В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Кинорежиссер Резо Чхеидзе: Хотел я эту борьбу добра со злом передать в фильме «Свеча с Гроба Господня».

Мировая премьера фильма «Свеча с Гроба Господня» грузинского классика Реваза ЧХЕИДЗЕ состоялась в рамках XVII кинофорума «Золотой витязь». Путь главного героя, пешком пронесшего зажженную в Пасху свечу из Иерусалима в родную Грузию, был таким же длинным и трудным, как и путь самой картины, которую режиссер создавал более шести лет – из-за скудного финансирования. О своем новом фильме и об ответственности художника режиссер рассказал корреспонденту «Благовест-инфо».

– Резо Давидович, ваш новый, грузинско-российский фильм рождался трудно…

– Если фильмы опаздывают с выходом, то причина не в том, что кто-то ленив, а в отсутствии денег.

– Как Вы оцениваете поток современной массовой теле- и кинопродукции?

– Посредством телевидения происходит духовное растление народа. Впечатление от этого страшное. Ведь если посмотреть эти картины лет через 20: вот, так тогда жили люди, то это готовый обвинительный акт. Мексика делает коммерческие сериалы, но там хоть не демонстрируется такой аморальный образ жизни, как это происходит на российском ТВ. Враг если бы хотел, не придумал бы хуже для государства и народа.

Если мы читаем новую западную литературу или смотрим западные фильмы, видим очень серьезный психологический и философский подход хотя бы в некоторых книгах и фильмах. А у нас [на постсоветском пространстве] коммерческое в искусстве преобладает.

В отношении кинематографа и телевидения сложилось страшное положение – в нем почти все на уровне животного мира. Это ужасно. Я полтора месяца болел, и пришлось смотреть фильмы по телевизору. В целом это очень плохо.

– Можно ли исправить положение?

– Мир, я имею в виду целую систему жизни, требует лечения. Целые поколения русского народа обладают только им присущим характером человеческого поведения, выражающимся в особом чувстве Родины, чувстве любви – оттого, что у него были Пушкин и Толстой.

Сейчас в искусстве зачастую наблюдается уход от постановки жизненно важных морально-этических проблем. В силах настоящего искусства поправлять человеческую психику. Земной шар так устроен, что люди могут ускорить его конец своими грехами, а могут благоустроить мир, с помощью Бога. И айсберги двинутся назад.

– Вам знакомы такие случаи?

– У нас в Грузии есть Католикос Илия II. Он олицетворяет мудрые заветы, в народе это распространяется. Это огромное счастье. Однажды в Тбилиси было большое наводнение, а студия «Грузия-фильм» стоит на берегу Куры. И возникло опасение, что студия перестанет существовать, а фильмы погибнут. Я два дня смотрел, поднимается ли река. Попросил главного инженера все фильмы перебросить с 1-го на 4-й этаж. Потом пришел Католикос и сказал, что этого не будет: Богоматерь не даст, чтобы Тбилиси, который пережил столько несчастий, перенес еще и это. Можете оставить фильмы на 4-м, но можете спустить их на 1-й этаж, посоветовал Католикос. И мы вернули их в хранилище на 1-м этаже. На второй день уровень воды стал снижаться.

- Как родился замысел фильма «Свеча с Гроба Господня»?

– Один сценарист принес мне рассказ шведской писательницы Сельмы Лагерлеф. И мы стали писать сценарий. Правда, в литературном источнике действие происходит во Флоренции XII века, а у нас – в современной Грузии. Там – рыцарь приносит горящую свечу из Святой Земли, в нашей же картине актер едет на кинофестиваль в Иерусалим и тоже приносит оттуда свечу, зажженную от Гроба Господня.

Есть Бог, есть человек, а есть земля. Часто бывает, что воля Божья не до конца понятна человеку или целому народу. А бывает, что мы знаем, чего от нас хочет Бог, но это надо выполнить. Так вот, мы должны стремиться к синергии – это когда энергия человека и энергия Бога движутся в одном направлении. И когда это случается, тогда бывает большая победа.

