В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Религии и формирование общенациональной идеологии в России: Pro et Contra

Pro

Москва, 19 мая, II православный студенческий форум «Вера и дело» состоялся 18 мая в Москве, в Российском государственном социальном университете (РГСУ). В форуме приняли участие молодежные организации – студенческие клубы, приходские общины, члены молодежных отделений политических партий, объединения по интересам. Число молодежных православных объединений в Москве значительно возросло со времени проведения I форума в 2006 г. , что было отмечено куратором мероприятия, председателем епархиальной комиссии по делам молодежи епископом Бронницким Амвросием. Он возглавил Божественную литургию, которая состоялась перед началом заседаний в домовом храме РГСУ во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

В начале пленарного заседания епископ Амвросий зачитал приветствие Патриарха Алексия II, в котором говорится об особом значении молодежного православного служения, разъясняется, что означает «любовь как главное дело жизни». Предстоятель РПЦ выразил надежду, что форум «Вера и дело» станет «призывом, побуждающим к вере в Бога и к любви к Отчеству». Своим приветствием почтил молодежный форум полпред президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко.

Если на открытии I форума самыми яркими выступающими были представители старшего поколения (Н.Михалков, М.Леонтьев), которые напутствовали студенчество и рассуждали об общих проблемах возрождения духовности, то в этом году организаторы предпочли иной сценарий: «учителей» сменили «кумиры». Были приглашены молодые и успешные актеры, которые рассказывали о том, какое место в их жизни занимает недавно обретенное православие. Так, популярный актер Антон Макарский не утаил от слушателей, что его обращение произошло во время актерской пирушки на съемках сериала «Возвращение мушкетеров»: именно там от подвыпившего коллеги он впервые узнал о страданиях Христа на кресте. «Сейчас я хочу быть православным! В духовном смысле я только учусь ползать, как младенец… Позвольте мне учиться у вас!» -- обратился он к залу.

Борис Корчевников, популярный тележурналист и герой культового сериала «Кадетство», очень непосредственно делился своими впечатлениями от проповедей митрополита Антония Сурожского. Этот духовный наставник помогает ему осознавать соблазны двух публичных профессий, а также их подлинную мотивацию – это «жертвенная любовь к людям, отказ от себя». Например, в журналистике, «если нет веры в Бога, должен быть просто запрет на профессию, иначе это убийство себя!» -- так высоко поднимает вера планку профессиональной ответственности. Актер горячо убеждал своих ровесников в важности личного примера: «То, что верующих так мало, -- это наша вина!»

Вслед за ними выступила Надежда Орлова, председатель политсовета прокремлевской «Молодой гвардии», и задиристо предложила обсудить ее заметку о «православной Хезболле», где утверждается, что для проповеди православия все средства хороши. Студентка –первокурсница РГСУ Елена Балова, получив задание рассказать о своей вере, звонко исполнила что-то среднее между речевкой и рекламным слоганом: «Я – православная! Для меня православие – это свобода!.. Все вопросы стали разрешаться!.. Я знаю, что хорошо, а что – нет… Я православная – и я горжусь этим! Я живу в России – и я горжусь этим! Нас становится все больше и больше!»

Было дано слово и старшим: руководитель молодежного объединения «Молодая Русь», главный редактор журнала «Наследник» священник Максим Первозванский уверен, что «ответы на вызовы времени» должна искать вовсе не молодежь, а поколение сорокалетних. От имени этого поколения о.Максим предложил в качестве задачи для всего народа такую максиму: «поиск не того, ради чего жить, но того, за что готов умирать русский (в широком смысле) человек».

Наиболее убедительным было выступление Вадима Дымова – крупного предпринимателя, известного ресторатора, владельца мясокомбинатов и сети книжных магазинов. На конкретных примерах он показал, как в своей жизни он старается воплощать «этот сильный бренд – «Вера и дело». «Мои принципы? Все они описаны в Евангелии. Спрашивают: что не может себе позволить верующий предприниматель? То же, что и любой православный христианин», -- рассуждал Дымов. Он поделился с молодежью глубоким убеждением, что погоня за «быстрыми деньгами», использование сомнительных способов обогащения не только стратегически вредно для бизнеса, но и губительно для души: «Нельзя потом просто пойти, помолиться, мол, все простится… След остается». На пресс-конференции после пленарного заседания он говорил о «крепнущей связи религии и бизнеса», имея в виду христианскую жизненную позицию руководителей, дух братства и взаимопомощи в команде, а также то, что моральные качества производителя, оказывается, небезразличны для потребителя. Все рассуждения бизнесмена должны были подчеркнуть, что «православие не может выглядеть архаичным, оно не должно отпугивать молодежь». Он также предостерег своих юных единоверцев от соблазна противопоставления и от поиска врага: «Я не думаю, что нам навязывают чужие ценности…Нельзя забазироваться на противопоставлении православия другим религиям, а России – другим странам. У нас просто своя вера и своя великая страна».

