В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Чаяния конца света всегда были характерны для русской религиозности

Михаил Олегович Шахов – доктор философских наук, профессор.

Драматическая история пензенских затворников, ожидавших в подземном укрытии наступления конца света, в очередной раз привлекла внимание общества к проблеме эсхатологических чаяний. Кто и почему век за веком начинает бить тревогу, предупреждая о близости антихриста и конца света – еретики, сектанты, психически ненормальные или просто христиане, более других ревностные, иногда неразумно ревностные в своей вере?

Сам термин «эсхатология» происходит от греческого «эсхатон» – «последний», «конечный» и обозначает учение о конечной судьбе мира и человечества. На смену характерному для античного мира представлению о цикличности, повторяемости мировой истории христианство принесло учение о ее уникальности, векторной направленности от сотворения мира и человека к «концу света». Финал мирового исторического процесса предсказан в ряде пророчеств Св. Писания, среди которых особое место занимает Откровение апостола Иоанна Богослова.

Христианское учение о судьбе тварного мира отличает жесткая детерминированность, предопределенность его финала: история человечества неизбежно закончится отпадением большинства людей от истинной веры, воцарением антихриста и вторым пришествием Христовым. Развитие цивилизации завершится не духовным расцветом, а общим отступлением от христианской веры и нравственным разложением.

Эсхатологические ожидания, предчувствие приближения неизбежного «конца мира», то усиливаясь, то ослабевая, постоянно влияют на христианское отношение к миру, на осмысление исторических событий. В Новом Завете неоднократно говорится о необходимости ежедневно быть готовыми встретить грядущий Судный день. В Апокалипсисе содержатся пророчества о появлении антихриста, обретении им власти над всем миром, Втором пришествии Христа. Для первых христиан была совершенно естественной мысль о том, что эти события могут произойти уже при их жизни, а не в некоем отдаленном будущем.

На основании ветхозаветного пророчества из второй главы книги пророка Даниила о четырех сменяющих друг друга царствах и некоторых новозаветных текстов в христианской мысли довольно рано был сделан вывод о взаимосвязи судеб мира с существованием «последнего царства», удерживающего от прихода антихриста. Таким образом, эсхатологическое учение оказывалось в непосредственной связи с состоянием государственно-политического строя. Первоначально ранние христиане отождествляли последнее всемирное царство с Римской империей.

После того как христианство становится государственной религией Римской империи, эта идея окончательно закрепляется в общественном сознании и в скором времени дает бурный резонанс: в V веке опустошительные нашествия варваров разрушают Рим, исполняется 6000 лет от сотворения мира (разница с нынешним летоисчислением составляет 5508 лет, соответствует 492 году н.э.). Для многих христиан это несомненный признак приближающегося воцарения антихриста и конца мира. Однако ожидаемой вселенской катастрофы не происходит, и с выдвижением на роль столицы православного мира Константинополя в нем начинают видеть «Новый», «Второй Рим», новое воплощение вечного Рима. В Византии указанная теория порождает не столько притязания на всемирную гегемонию, сколько эсхатологические выводы при каждой угрозе существования империи: с самого начала мусульманской экспансии в ней видят не просто возможный источник опасности для страны, но войско антихриста, с победой которого наступит конец мира.

Эти эсхатологические ожидания распространились и на Русь, где получили большую известность такие сочинения греческого происхождения, как «Откровение Мефодия Патарского», «Житие Андрея Юродивого». По свидетельству Епифания Премудрого, некоторые укоряли св. Стефана Пермского, просветителя зырян, за то, что он создал зырянскую письменность, которая уже не нужна, так как через 120 лет произойдет кончина мира. Греческие и русские пасхалии рассчитывались только до 1492 (7000) года, причем в некоторых из них против этого года прямо указывалось, что тут ожидается конец света.

После заключения в 1439 году Константинопольским патриархом и императором унии с католичеством и завоевания в 1453 году Константинополя турками, воспринятого как Божия кара за соединение с латинской ересью, в православном мире очень многие ожидали немедленного конца света.