Трагедию Сталина я вижу в том, что он свою колоссальную энергию направлял против Божьей воли. Также и поражение Германии во Второй мировой войне во многом было предрешено оттого, что фашисты вели войну нечеловеческими средствами. Дело не в том, сколько у них было танков и самолетов: их злейшая идея с самого начала была обречена на провал, потому что она была против идеи Бога.

Хотел я эту борьбу добра со злом передать в фильме «Свеча с Гроба Господня». Главные герой и героиня – начинающие жизнь молодые люди. Их первое знакомство и проявление заинтересованности происходит на лесах храма, который реставрируется. Я использовал реставрацию, чтобы вдохнуть эту идею [обновления, преображения]. Съемки проходили в селении Тимотесубани, где есть церковь XII века. Мы выбрали этот храм, потому что я в один из дней включил телевизор и увидел его стоящим в строительных лесах. А пустыню снимали в Египте, 500 км от Каира.

Наш фильм – это сказка, притча. Героя зовут Лука Багратиони, это значит, что он принадлежит к царской династии. Перед Грузией принципиально стоит вопрос, чтобы выбрать единственный путь. Мне кажется, этот путь – конституционная монархия. Думаю, что народ выберет эту дорогу. Россия православная страна, и мы должны в этом отношении еще крепче найти родство.

Когда у нашего героя в картине кончается свеча, и он не знает, что делать, как сохранить этот огонь, вдруг он слышит пасхальное песнопение – это из русской церкви идет крестный ход. Люди собирают все, какие были, свечи и отдают Луке.

– Так что грузины и русские у вас хорошо встретились в фильме…

– Была такая русская женщина-реставратор в Грузии [Эка Привалова], одна из родоначальниц научного изучения грузинской фрески. Ее прототип у нас в картине играет Лидия Федосеева-Шукшина.

– Пошатнулось ли отношение к русским среди грузин из-за перипетий политики?

– Отношение к русским не изменилось. Эльдар Рязанов недавно ездил в Грузию – он большой художник. Его на улицах узнавали, обнимали. Русское искусство для Грузии очень драгоценно. И потом, есть одна ценная черта у русских, которую вы сами не чувствуете. Русские, вы не являетесь таким народом, который хочет вот здесь сидеть и управлять. Многие значительные русские люди в Грузии жили очень незаметно. Русский человек занимал в жизни города очень спокойную и скромную роль. В Грузии некоторые старались очернить Грибоедова, но это закончилось крахом. Это вызвало огромное возмущение народа. И к его памятнику, который всегда в почете, школьников приводят, рассказывают… Русская литература и театр очень любимы. На застолье кто-то обязательно встанет и прочтет Пушкина, Лермонтова.

Но создается знаете какое впечатление? Что вы тоже не можете без Грузии жить!

Беседовала Ирина Стовбыра
Источник: "Благовест.Инфо"


Cправка. Резо (Реваз) Давидович Чхеидзе родился 8 декабря 1926 г. в Кутаиси. Отец был писателем, в 1937 году арестован и расстрелян, мать работала в библиотеке. Оба прадеда по линии матери были священниками. В 1943-1946 годах Р. Чхеидзе учился на режиссерском факультете Тбилисского театрального института имени Шота Руставели, а в 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича и Михаила Ромма). В 1955 году вместе с Тенгизом Абуладзе снял фильм "Лурджа Магданы", ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля в 1956 году). Самый знаменитый фильм Р. Чхеидзе – "Отец солдата" (1964). Поставил фильмы «Саженцы» (1972), «Твой сын, земля» (1980), «Житие Дон Кихота и Санчо» (1988), "Свеча с Гроба Господня" (2008) и др. В 1973 году Резо Чхеидзе стал директором киностудии "Грузия-фильм", которую возглавлял на протяжении многих лет.

 Тематики 
  1. Религия и наука   (147)
  2. Духовность и общество   (257)