Своими впечатлениями от форума с корр. «Благовест-инфо» поделился пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов. Он согласен с Б.Корчевниковым в том, что «мы, православные, серьезно не дорабатываем, а потом переваливаем свои проблемы на мировой заговор». К.Фролов удручен отсутствием нового поколения активной молодежи в РПЦ: нет новых православных имен в журналистике, политологии, бизнесе и т.д., тогда как «на светском фронте – огромное число успешных ребят, и они не в Церкви!» Необходима систематическая «православная работа» в вузах России, а также «социальный лифт» для «пассионарной молодежи», которая должна получить поддержку Церкви и «фронт работ». В этом плане роль православного студенческого форума может быть весьма значительной, если он «мобилизует все здоровые силы».

Епископ Бронницкий Амвросий на пресс-конференции неоднократно подчеркивал, что данный форум не был инициирован «сверху», но стал результатом усилий самих молодых православных активистов, студентов не только духовных, но и светских вузов. За прошедшие два года, по его словам, увеличилось не только количество молодежных православных организаций в Москве, но возросла и их информированность друг о друге; все больше таких организаций объединяются для общих дел, понимая в то же время, что «нельзя замыкаться на себе, но надо свидетельствовать о своей вере другим людям». «В этом – главное миссионерское значение студенческого форума «Вера и дело», -- заключил один из самых молодых епископов РПЦ.

Практическая работа на форуме сосредоточилась на дискуссионных площадках во второй половине дня. Как быть православным в современном мире? Что значит быть патриотом? Как создать и сохранить семью? Чем мы можем помочь ближнему? Как с пользой для души отдохнуть? Проведение этих дискуссий взяли на себя молодые миссионеры и катехизаторы из разных московских объединений. Подчеркивалось, что заявленные темы будут не только обсуждаться, но и прорабатываться в ролевых играх, малых группах и т.д.


Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"



* * *

Contra

Религиозные объединения со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, в радиоэфире, в Интернете постоянно предлагают гражданам какие-либо идеи. Но далеко не все эти идеи складываются в идеологии и концепции, иногда они остаются лишь благими намерениями, в которые мало кто верит. Попытку разобраться в этом многообразии программ и идей сделал Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова". Именно он 15 мая был главным докладчиком на семинаре в Московском Центре Карнеги на тему: "Религиозные организации и возможности идеологического проектирования в современной России".

Особенности современной российской ситуации, по мнению Верховского, заключаются в том, что религиозные лидеры чаще всего апеллируют совсем не к религиозным ценностям, а к "интересам государства". Чисто же религиозный подход скорее настораживает и общество, и власть. Основными субъектами диалога по поводу идеологии будущего страны являются не общественные и религиозные организации, а религия и федеральная власть. При этом чиновники ставят перед собой цель сохранить существующий status quo, то есть наличие "традиционных" религий – главным образом РПЦ МП, – которую власть поддерживает. "Нетрадиционные" религии, то есть все остальные, существовать могут, но не должны никак проявлять себя в обществе, должны быть незаметными.

Официальная православная Церковь, как отметил Александр Верховский, продолжает оставаться чрезвычайно архаичной структурой, мало затронутой модернизацией. Московская патриархия живет предреволюционными и советскими настроениями, а своей целью ставит десекуляризацию российского общества. Общество, в отличие от РПЦ МП, медленно, но все же идет по пути модернизации, и разрыв между обществом и Церковью все больше и больше увеличивается.

Соответственно Церковь предлагает архаичные идеи и обращается к идеалам прошлого как к образцу. Об этом свидетельствует Социальная концепция РПЦ МП, где идеалом провозглашается византийская "симфония", а демократия и свобода совести объявляются греховным следствием развития падшего человечества. Культурная доктрина РПЦ МП, выраженная в идее "русской цивилизации", основана на своеобразном этнонационализме, который похож на европейские концепции культурного расизма. Трактовка прав человека официальными идеологами РПЦ МП защищает представление о коллективных правах, которое заимствовано из левых политических идеологий. Отличие в том, что права человека в Московской патриархии поставлены в зависимость от морального поведения гражданина. На одном из семинаров в Центре Карнеги специальный доклад профессора Сергея Филатова был посвящен связи доктрин "русской цивилизации" и "суверенной демократии", которые взаимно друг друга поддерживают.