Однако после крушения Византийской империи эсхатологической катастрофы не последовало. Значит, вечный Рим не разрушился, но переместился из Византии в иное царство. Зародившись в тревожной атмосфере ожидания близкого Страшного суда, доктрина «Москва – Третий Рим» вобрала в себя эту тревогу. Уже в посланиях старца Филофея к московским государям (XVI век) исследователи отмечают не ожидание вечного торжества московской державы, а прежде всего предчувствие приближения гибели мира, которая может быть ускорена оскудением добрых дел и умножением неправды.

Церковный раскол XVII века был воспринят многими ревнителями старой веры как падение истинно православной московской державы, означающее приближение царства антихриста и конца света.

В первоначальный период раскола многие староверческие авторы в своих эмоционально насыщенных писаниях придерживались мнения о том, что три с половиной года перед концом мира уже заканчиваются. Однако с наступлением XVIII века окончательно стало ясно, что предстоит еще некоторый совершенно неопределенный промежуток земного существования, природу которого следует как-то истолковать. В отличие от поповцев, считавших, что пришествие антихриста еще не состоялось и современные события – лишь приготовление к его появлению, староверы-беспоповцы были вынуждены разработать свою теорию, свое учение о «духовном антихристе».

Отказавшись от попыток отождествить антихриста с конкретной исторической личностью, книжники-беспоповцы утверждали, что антихрист – понятие духовное. Это не физическая личность, так как всё предсказанное о нем в пророчествах не может осуществиться в одном человеке. Поэтому всемирное владычество антихриста, понимаемого как совокупность всех еретиков, исказителей истинного христианства, будет продолжаться некоторый неопределенный срок, но неизбежно завершится низвержением антихриста Христом во время Его Второго пришествия.

Старообрядческий опыт эсхатологических ожиданий во многом предвосхитил те тревоги по поводу близости конца мира, которые время от времени овладевают частью современной православной общественности. Кажущиеся стороннему наблюдателю странными, иногда изуверскими действия людей, уверовавших в наступление антихристова времени, на самом деле оказываются вполне логичными, додуманными до конца практическими выводами из этой исходной посылки.

Некоторые современные фобии, связанные с поиском антихристовой печати или антихристова числа, имеют почти буквальные параллели в истории старообрядчества. Поиски таинственных микрочипов в паспорте или контуров числа 666 в виньетке «Россия» на его страницах перекликаются с неприятием антихристовой бумаги (паспорта) бегунами и некоторыми другими старообрядческими согласиями. Опасения, связанные с присвоением гражданам ИНН или личного кода, заставляют вспомнить о болезненной реакции радикальных старообрядцев на всеобщую перепись населения в конце XIX в (случай группового самоубийства старообрядцев, желавших избежать переписи, описан Владимиром Розановым). Правда, упомянув о практике самоубийств среди спасающихся от антихриста, следует напомнить, что уже после первых случаев групповых самосожжений старообрядцев в XVII веке старообрядческие богословы и Соборы осудили самоумерщвление как непростительный грех.

Для нерелигиозного сознания примеры ложных эсхатологических ожиданий в прошлом служат не более чем основанием скептически относиться ко вновь появляющимся тревогам. Либеральные богословы делают попытки интерпретировать христианское эсхатологическое учение либо в «условном» духе (конец света – угроза, острастка, которой человечество при благонравном поведении может избежать), либо в духе оригеновского «апокатастасиса», то есть конечного прощения всех грешников.

Владимир Соловьев в «Трех разговорах» попытался представить, как в современном мире могут разворачиваться события, в ходе которых мировая власть оказывается в руках антихриста. В наше время эти сценарии живописуются в фильмах вроде известного «Омена». Многие верующие люди, признавая, что пришествие антихриста и конец света когда-то наступят, подсознательно убеждены, что это произойдет в каком-то отдаленном будущем и уж точно не при их жизни.

Эсхатологическое богословие пребывает в постоянном балансировании и поиске верного пути между двумя крайностями. С одной стороны, «ложные тревоги», сектантский поиск знаков и печатей антихриста. С другой – секуляризованное теплохладное самоуспокоение, убежденность в том, что никакого антихриста в обозримом будущем не предвидится. Застраховать себя от возможных ошибок при ожидании конца света можно, только перестав верить в его неизбежность, то есть перестав быть христианином. По крайней мере, не стоит забывать того, что сказано в Евангелии: «И ангелы не ведают того часа, когда Сын Человеческий придет на землю...»

Источник: "НГ-Религия "

 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)