- Почему Вы назвали Украину "средиземьем" между Западной и Восточной Европой?
– Украина на самом деле может сыграть важную роль, являясь перекрестком, точкой, в которой сходятся культуры Востока и Запада. Возвращаясь к известным словам Иоанна Павла II, Церковь, и не только Церковь, но и Европа должна дышать двумя легкими – Востоком и Западом. Как раз в этом году отмечается 1020-летие годовщины первой евангелизации Киевской Руси, которая,
начиная с Украины, устремилась к Востоку, заложив основы христианских корней, humus единства народов Востока и Запада. Христианских корней, которые восстанавливаются, вновь утверждаются не только на уровне иерархов разных Церквей, но и на уровне самовосприятия украинских властей.
- Достаточно ли знают друг о друге католики Украины и католики Западной Европы?
– Речь идет о реальной проблеме. Пожилые люди хорошо помнят эпопею знаменитого кардинала Слипого, великого свидетеля веры на Украине. По крайней мере, некоторые эпизоды религиозной истории, несокрушимой преданности христианской вере украинского народа и особенно преданности Католической церкви – эти эпизоды остаются в памяти у многих. Сегодня же я не могу сказать, знают ли они друг друга по-настоящему. Наверное, знают об общеизвестном голоде 1932-1933 годов, который некоторые с исторической точки зрения объясняют как карательную меру по отношению к украинскому и другим народам. И это воспоминание вошло в учебники по истории. Я надеюсь, что Церковь и общество на Западе лучше узнают эту историю.
Когда-то Украину называли "житницей Европы", говорили о бескрайних полях и равнинах. Потом произошла чернобыльская трагедия. Однако, когда речь идет об Украине, недостаточно знать только этот отдельный эпизод, но все ее достоинства, профиль народа, имеющего великую культуру, оставшегося верным христианским ценностям, быть может, больше других народов. И сегодня она стоит у дверей Европы со своим собственным достоинством и ресурсами, которые все мы призваны оценить должным образом.
- В своих речах Вы часто упоминаете о мучениках как примере подражания для сегодняшних христиан. Есть ли какие-то причины для пастырского беспокойства, выраженного в этих настойчивых упоминаниях?
– Прежде всего есть историческая причина. На Украине, как и во многих других странах Советского Союза, были мученики за веру – знаменитые мученики ХХ века, католики и православные. На Украине была попытка уничтожения церквей, в первую очередь, греко-католической, в то время как латинская Церковь, при всех непомерных страданиях, которыми были отмечены годы коммунистической диктатуры, видела проблески свободы служения и вероисповедания. Кроме того, эту память нужно сегодня особенно освежить потому, что в те времена были открытые гонения, а сегодня ведется изощренная атака индифферентизма и потребительства. Пала Берлинская стена, пала коммунистическая империя, но появились другие проблемы, бросающие вызов вере. Они требуют мужества и, возможно, еще более интенсивного обязательства в деле свидетельства христианской веры и подлинного опыта христианской жизни.
- Еще один вопрос. Во время поездки Вы настоятельно призвали к "каноническому обязательству". К кому были обращены эти слова – к католикам или к православным?
– Прежде всего к католикам, поскольку я естественным образом обращался к католикам, хотя и встречался с представителями власти и православными деятелями, в том числе и на богослужениях Католической церкви. Эти слова истинны для всех, потому что усилия по созиданию единства, по постройке платформы для единства, по сближению, ввиду общих целей, именно на основе общей веры – это обязательная предпосылка для новой евангелизации и для действенного свидетельства всех Церквей, всех христианских конфессий в их различии, но в единстве одной веры во Христа.
- Находите ли Вы повод для надежды, знаки большего единения и меньшей конфликтности на религиозном и гражданском уровнях между католиками и православными?
– Должен сказать, что я встретил живую Церковь, в частности, говорю о Католической церкви в ее различных компонентах. Церковь, поистине полную энтузиазма и участия. Даже представители власти на Украине говорили мне о том, что храмы полны. Думаю, что это правда – я сам видел это во время своих встреч, как по случаю праздника Тела и Крови Господних, с шествием по улицам Киева, так и на торжественной беатификации сестры Марты Марии Вецкой, на пример которой взирают не только католики. Эта свидетельница героического христианского общественного милосердия является точкой соприкосновения между католиками и православными, а также неверующими. Уже это – знак единения, знак общего самосознания. Таким образом, я наблюдал положительные знаки. Я видел знаки диалога, искреннего чувства принадлежности к Католической церкви, то есть к папе, особенно к папе Бенедикту XVI.
А на встрече с представителями Русской православной церкви, в частности, с митрополитом Владимиром, я чувствовал чаяния единства. Все говорили о необходимости конкретных совместных шагов. Несмотря на трудности, с которыми мы сталкиваемся и по сей день, делаются и положительные шаги межконфессионального диалога, с тем чтобы прийти к согласию по некоторым темам, например, по теме воспитания, образования. С православным митрополитом мы говорили даже о святости, и мне был задан вопрос о порядке провозглашения блаженных и святых в Католической церкви в сравнении с обычаями Православной церкви. Эти темы указывают на определенное сближение, на желание разделить некоторые методы и даже конечные цели.
- Если преодолеть исторические разногласия, то может ли гармония между христианами на Украине способствовать продолжающемуся диалогу между Римом и Москвой?
