регионе. Здесь пересекались торговые пути, начинавшиеся из портов Индийского океана, товары доставлялись даже с Дальнего Востока. Эти торговые пути пересекали с юга на север Аравийский полуостров и достигали берегов Средиземного моря. Через Газу проходили армии египетских фараонов, финикийцев, греков, римлян, набатийцев и персов, крестоносцев и оттоманов. Среди 350 выставленных экспонатов с описанием на арабском языке – наконечники копий, амфоры, кувшины, монеты, якоря римских и еще более древних кораблей, византийские колонны.
Было совсем непросто открыть музей в такой сложной ситуации, в какой сегодня находится осажденная Газа, где в больницах нет самого необходимого для их нормального функционирования и 1 миллион человек живет (плохо живет) лишь благодаря помощи ООН. "Израильская блокада делает невозможными многие простые вещи". Худари считает себя счастливым человеком: он один из немногих бизнесменов, которые благодаря иорданскому паспорту имеют возможность покидать сектор Газа по служебным делам. Но, как объясняет меценат, довольно непросто покупать и доставлять в Газу строительные материалы. "В музее есть ресторан и кафе, несколько месяцев назад я купил машину для приготовления мороженого, но мне никак не удается получить разрешение, чтобы ввезти ее в Газу". Но блокада не сломила его духа и настроя. "Это не первая блокада, которой подвергается Газа, и она не последняя. Александр Великий осаждал город, также поступали персы и англичане. По завершении этой израильской блокады в учебниках по истории будет только сноска внизу страницы".
Это неизбежно: если с одной стороны осада, то с другой нарастает религиозный консерватизм, становящийся все более сильным после прихода к власти в секторе Газа "Хамаса". Ультрарелигиозное видение завладело как частной, так и общественной жизнью. А также культурной. Худари сетует, что в его музее не могут быть выставлены красивейшие античные скульптуры. Ислам запрещает изображать фигуру человека, согласно его канонам в изобразительном искусстве допустимы только растительные и декоративные элементы. Представьте себе прекрасную статую Афродиты римского периода – жемчужину его коллекции. Богиня любви с обнаженной грудью. Это уж совсем не вписывается ни в какие рамки для "Хамаса". Поэтому она не попала в экспозицию, как и три древних масляных лампы, которые напоминают еврейскую Menorah.
"Проблемы возникли и с христианскими произведениями искусства, – говорит Худари, который, несмотря ни на что, хочет идти вперед. – Мы здесь не в Риме, не в Париже, было бы глупо выставлять предметы, которые кем-то считаются предосудительными, я хочу согласия между людьми, а не противостояния, я хочу изменений без разрывов. Я убежден, что все изменится. Я надеюсь, что однажды я смогу выставить в музее и еврейские ценности, у меня их действительно много".
Фабио Скуто
Источник: "ИноПресса "