Данная статья не отражает позиции редакции Родон и размещена с целью обратить внимание читателей на глубокие противоречия в Израильском обществе по отношению не только к христианству, но и к Библии. – Примечание ред. Родон
Первый израильский премьер Давид бен Гурион был совершенно светским человеком, не соблюдавшим никаких еврейских обрядов. Тем не менее, главной книгой его жизни стала Библия – разумеется, не как сакральный текст, но как памятник аутентичной еврейской культуры, еще не изуродованной аномалиями многовекового существования вдали от "исторической родины" под властью других народов.
В глазах Бен-Гуриона и его единомышленников, стоявших у истоков израильского образования, Библия имела сразу несколько функций. Во-первых, она рассматривалась как памятник классической еврейской литературы, обладавший несомненными литературными достоинствами (в отличие от Талмуда и многих других традиционных еврейских текстов). Во-вторых – как важнейший памятник еврейской истории, являющийся к тому же "доказательством" еврейских притязаний на "Землю Израиля". И, наконец, библейские тексты служили культурной платформой, на которой смогли бы объединиться практически все израильские евреи: светские и религиозные, ашкеназы и сефарды... Поэтому неудивительно, что в израильской школе Библии было отведено почетное место. Библейские тексты изучаются всеми израильскими школьниками с первого до последнего класса, а экзамен по этому курсу является обязательным для получения аттестата зрелости.
Частью "библиоцентризма" израильского образования является Международный конкурс на знание ТАНАХа (еврейское название Библии) для еврейских школьников, который ежегодно проводит израильское министерство просвещения. По своему формату конкурс напоминает привычные нам олимпиады по истории или литературе и состоит из нескольких отборов и финала, который проходит в Иерусалиме в День Независимости.
В последние годы интерес к конкурсу знатоков Писания проявляли в основном сами участники, а также их учителя и родные. Что же до СМИ и широкой публики, то они обращали на конкурс не больше внимания, чем обычные российские СМИ -на какую-нибудь олимпиаду МГУ по истории. Однако в этот раз Господь судил иначе – за несколько недель для финала неожиданно грянул грандиозный скандал, последствия которого более или менее улеглись лишь сейчас.
Все началось с того, что в отборе для учеников светских школ победила иерусалимская школьница Бат-Эль Леви. А точнее – с того момента, когда информацию об этом получили активисты организации "Яд ле-Ахим", специализирующейся на борьбе с христианскими миссионерами. Дело в том, что семейство Леви уже давно удостоилось пристального внимания этой организации – поскольку и сама Бат-Эль, и ее семья принадлежат к мессианской общине "Евреи за Иисуса".
Естественно, на борцов с миссионерами эта новость подействовала как красная тряпка на быка. И они решительно потребовали, чтобы Бат-Эль была отстранена от участия в финале. Правда, на первом этапе их ждала неудача – семейство Леви решительно отвергло требования "Яд ле-Ахим". В этом их поддержали единоверцы из Иерусалимского института справедливости, защищающего интересы и права мессианских евреев. При этом руководитель института Калев Майерс цинично заявил: "Красота еврейского мира — в его многообразии. Если можно верить в то, что Любавичский Ребе является мессией, и считаться евреем, то чем хуже те, кто верит в мессианство Иисуса?"
Обращение в минпрос так же не принесло желаемого результата – дело было рассмотрено юридическим советником министерства, который не нашел оснований для дисквалификации, поскольку Бат-Эль Леви является еврейкой и соответствует критериям отбора для участия в конкурсе.
Этот ответ заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку в еврейских школах Израиля учатся сегодня тысячи учеников, не являющихся евреями по галахе. Означает ли это, что по правилам конкурса ни один из них не сможет принять в нем участия? Скорее всего, в минпросе об этом просто не думали. И напрасно, поскольку с учетом нынешних демографических реалий соответствующая проблема может возникнуть в любой момент.
Впрочем, мы отвлеклись. После того, как все попытки убрать Бат-Эль из финала провалились, ортодоксы пустили в ход тяжелую артиллерию – несколько авторитетных раввинов призвали остальных финалистов бойкотировать конкурс, дабы "не дать легитимации" мессианским евреям. Свои подписи под призывом к бойкоту поставили весьма уважаемые лидеры национально-религиозного лагеря: раввин поселения Бейт-Эль р. Шломо Авинер, главный раввин Цфата р. Шмуэль Элияху, рав Цви Тау, возглавляющий престижную иешиву "Хар Амор", и другие.
Еще дальше пошли главные раввины Израиля, Йона Мецгер и Шломо Амар. В экстренном обращении в министерство они потребовали... отменить конкурс из-за участия Бат-Эль. По словам раввинов, "недопустимо, чтобы в конкурсе участвовали представители секты, отколовшейся от еврейской религии". В минпросе, впрочем, главных раввинов не испугались. Как заявили представители министерства, предложение отменить конкурс ими даже не рассматривалось.
Однако самое большое разочарование ждало раввинов в день конкурса. Несмотря на усиленное давление, никто из участников, включая учеников национально-религиозных школ, не отменил своего участия в финале. Так что в итоге конкурс прошел как обычно и закончился победой Цурит Беренсон, ученицы религиозной школы из Нетании.
Правда, на вручение награды победительница вышла с оранжевой ленточкой (символом борьбы против программы размежевания), и передала премьеру Ольмерту письмо с требованием предпринять усилия для освобождения Джонатана Поларда, израильского шпиона, отбывающего срок в американской тюрьме. В другое время обе эти новости оказались бы на первых полосах. Однако на фоне всех скандалов вокруг нынешнего конкурса эти "мелочи" остались практически незамеченными.
Впрочем, страсти окончательно не улеглись и после окончания конкурса. Хотя теперь они приняли более локальный характер – в национально-религиозных изданиях развернулась вялотякущая полемика, правильно или нет поступила Цурит, проигнорировав публичное обращение столь авторитетных раввинов. Собственно духовным лидерам национально-религиозного лагеря не впервой оставаться, говоря языком Жаботинского, "при едином эхе", причем по гораздо более серьезным поводам. К примеру, всего три года назад подавляющее большинство религиозных солдат проигнорировало их призыв не участвовать в ликвидации поселений. Так что раввинам-сионистам пора бы привыкнуть, что в своей общине им отведена роль свадебных генералов – их искренне уважают, охотно проглашают провести урок или прочесть лекцию, однако когда дело доходит до серьезных решений, предпочитают как-нибудь обходиться без них. Однако смириться с этим все-таки трудно. Так что в итоге отцу Цурит (кстати, преподающему в одной из сионистских иешив) даже пришлось написать открытое письмо, защищающее его дочь от нападок и критики.
В общем, мечта Бен-Гуриона, что Библия сможет послужить примирению и объединению евреев, похоже, так и осталась лишь мечтой. Слишком уж много накопилось разногласий, чтобы их можно было сгладить даже с помощья Книги Книг.
Евгений Левин, Иерусалим
Источник: "Credo.Ru ",