Каждый год в канун православной Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме после молитв сам собой появляется Благодатный огонь. И никому еще не удалось объяснить это чудо.
Ученые, пытавшиеся "разоблачить" его, лишь убедили верующих в том, что схождение Благодатного огня – проявление Божьей воли. Чудесное схождение Благодатного огня собирает тысячи верующих в Иерусалим каждый год. Миллионы смотрят трансляцию церемонии в прямом эфире телеканалов и в Интернете. Они видят, что никакого подлога быть не может – на глазах у всех Патриарха Иерусалимского обыскивают наблюдатели. Ни спичек, ни зажигалки не пронести. В одном подризнике Патриарх входит в крошечную часовню-кувуклию. Она заранее осмотрена и запечатана – это гарантия того, что там нет ни огнива, ни спичек. Представитель Армянской церкви по традиции встает за Иерусалимским Патриархом, оставаясь на пороге кувуклии, и зорко следит за происходящим. Все по-честному – Благодатный вспыхивает после молитв Иерусалимского патриарха... сам собой!
Однако, несмотря на такое масштабное освещение великого события, постоянно находятся скептики, не верящие своим глазам. Они желают найти земное объяснение сошествию огня.
Дерзкая попытка повторить это чудо была предпринята во время прямого эфира греческого телевидения прямо в телестудии. Ученый Микаэль Колопулос провел эксперимент, пытаясь разгадать тайну Благодатного огня. Он утверждает, что свечи загораются сами из-за того, что проходят предварительную обработку. На глазах у зрителей Микаэль обмакнул три свечи в белый фосфор. И в ходе беседы примерно через 20 минут свечи сами по себе загорелись! Колопулос заявил, что считает, будто бы рождение пламени в Великую субботу происходит тоже благодаря самовоспламеняющимся свойствам белого фосфора, которые он обретает при контакте с воздухом.
А когда греческого ученого попросили объяснить, почему сошествие огня происходит в определенное время – не утром в субботу и не ночью, а обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени – Колопулос ответил, что процесс самовозгорания можно регулировать:
– Если фосфор растворить в соответствующем органическом растворе, то его самовозгорание можно отложить до тех пор, пока не испарится полностью этот раствор.
Чтобы придать правдивость своей версии, Колопулос заявил, что о подобных химических реакциях было известно в древние времена. Он также утверждает, что фосфор использовался халдейскими волшебниками еще в начале пятого века до н. э., а также древними греками.
Зарницы
Однако есть множество вещей, которые гипотеза Колопулоса не может объяснить. Она не охватывает и половины других удивительных явлений, которыми неизменно сопровождается схождение Благодатного огня. Например, почему сами по себе возгораются свечи верующих, пришедших в храм со своими обычными свечами? Ведь они приносят их из дома, и об особой обработке фитилей не может идти и речи! Почему пламя, дарованное во время церемонии, не обжигает в первые минуты, как должен жечь обычный огонь? И наконец, почему происходят многие исцеления среди людей, собравшихся в храме?
Невозможно объяснить и голубоватые зарницы, которые возникают в храме во время молитвы Патриарха в кувуклии. Всполохи имеют характерные особенности: свет сверкает без видимого источника, всполохи не ослепляют, отсутствует какое-либо звуковое сопровождение – гром или грохот – характерное для обыкновенных молний. Неужели источник всполохов находится за пределами нашего мира?
Вариант с "подлогом свечей", который заподозрил Колопулос, просто неправдоподобен. Ведь уже почти тысячу лет иноверцы откровенно ищут повод для разоблачения великого православного чуда. И фитили проверяли, и нет ли пропитанных горючей жидкостью ниточек между лампадами, проверяли. Мусульмане, которые многие сотни лет обязательно присутствуют в храме при схождении Благодатного огня, убеждены, что это не фокус.
Христиане молятся по всему миру чтобы это чудо свершилось, чтобы традиция не прервалась. Считается, что Пасха, в которую не вспыхнет Благодатный огонь, станет началом конца света.
Обряд
Церемония обретения огня происходит только на православную Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это самое сокровенное событие для христиан. Из небольшой каменной часовенки, кувуклии, потемневшей за века, после молитвы Патриарх Иерусалимский выносит ликующей толпе символ надежды и веры – зажженную Благодатным огнем свечу.
В этот же момент, словно по мановению Божьей десницы, возгораются охапки свечей, которые принесли в храм верующие.
В воздухе, напоенном молитвами, вверх под самый купол возносятся яркие, как северное сияние, всполохи Священного огня. Это пламя не обжигает! Огонь, вопреки законам химии и физики, первые минуты совершенно не горячий. Христиане омывают им лицо, руки, голову, очищаясь от грехов Благодатным пламенем. Зажженные от него свечи передают из рук в руки, по всем узким улицам, идущим от храма Гроба Господня, растекаются ручейки и реки Святого света.
– Схождение Благодатного огня – самое древнее христианское чудо, – говорит ответственный секретарь комиссии по описанию чудесных знамений при Московской патриархии физик Александр Московский. – Никто еще ни разу не смог доказать земное происхождение огня. Ведь кроме схождения пламени в храме в этот момент происходят и другие явления. Например, голубоватые всполохи-зарницы, которые как будто сами по себе возникают в воздухе. И свечи в руках у верующих сами зажигаются. Известен, например, случай, когда в руках у православного батюшки из России во время схождения огня свеча сама по себе загорелась.
Традиция привозить Благодатный огонь в Россию возродилась в 1993 году. Именно с этого времени, после подавления мятежа в Белом доме, началось возрождение страны. Божье пламя стало благословением для Руси.
В мире, в котором все больше проблем, люди по-прежнему верят и молятся о Спасительном пламени. И арабы-мусульмане в Иерусалиме считают необходимым принести Благодатный Огонь домой. Ведь именно у них есть легенда: в тот год, когда не сойдет огонь Благодатный, наступит конец света.
Откровения паломника
Примечательно, что первое в истории детальное описание процесса сошествия Благодатного огня был сделано в 1101 году известным русским паломником игуменом Даниилом. Он писал:
"В Великую Пятницу после вечерни протирают Гроб Господень и вымывают лампады, и вливают масла чистого без воды. И оставляют лампады те незажженными. И запечатывают Гроб в два часа ночи".
"Назавтра же, в Великую Субботу, в шестой час дня, собираются все люди перед церковью Святого Воскресения. И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, кроме: "Кирие, елейсон!", что значит: "Господи, помилуй!". Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Ибо каждый заглядывает тогда в себя и вспоминает свои грехи, и говорит каждый себе: "Неужели из-за моих грехов не сойдет Свет Святой?"
"И вышел епископ и заглянул в Гроб сквозь крестец дверей тех, и не увидел Света в Гробе, и возвратился на место. И когда минул девятый час, и тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное и светлое. Свет же Святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно, и пламя его красно, как киноварь".
***
Не так давно ученые нашли любопытное описание одного древнего случая, который произошел на Пасху. Считается, что от него и зародился ритуал схода Благодатного огня, который существует сейчас.
Религиозный историк Евсевий Кессарийский пишет в своей книге "Vita Сonstantini", которую датируют 328 годом, об "интересном событии, которое произошло в Иерусалиме на Пасху в 162 году". Когда церковнослужители собирались заполнить лампы маслом, чтобы зажечь их и символизировать Воскресение Христа, они неожиданно заметили, что масла больше не осталось. Тогда епископ Наркиссос приказал наполнить лампады водой. И повелел охранникам поджечь их. На глазах у всех присутствующих все лампы загорелись, как будто в них было масло.
Светлана МАКУНИНА
Источник: "Жизнь"