В целом "другие традиционные" религии ("религии второго эшелона") – крупнейшие исламские объединения (Совет муфтиев России (СМР) и Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ)), буддизм, иудаизм – либо вообще не предлагают своих идеологий, либо действуют в русле Московской патриархии. Потому что именно в силу своего взаимодействия с властью и РПЦ МП они считаются "традиционными". Независимые мусульмане, протестантские религиозные объединения, независимо от своей распространенности и численности сторонников, считаются маргинальными – их никто "не замечает". В силу принадлежности к гонимому меньшинству они объективно являются сторонниками демократических норм, даже если для многих мусульман, сторонников "чистого ислама", теоретическими идеалами являются халифат и шариат. Вместе с тем, евангельские протестантские Церкви стали в современной России практически единственными носителями осознанной демократической модернизационной идеологии. Роль протестантов еще не проявлена, но они являются также чрезвычайно сплоченным общероссийским христианским демократическим движением (вместе со старообрядцами, которые уступают им в численности).

В реальности, как подчеркивал Верховский и многие участники семинара, влиянием на Кремль РПЦ МП не обладает (если только это не гордость из-за общения с отдельными чиновниками). Церковь рассчитывает на будущее, на некий решающий прорыв по поводу "Основ православной культуры" (ОПК), военного духовенства, теологии и т.д. – тогда, когда власть станет слабее и будет нуждаться в поддержке авторитетом РПЦ МП больше. Вопрос в том, сможет ли РПЦ МП сформулировать свои предложения в будущем и какими они будут, так как либерализация политической власти и ситуации в стране повлечет за собой либерализацию внутри и вокруг РПЦ МП, где множество групп постараются предложить свои идеологические проекты.

Целый ряд участников дискуссии после доклада Александра Верховского высказал свои недоумения, но не по поводу доклада, а по поводу ситуации в России с идеями. Социолог религии Сергей Филатов отметил, что идеалов в идеологии РПЦ МП фактически нет, и для ученого загадка, почему РПЦ МП так легко вписалась в "шкурническое общество", где главное – деньги. По словам Филатова, в отличие, например, от американского общества, религиозные организации в России не берут на себя роли носителей и проповедников высших гражданских идеалов.

Московская патриархия ведет скрытую работу, заметил Сергей Мельников (Ассоциация военных политологов). По его словам, РПЦ МП создает плацдарм для роста, поскольку в реальности в военных частях, к примеру, работает намного больше священников, чем об этом говорится. Профессор МГУ Игорь Кантеров подчеркнул, что все же большинство прихожан РПЦ МП – люди бедные, находящиеся за чертой бедности, и Церковь старается донести их проблемы до власти через Всемирный русский народный собор.

Потребность в новой идеологии, по мнению представителя посольства Азербайджана в России Эльдара Байрамова, существует, но вопрос в том, желает ли общество в России, чтобы его будущее было выражено в религиозных терминах. Верховский ответил, что все социологические опросы показывают самый примитивный уровень религиозности, и все будет зависеть от того, произойдет ли в РПЦ МП такой же процесс обновления, какой был в католической Церкви.

Гражданские институты, по словам философа Евгения Рашковского, какими бы слабыми они ни были, всегда несут в себе заряд конфликтности, что вполне нормально. Дело только в том, что общество в России маргинализовано в самых различных сферах, а люди, говорящие о православной культуре, часто несут вместе с этой культурой национализм, оккультизм, обрывки православного и советского быта, то есть субкультуру. Представитель Русской Православной Старообрядческой Церкви Александр Антонов высказался за общество прав человека и свободы.

Существует, по словам члена Научного совета Московского Центра Карнеги профессора Алексея Малашенко, и заказ, и желание, и необходимость в идеях, "но все как-то повисает в воздухе". У РПЦ МП при этом довольно двойственная позиция. Она – то ли уже дублер государства, то ли "доктрина в запасе" для той же власти.

Самое обидное, что в современной России не сложилось еще такой общественно значимой и общефедеральной идеологии, которая бы говорила о социальных проблемах и свободном гражданском обществе и была бы предложена религиозной организацией. Среди самых популярных концептуальных программ, таких как "русская цивилизация", не нашлось места для общества и его проблем, для гражданских демократических идеалов, для осознанного реального будущего страны. Вместо этого гражданам предлагается непонятный никому "византийский урок", страшный тем, что он призывает опять ударить сильной империей по слабому обществу. На фоне российской империи или цивилизации все остальные идеи считаются слабыми и беспомощными, хотя именно имперские лозунги и теории о цивилизациях быстрее всего распадаются в пыль и прах. Большинство россиян, действительно, поддерживают идеологию РПЦ МП о "русской цивилизации" и о "культурообразующей" роли православия, потому что эта идеология ни к чему не обязывает, но позволяет ощущать национальную гордость, буквально ничего толком не делая. Такие народы и цивилизации история, как правило, жестко отсеивает.


Роман Лункин
Источник: "Сredo.Ru "


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Россия   (1237)