– Несомненно. С Русской православной церковью, с Московским патриархатом мы находимся на этапе диалога. С Православной церковью я вступал в контакт еще в Азербайджане, а теперь в Киеве. Я вижу в этом положительные знаки – мне кажется, в настоящий момент мы переживаем открытый диалог, диалог возобновляемых встреч. Как раз в эти дни кардинал Каспер был в Москве, исполняя свои обязанности председателя Папского совета по содействию христианскому единству. Несомненно, все ждут встречи, о которой так много говорилось, между папой и патриархом Московским. Она произойдет, когда Богу будет угодно и когда будут достигнуты все условия. Некоторые православные деятели разных частей Европы открыто подталкивают к этой встрече.
Имели место положительные факторы, в первую очередь, полный перевод документов II Ватиканского собора на русский язык и распространение этих документов, позволяющих ознакомиться с мыслью Католической церкви как в догматической, так и в нравственной сферах – не только в сфере личной нравственности, но и нравственности общественной, международной. Затем – перевод катехизиса Католической церкви на русский язык, после своего рода договоренностей с Православной церковью. И, наконец, перевод Компендиума социальной доктрины на украинский и на русский язык. Это положительные факторы, содействующие мирному культурному сближению двух Церквей, недвусмысленному и непосредственному, а значит, и взаимному познанию и обмену. Мы знаем также, что Русская православная церковь разрабатывает свою социальную доктрину.
- Есть ли какие-нибудь конкретные результаты после встречи с президентом Виктором Ющенко и с вице-премьером Григорием Немиря?
– Поездка на Украину была организована по случаю беатификации Марты Марии Вецкой, любимой и почитаемой всеми и упоминаемой даже властями. Действительно, на беатификации присутствовали власти Львова и делегаты от различных государственных учреждений. Как я уже говорил, пример сестры Марты притягивает и сближает.
Я имел продолжительные встречи как с президентом республики, так и с вице-премьером. Я подчеркивал, в публичных речах, от имени Святого Престола, положительный эффект, достигнутый усилиями правительства, украинскими властями, в процессе демократизации в различных сферах, равно как и стремление к признанию прав человека, религиозной свободы, равенства прав христианских конфессий, в деле продвижения политики в пользу семьи. Конечно, я еще раз подчеркнул, что Святой Престол – это не политическая сила, и не действует как политическая сила. Он действует посредством духовной миссии и нравственного авторитета. Поэтому и в подходе к специфической проблеме возможного вступления в Евросоюз речь идет о выполнении условий, поставленных Европой.
Однако мне кажется, что в международном сообществе Украина занимает хорошее место, о чем свидетельствует и то, что она была выбрана в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций. Это, конечно, не только признание Украины, но и возложение на нее ответственности, поскольку первым доказательством продвижения и соблюдения прав человека, первой "кредитной картой" должны быть именно действия правительства самой Украины перед лицом международного сообщества.
- Именно в этом контексте, изнутри Украины, как Вы оценили бы меры, предпринимаемые разными странами Европейского Союза по отношению к мигрантам, в том числе из Восточной Европы?
– Во время наших встреч я упоминал о проблеме миграции. Мне были заданы некоторые вопросы, поскольку в Европе, включая Италию, живет большое число украинских иммигрантов, а на Украине есть немало зарубежных предприятий. Как раз вечером накануне отъезда состоялся ужин с послами и дипкорпусом. Итальянский посол в Киеве позитивно отзывался об украинских работниках и об опыте итальянских фирм и предприятий на Украине. Я сам привез такой позитивный опыт из Генуи, где живет большая украинская община, которой вместе с ее настоятелем мы предоставили приход. Украинская община хорошо интегрировалась в общественную ткань, не создавая тех проблем, которые поставили перед нами группы другого происхождения. Следует давать верную оценку каждой группе в отдельности, выделять тех, кто приезжает работать, кто приезжает с желанием работать, с чувством религиозной и культурной принадлежности, на которое мигранты опираются и за пределами Родины, когда они пересаживаются в иную культуру, иную нацию. Я бы сказал, что украинцы достаточно хорошо включились в жизнь общества. Украинских мигрантов воспринимают хорошо, особенно если судить о том, что мне говорили.
Конечно, мы затрагивали и вопрос культурной поддержки, образования, воспитания детей и новых поколений. При встрече с государственными деятелями речь шла и о католическом университете Львова. Власти признают и высоко ценят роль Католической церкви и церковных учреждений в сфере образования на Украине. В Киеве есть Институт религиозных наук Святого Фомы, который посещают многие молодые католики, православные и даже неверующие, сомневающиеся. Это – позитивное явление. Власти признают роль этих высших учебных и культурных заведений и желают также поддержать их.
- Была ли упомянута в состоявшихся беседах трагедия неурожая и голода, которые в период 1932-1933 годов уничтожили огромное число украинцев?
– Трагедия голодомора, так называют этот страшный неурожай, очень остро воспринимается украинским народом и властями в первую очередь потому, что, как мы знаем, в те годы поразивший Украину чудовищный неурожай спровоцировал смерть миллионов человек. По мнению некоторых историков и по убеждению украинского правительства, неурожай был вызван намеренно, именно с целью уничтожения украинского народа.
Сегодня культурные инстанции, украинское правительство и сам президент просят о возможности проведения исследований, посредством создания научных комиссий, с тем чтобы проанализировать существующие документы об этих фактах, а также о попытках помощи со стороны Католической церкви, Святого Престола в те времена. Естественно, дело не только в этом. Исследования и обмен историческими данными захватят всю историю Украины, как это обычно делается с целью восстановления данных о странах, вступивших в какие-либо отношения со Святым Престолом и особенно с папой.
Перевод портала "Catholic Tube"
Источник: "Интерфакс-Религия"