В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Проблемы развития православно-католического диалога.

25 мая 2008 года Московскую Духовную академию посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, находящийся в России с частным визитом. Богослов.Ru публикует интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с кардиналом Каспером, в котором обсуждаются актуальные проблемы развития православно-католического диалога.

Ваше Преосвященство, вот уже на протяжении девяти лет Вы являетесь Секретарем Папского совета по содействию христианскому единству. Как изменилась политика Папского совета после избрания нового Папы в 2005 г.?

Коренных изменений нет, потому что сейчас Папа имеет ту же фундаментальную позицию. Но изменилась методология, стиль и способы. Сегодняшний Папа – богослов, он ведет диалог с богословской точки зрения. Он хорошо знает учение отцов Церкви, что дает ему возможность лучше ознакомиться с православным богословием. Поэтому в экуменических отношениях приоритетными для него являются отношения с православными и восточными православными Церквами.

Сегодня отношения Православной Церкви и католического мира находятся на новом этапе развития. В чем Вы видите заслугу Совета?

Наш Папский совет всегда имел не только официальные, но и личные отношения, что очень важно. В самые трудные моменты мы сумели их сохранить. Мы имели много встреч и здесь, и на Западе. Очень важная часть работы Папского совета – помогать другим в нашей Церкви быть более открытыми для православных и других Церквей.

Участие представителей Московского Патриархата стало невозможным вследствие односторонних действий Константинопольского Патриархата в Равенне . Как Вы считаете, насколько легитимен принятый документ без участия Русской Православной Церкви?

Мы начали этот диалог со всеми Православными Церквами в целом, и мы не будем продолжать его без участия Русской Православной Церкви. Конфликт между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом – это вещь межправославная, и мы не можем вмешиваться в эти отношения. Мы очень надеемся на нахождение компромисса. Я уже говорил с митрополитом Кириллом о том, что уже дважды велись переговоры по этому вопросу с представителем Константинопольского Патриархата. И в июне, когда делегация Константинопольского Патриархата будет в Риме, я буду опять говорить с ними об этом.

Этот документ не ратифицирован ни одной другой Церковью и является не более чем рабочим документом. Это – только «намерение» одной части Смешанной комиссии. У нас не был начат процесс ратификации этого документа, он начнется только тогда, когда эта фаза диалога закончится. До этого момента он является только рабочим документом.

Недавно в одном из интервью Вы заметили, что сегодня встреча между главами Русской Православной Церкви и Римо-Католической Церкви является преждевременной.

Во-первых, хочу сказать, что для нас эта встреча очень важна и является одной из приоритетных. В то же время я очень хорошо понимаю аргументацию Русской Православной Церкви, поэтому мы не хотим настаивать. Будет время, когда обе стороны придут к согласию.

Как бы Вы прокомментировали информацию о «реабилитации» Мартина Лютера в Римо-Католической Церкви? Как богослов, допускаете ли Вы такую возможность?

Те, кто говорили о возможной реабилитации, знают, что догматические позиции Мартина Лютера были осуждены, и это невозможно изменить. Но здесь можно отметить то, что ранее сама личность Мартина Лютера рассматривалась крайне негативно, а сейчас есть возможность представить его более реалистично, правдоподобно. Но догматические учения принять или изменить нельзя.

Очевидно, что сегодня Англиканская Церковь переживает сложное время. Какие, с Вашей точки зрения, могут быть прогнозы дальнейшего состояния Англиканской Церкви?

Можно сказать, что за последние 40 лет в этом диалоге с Англиканской Церковью мы сделали много шагов вперед. Но потом они ввели рукоположение женщин не только в священнический, но и епископский сан, изменения в этических нормах, чем очень отдалились от нас. Принять это, согласиться с этим мы не можем. Поэтому архиепископу Кентерберийскому я сказал прямо, что они должны решить, будут ли они вместе с традиционными Церквами или же с Церквами, вышедшими из реформы XVII-XVIII вв. Я не могу сказать, как будут развиваться наши отношения в дальнейшем, но летом, в июле, пройдет конференция, после которой, я думаю, этот вопрос будет как-то решаться. Это зависит от того, как и о чем они будут говорить на этой конференции.

Является ли возвращение латинской Тридентской мессы отходом от решений, принятых Вторым Ватиканским собором?

Мы не хотим возвращаться назад, к служению Тридентской мессы. Действительно, необходимо преодолеть это разделение внутри Церкви. Однако есть группы, которые тесно связаны с такой формой служения. Для нас ординальной формой является форма II Ватиканского собора.

Ваше Преосвященство, какие, на Ваш взгляд, наиболее важные богословские проблемы сегодня существуют между Православием и католичеством?

Мы больше имеем того, что нас объединяет, чем разъединяет. Центральная проблема – роль Римского Папы во Вселенской Церкви. Остальные несогласия связаны, пожалуй, с различиями в традициях, культуре, способах мышления. Но мы желаем быть едиными в этом различном.

В связи с недавним обращением части католического духовенства в Бразилии по вопросу целибата хотелось бы задать вопрос о Вашем видении возможности появления женатого духовенства в Католической Церкви.

На последнем заседании Синода в Риме, в прошлом году, 80% епископов выступили за сохранение традиций Западной Церкви, т.е. целибатство. В то же время мы допускаем в Восточных Католических Церквах существование женатого духовенства, где такая традиция существует. И мы за то, чтобы они и дальше ее сохраняли. Мы допускаем это. В последнее время в Восточных Католических Церквах заметна тенденция сохранения целибатства там, где было женатое духовенство. Не думаю, что в будущем будут подобные изменения.

Большое спасибо, Ваше Преосвященство, за содержательные ответы. Что бы Вы хотели пожелать читателям портала «Богослов.Ru»?

Католическая и Православная Церкви – самые близкие Церкви, более близкие, чем все остальные. У нас есть большое желание преодолеть это незнание друг друга, невежество. Это самый большой враг нашего сближения. Думается, осталось еще много предрассудков и непонимания. Хочется их преодолеть и открыть богатство, которое есть и в одной и в другой традиции и обогатить друг друга. Было бы хорошо, если бы была возможность встреч между профессорами, студентами, обмена опытом и
знаниями, это позволило бы ближе познакомиться и обогатиться. Могу с радостью сказать, что многие католики с интересом смотрят на православную духовную богословскую традицию, относятся с уважением и с воодушевлением изучают.


Источник: "Богослов.Ру"

 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)
  2. Католицизм   (357)
  3. Православие   (769)