В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Раскол «внутренней буддийской оппозиции» Далай-ламы в Тибете

В контексте событий, связанных с проведением Олимпийских игр в столице коммунистического Китая Пекине, одной из центральных фигур мировой политики становится духовный лидер Тибета Далай-лама XIV. Он хорошо известен и по-настоящему всемирно признан как духовный лидер. Только вот насколько он сохранил свой статус собственно духовного лидера, а насколько превратился в чисто политическую фигуру? На фоне принципиальной борьбы тибетских буддистов и их сторонников за свободу и независимость вдруг выясняется, что не все ладно и внутри "тибетского королевства"...

В июле нынешнего года информационные агентства сообщили, что в ходе визита Далай-ламы в США имели место протесты последователей одного из направлений тибетского буддизма, почитающего божество Дордже Шугдена против репрессий, которые чинятся в отношении последователей этого учения непосредственно с санкции Далай-ламы.

Известно, что в буддизме понятие, аналогичное термину "секта", не носит негативного смысла. И в самом Тибете существует довольно большое количество направлений внутри буддийской мысли, представители которых ведут между собой дискуссии, однако это не приводит к антагонизму.

Однако в настоящее время сторонники культа Дордже Шугдена прямо и жестко обвиняют Далай-ламу в том, что он планирует трансформировать четыре существующие традиции тибетского буддизма – Нюнгма, Сакья, Кагью и Гелуг – в одну-единственную под названием Ригме ("не имеющая преемственности"), тем самым "подмяв под себя" все многообразие религиозных школ, что призвано способствовать установлению тотального контроля над Тибетом – как религиозного, так и политического. Утверждается при этом, что сторонником линии Новая Кадампа, исповедующей культ Дордже Шугдена, был один из духовных учителей Далай-ламы – Триджанг Ринпоче.

Вся эта история началась в марте 1996 года, когда Далай-лама XIV во время очередного ежегодного обращения к верющим запретил своим указом поклонение Дордже Шугдену. Обоснованием этого решение стало утверждение главы тибетских буддистов, что Дордже Шугден – "злой дух, укорачивающий ему жизнь и угрожающий независимости Тибета".

Дордже Шугден в качестве персонажа буддийского пантеона появился в XIV в., в период деятельности ламы Дже Цонгхапы, которую в чем-то можно очень условно сравнить с пуританской реформацией христианства. Шугден – это образ Будды, хранителя подлинного учения (дхармы), Будды любви и сострадания. В иконографии у Дордже Шугдена своеобразная символика – в одной руке он держит меч, которым должен вырубить из заблудших умов все то наносное, что мешает познанию истинной дхармы, а в другой – сердце, как символ любви и сострадания Будды. Подобная образность, тем более имеющая корни в радикальной религиозной реформации, может кому-то показаться устрашающей.

Так или иначе, но 12 лет назад культ Шугдена был запрещен среди тибетских чиновников, его статуи сбрасывались с пьедесталов, а последователи изгонялись из тибетских монастырей. В потоке этих событий и полемике вокруг них особенным образом выделяют убийство при невыясненных обстоятельствах Гунзанга Цултрима, лидера организации Цо Ха Чусум ("Тринадцать тибетских групп"). Сторонники культа Дорджи Шугдена обвиняют в этом преступлении людей Далай-ламы; последние, соответственно, наоборот. И судя по характеру и тональности дискуссии, тибетское религиозное сообщество расколото в этом вопросе пополам.

В настоящий момент сторонники культа Дорджи Шугдена перешли в атаку после того, как 8 февраля нынешнего года по указу Далай-ламы были изгнаны из монастырей и остались без средств к существованию 900 монахов-сторонников культа Дорджи Шугдена. Этому предшествовало выступление главы тибетскихбуддистов в одном из монастырей на юге Индии во время открытия нового молитвенного помещения. Тогда, 9 января 2008 года, Далай-лама пообещал, что будет проведен референдум по вопросу практики культа Дордже Шугдена.

Оппоненты Далай-ламы отвечают жесткими пропагандистскими атаками. Они, в частности, утверждают, что Далай-лама – выходец из мусульманской семьи, которого чиновники тибетского правительства по невежеству своему признали реинкарнацией Далай-ламы. Утверждается, что в родных местах за нынешним Далай-ламой закрепилось прозвище "мусульманин в шафрановых одеяниях" (в честь традиционных одежд буддийских монахов). 12 апреля сторонники Дордже Шугдена направили Далай-ламе ультиматум с требованием разрешить свободную практику культа Дордже Шугдена, прекратить дискриминацию тибетских граждан по принципу их отношения к культу (его последователи утверждают, что не только монахов, но и мирян увольняют с работы и вынуждают покинуть родные места), а также позволить монахам и монахиням, изгнанным из монастырей, вернуться в них. Ультиматум, срок ответа на который истек 22 апреля, остался без внимания.

У стороннего наблюдателя наверняка возникнет мнение, что у последователей культа Дорджи Шугдена в карманах лежат партбилеты членов КПК. На это опосредованно указывают некоторые обстоятельства. Например, в ходе антишугденовской кампании одна из молодежных тибетских религиозных организаций призвала изъять из тибетского пантеона "китайское божество", т.е. Дордже Шугдена. Среди обвинений в адрес Далай-ламы одно звучит также весьма красноречиво: "В то время, как тибетцы живут в изгнании и бедности, Вы устраиваете антикитайские демонстрации". Но в ходе дискуссии последователи культа Шугдена указывали на то, что изменение в позиции Далай-ламы по отношению к ним как раз совпало с началом поиска с его стороны компромисса с Пекином. И, кстати, сегодня всем известно, что последние заявления главы тибетских буддистов стали сигналами к тому, что Далай-лама готов поступиться принципомполной независимости Тибета.

Конечно, ни у сторонников Далай-ламы, ни у шугденовцев, скорее всего, партбилетов в кармане нет. Пекину, по большому счету, не нужны ни те, ни другие. Пекину нужен этот конфликт как таковой, резко ослабляющий и политическую позицию Далай-ламы и тибетский буддизм как религиозное направление. Да, при всем пиетическом отношении к фигуре Далай-ламы, видимо, нужно согласиться с тем, что в данном случае был нарушен универсальный гуманитарный принцип религиозной свободы и плюрализма, который давно и активно глава тибетских буддистов проповедует по всему миру. А нарушать его в условиях острой религиозно-политической ситуации очень опасно, как и показывает вся эта тибетская история.

Николай Белявцев
Источник: "Credo.Ru "


 Тематики 
  1. Буддизм   (103)
  2. Тибет   (33)