Можно испытывать искреннюю радость оттого, что не очень волнует вопрос, что будет после 7 мая, когда вступит в должность избранный президент России Дмитрий Медведев. Теперь можно спокойно "шутить всерьез", что после седьмого мая наступит восьмое, а на вопрос, что будет после мая, спокойно ответить: июнь.
Подобная преемственность власти действительно важна для страны, могущей не пережить новых революций, войн ( к военной агрессии тем не менее, надо быть готовыми), перестроек и т.д. Как писал наш великий соотечественник Дмитрий Менделеев, русских должно было быть к концу XX века 500 миллионов, а мы имеем то, что имеем. Чтобы восстановить наш национальный потенциал, необходимы те самые "двадцать лет, после которых вы не узнаете Россию", о которых писал Петр Столыпин.
И теперь, когда нет непосредственной угрозы десуверенизации России, ее суверенитет и независимость защищены, предстоит важнейшая работа по национальной модернизации нашей страны на основе ее православной традиции. Другого пути нет, ибо модернизация без традиции растворит нашу страну в потоке глобализационных процессов. Сохранение традиции без национальной модернизации превратит нашу страну в "индейскую резервацию", которую поглотят те, кто побеждает в жесткой конкурентной борьбе за умы, за интеллектуальные, технологические и природные ресурсы, за пространства и территории. Таким образом, именно православная традиция, направленная на социальное партнерство Церкви, государства и общества, является основанием для успешного прорыва России, которой для того, чтобы укрепить свой суверенитет, необходимо возвращение статуса ведущей мировой державы, лидерства на постсоветском пространстве (в том числе воссоединение с Белоруссией и недопущение превращения Украины в антироссийское государство), создание конкурентоспособной высокотехнологичной экономики, сильной армии и флота, обеспечение достойного жизни нашего народа. "Русский прорыв", "российское экономическое чудо" невозможны без опоры на наши базовые ценности. Неоспоримая ценность – православная вера и культура. Все сферы жизни общества – политика, экономика, международные отношения – являются сферой борьбы добра и зла, где, по Достоевскому, полем битвы является сердце человека.
Дмитрий Медведев, юрист, "законник", специалист по римскому праву. Одновременно он верующий, практикующий "литургический" христианин.
Таким образом, он как юрист будет блюсти нынешнее законодательство, считающее Россию светским, но не атеистическим государством. Эти понятия постоянно путаются. А светском государстве возможно и логично действовать в политической и даже экономической сфере, исходя из православных христианских убеждений, и Дмитрий Медведев пошел дальше многих других политиков, которые декларировали дань Русской православной церкви как силе, играющей особую роль в русской истории.
Так, Медведев признал сообщество православных наций как фактор международной политики. 22 января 2008 года, обсуждая с патриархом и лауреатами премии Фонда единства православных народов проблему Косово, Медведев отметил, что "православный мир не такой уже большой, но все-таки он достаточно велик, чтобы представлять международную силу". Это очень серьезная заявка.
Однако православное сообщество интересует не только геополитика – интересует реальная реализация своих гражданских прав. Права на информацию, чтобы, к примеру, передача "Слово пастыря" шла не в девять утра, а в девять вечера. Некоторые обещания Дмитрий Медведев уже исполнил. Так, вопреки сопротивлению профессиональных антиклерикалов, можно считать решенным вопрос о государственной аккредитации духовных школ.
Помимо политической воли "сверху", многое зависит от самоорганизации православного гражданского сообщества, от того, сумеет ли оно законным путем добиваться своего. Для того, чтобы действовать на поле "европейской светскости", необходимо избавиться от иллюзии того, что все, что очевидно для воцерковленного человека, очевидно для всех окружающих. Научиться объяснить и убедить, а не уповать на админресурс или "доброго царя" – вот залог побед православного сообщества. Объяснить то, что православные граждане и христианские ценности являются неотъемлемой составляющей гражданского общества.
Таким образом, у православного общества эпохи Медведева есть несколько императивов, без которых оно не может быть конкурентоспособным. Это императивы апологетические, гражданско-правозащитные, молодежные и миссионерские. На последнем заседании московской епархиальной комиссии по делам молодежи было принято решение перевести с английского языка все имеющиеся православные и инославные методики молодежной работы. Давно пора. Ведь рядом есть удивительный и эффективный опыт молодежного движения Польской православной церкви. Есть и опыт общественно-активных христианских массовых движений. Например, итальянского католического движения 1920-1930-х годов, которое противостояло и коммунизму, и фашизму. Оно было настолько влиятельным, что фашисты были вынуждены разрешить молодым католикам не вступать в итальянское молодежное фашистское движение, а вступать в католическое! И это было при режиме, где все нефашистские политические силы подавлялись. Необходимо изучить и востребовать опыт католических профсоюзов 1930-х годов, эффективно противостоявших и нацизму, и коммунизму. Этот опыт важен и с точки зрения развития христианской этики в рыночной экономике, что могло бы стать важным социальным проектом Церкви. Можно опереться и на отечественный опыт таких подвижников, как схиархимандрит Серафим (Муравьев), знаменитый старец который до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, и достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга. Национальная православная экономическая мысль нашла свое отражение и в интеллектуальной жизни русской эмиграции. Так, в 1922 году под руководством того же митрополита Антония (Храповицкого) в немецком городе Баден-Рейхенгалль состоялся Съезд хозяйственного возрождения России, затем, в программах эмигрантских организаций, типа Русского общевоинского союза, появляется термин "народный капитализм". В этих документах так или иначе нашли свое воплощение идеи митрополита Антония о православной этике в рыночной экономике, о религиозной ответственности предпринимателей, о примирении между трудом и капиталом...
Естественно, раскрытие потенциала православного гражданского общества, его становление как влиятельной общественной силы, его нравственный, духовный авторитет и интеллектуальная, стратегическая, доктринальная конкурентоспособность невозможны без решительного расставания с идеями и силами, это сообщество маргинализующими, являющимися его интеллектуальным и политическим балластом. Эта "опричная оппозиция", "антимиссионерское лобби", "партия пензенской пещеры" и "общество спасателей Церкви от миссионеров и молодежи", понимая свое интеллектуальное убожество, свою бесперспективность, пытается утащить за рамки системной общественной жизни, на социальное и интеллектуальное дно как можно больше людей. "Раз не будет будущего у нас, то пусть его не будет и у вас" – вот истинная логика тех, кто завалил Интернет конспирологическими бреднями о "заговоре либералов в системе управления Русской церковью" и объявил "смертельную войну" православной миссии.
Таким образом, "инновационная эпоха" неизбежно коснется и Русской церкви, и православного гражданского сообщества. Церковь неизменна в своих догматах, но в ее проповеди внешнему миру нет другого выхода, кроме как научиться вести доброжелательный миссионерский диалог с собственным народом, зажечь православием современного человека, для которого Россия и свобода, собственность и ответственность, патриотизм и универсализм, "всемирная отзывчивость" являются вовсе не антагонистическими, а неотделимыми друг от друга ценностями.
Кирилл ФРОЛОВ,
руководитель московского отделения
Союза православных граждан
Источник: "Интерфакс-Религия"