Специалисты Центра антропологии и сознания Оксфордского университета получили внушительный грант на исследования природы религиозных чувств. Несколько ученых-конкурентов сразу выдвинули свои версии.
Эндрю НЬЮБЕРГ: "Мысль способна растворяться во Вселенной"
В Центре духовности и сознания при университете американского штата Пенсильвания (США) во главе с доктором Эндрю Ньюбергом пытаются понять, как связаны мозг и вера.
К участию в одном из экспериментов ученые пригласили восемь тибетских монахов. Предложили медитировать, представляя некое божественное существо. И рассчитывали зафиксировать момент, когда ощущение человеком собственного "я" начнет растворяться в этом неземном образе.
– Кажется, будто бы фильм вашей жизни прерывается, и вы вдруг видите тот пучок света, который проектировал его на экран, – поделился своим впечатлением от "момента" монах Майкл Бейме.
"Слившимся со Вселенной" сканировали мозги. И обнаружили повышенную активность в тех участках, которые регулируют внимание. Но при этом в задней верхней теменной доле наблюдалась поразительная пассивность.
– Расположенный там пучок нейронов отвечает за ориентацию тела в пространстве и позволяет ощущать различие между собственной личностью и всем окружающим, – рассказывает доктор Ньюберг. – Например, люди, у которых эта область поражена, с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома.
Похоже, что глубокая медитация сродни недугу – стирает границы между личностью и внешним миром. Люди действительно от него отключаются. Их теменные доли не получают извне никаких образов и звуков. А лишенный своего нормального "питания", этот участок мозга перестает нормально функционировать, в результате чего человека охватывает чувство вечности.
Ньюберг повторил тот же эксперимент с францисканскими монахинями. Но они не медитировали, а молились. Неудивительно, что сканирование показало усиление активности областей мозга, которые связаны с речью. Но за этим опять же последовало отключение теменных долей. Монахини тоже "слились".
– В строении мозга заложена способность "общения" с Богом, – делает, прямо скажем, спорный вывод доктор Эндрю Ньюберг.
Майкл ПЕРСИНГЕР: "Мозг рождает призраков"
– Если религиозное чувство, как утверждает Ньюберг, имеет материальную основу, то нельзя ли вызывать его в мозгу искусственно? – задался вопросом доктор Майкл Персингер, нейролог из университета американского города Садбери.
Уже несколько лет Персингер отправляет добровольцев на "встречу с Богом", стимулируя слабыми магнитными полями их височные доли. И обнаруживает: в среднем четверо из пяти людей начинают чувствовать, что рядом с ними в комнате находится призрачное существо.
– Замечая нечто сверхъестественное, добровольцы ведут себя по-разному, – говорит доктор Персингер. – Те, которые недавно потеряли близкого человека, часто именно его и видят. А большинство религиозных людей считают, что встречаются с Богом.
Скорее всего, видения – всего лишь галлюцинация. Но кто знает, насколько на самом деле мир иллюзий далек от реального? Опыты ученого, увы, не дают ответа на этот вопрос.
Ричард ДОКИНС: "Мы восприимчивы к психологическим вирусам"
– Лично я склоняюсь к версии, что потребность в Боге возникла в ходе эволюции, а не порождена неким стадным чувством, – говорит английский эволюционист Ричард Докинс. – Доказано, что в самой человеческой природе – на уровне генов – закреплена восприимчивость к вере в чудеса. Поэтому она столь живуча – даже в продвинутом ХХI веке.
На самом деле, – продолжает Докинс, – существование Бога – создателя Вселенной – это научная гипотеза, к которой следует относиться с тем же скептицизмом, как и к любой другой. Но она в отличие от других переходит по наследству из поколения в поколение. Как нечто среднее между генетическим и вирусным заболеванием.
По мнению ученого, взрослые передают веру детям, "заражая" многими "психологическими вирусами". Религия – лишь один из них. А ведь есть еще вера в приметы, гороскопы, гадания...
ИТОГО
Сны наяву
– Проблема заключается в том, что мозг в равной степени порождает и реальные, и мистические переживания, – говорит доктор Ньюберг. – Звучит парадоксально, но единственным критерием реальности для нас является то, насколько реальной мы сами ее ощущаем. И из этого круга невозможно найти выход.
Да, у нас есть данные о том, что вера в Бога заложена в строении мозга. Но это не означает, что она – однозначно результат биохимии. Возможно, Бог встроил нам в головы антенны, чтобы мы слышали и понимали его.
Светлана КУЗИНА
Источник: "Комсомольская правда" 8 мая 2008 г.