В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Уже 12 лет в индийском штате Тамилнад действует храм Махатмы Ганди.

Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди – фигура во многом харизматическая. Признанный лидер освободительной борьбы народов Индии, поборник ненасилия и миротворец, он был одним из самых ярких и авторитетных общественных деятелей нового времени. Его четырежды (в 1937, 38, 39, 47 годах) номинировали на Нобелевскую премию мира, а в канун третьего тысячелетия периодические издания некоторых западных стран объявили Ганди "человеком ХХ века".

Ганди родился 2 октября 1869 года в ортодоксальной индусской семье и принадлежал к касте торговцев (банья). Его отец был главным министром небольшого княжества Порбандар (территория нынешнего штата Гуджарат). Получив юридическое образование в Лондоне, Ганди с 1893 по 1914 год служил юрисконсультом индийской фирмы в Южной Африке, где в то время проживали более 100 тыс. индийцев. В Претории он впервые заявил о себе как политический лидер. Там под его руководством прошли массовые выступления индийских мигрантов против законов, дискриминировавших людей по расовому признаку. Для достижения поставленной цели Ганди использовал тактику давления на противника без применения насильственных средств и назвал ее сатьяграхой (букв. "упорство в истине"). Своим учителем и духовным наставником он считал Льва Толстого.

По возвращении на родину в 1915 году Ганди основал центр обучения сатьяграхе "Сабармати-ашрам" и провел пять локальных ненасильственных кампаний. Они принесли ему заслуженную известность. В 1920 году он становится ключевой фигурой Индийского национального конгресса. Тактика Ганди предусматривала бойкот британских учреждений, судов и легислатур и включала такие формы организованного протеста, как митинги, демонстрации, пикеты и харталы (букв. "закрытие лавок"). Эти методы ставили в тупик колониальную администрацию и оказались чрезвычайно эффективными в условиях Индии.

Борьба индийцев против британского колониального правления отличалась чередой подъемов и спадов. Ее основные кампании пришлись на 1920–1922, 1930–1931, 1932–1934 и 1942 годы. Вслед за своим лидером десятки тысяч единомышленников Ганди открыто бросали вызов закону и безропотно несли наказание. В результате дальнейшее господство англичан на субконтиненте было поставлено под сомнение. В полночь с 14 на 15 августа 1947 года Индия обрела долгожданную независимость.

Знаменательно, что сам Ганди был глубоко религиозным человеком. Он утверждал, что вера является врожденным качеством человека, а различное понимание Бога присуще людям от природы. Ганди пытался преодолеть межрелигиозные разногласия, уповал на веротерпимость индуизма и призывал индусов руководствоваться принципами ненасилия в отношениях с мусульманами. Он боролся также против несправедливой кастовой системы и считал институт "неприкасаемости" несовместимым с духовной традицией индуизма.

Вместе с тем еще современники Ганди обращали внимание на противоречивый и расплывчатый характер его учения и архаичность его воззрений на промышленное производство и будущий общественный строй. "Не все приняли его взгляды во всей их совокупности; многие не соглашались с его основными принципами. Но большинство приняли их в той видоизмененной форме, приспособленной к существовавшим в то время обстоятельствам, в которой они были адаптированы Индийским национальным Конгрессом", – писал Джавахарлал Неру. При этом он неизменно повторял, что Ганди знает и понимает Индию лучше других.

На родине Ганди почитают как "отца нации". Его портрет можно увидеть на индийских купюрах разного достоинства. День рождения Ганди (Ганди джаянти) отмечается как большой национальный праздник. В Индии Ганди именуют Махатмой (букв. "великая душа"). Погиб Махатма Ганди 30 января 1948 года во время 17-й по счету бессрочной голодовки против погромов в мусульманских кварталах Дели. Его убийцей был фанатик индус, за чьей спиной стояла группа заговорщиков из партии "Хинду махасабха" ("Великий союз индусов").

Вот уже 12 лет в деревне Сентхампалаям, что расположена неподалеку от города Ироду в штате Тамилнад, действует храм Махатмы Ганди. Идея его создания принадлежала торговцу текстилем по имени Субраманья Вайяпури. В 1996 году он убедил панчаят, орган местного самоуправления деревни, заложить храм в честь "отца нации". "Гандиджи привел нас к свободе. С той поры наша страна достигла больших успехов. Мы должны таким образом выразить ему свою благодарность", – заявил он землякам. Оригинальное предложение Вайяпури с энтузиазмом поддержала вся деревня. "Пожертвований поступило очень много. Мы собрали почти миллион рупий", – вспоминает сельский староста Арумугам.

Храм построили на высоком берегу реки. Он хорошо виден издали благодаря гопураму, пирамидальной надвратной башне. Скульптурные изображения Махатмы Ганди и его жены Кастурбаи, высеченные из черного камня, занимают самое почетное место. Высота скульптур – 50–60 сантиметров. В правой руке Махатма Ганди сжимает посох. В храме находятся также изваяния собственно индусских богов и богинь, таких как Дурга, Ганеша, Сарасвати, Махалакшми, Муруган и др. Однако обожествленная чета Ганди "оттеснила" их ко входу в святилище.

Богослужения в храме "Отца нации Махатмы Ганди и матери Кастурбаи" совершаются три раза в день: в 08.30, в полдень и в 18.00. Обряды совершают братья-жрецы Пракаш и Каннан. Обнаженные по пояс, они омывают статуи водой из реки Бхавани и украшают гирляндами живых цветов. После этого подносят жертвенную пищу. Обряд сопровождает многократное повторение индусских священных текстов. Если прислушаться к ним внимательно, то нетрудно различить частое упоминание имени Ганди вместо имен богов. В особо торжественных случаях – в день рождения "отца нации" и годовщину его смерти, каменные статуи поливают молоком, ароматной водой и медом. "Мы меняем одежду Гандиджи и цветные сари Кастурбаи каждый день. Для этого у нас заготовлено 30 комплектов белья. Раз в месяц храмовую одежду стирает местный дхоби (мужчина-прачка. – В.К.)", – рассказывает старейшина Палани.

Рядом с храмом стоит небольшая колесница. Крестьяне надеются когда-нибудь возить в ней "образы" Махатмы Ганди и Кастурбаи вокруг деревни. Одна беда – статуи, которые находятся в святилище, слишком велики. Посему жители деревни ломают голову: где бы найти скульптора, готового вытесать из камня изображения "новых богов" меньшего размера.


Валерий Кашин
Источник: "Религия и СМИ"


 Тематики 
  1. Духовность и общество   (259)
  2. Индия   (285)