В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

"Врачеватель души"

Крутицкое патриаршье подворье в Москве – один из знаменитых православных центров – сегодня известно еще и тем, что здесь действует Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, возглавляемый отцом Анатолием (Берестовым), доктором медицинских наук, крупным специалистом в области детской неврологии. Он возрождает здесь к жизни людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игровой зависимостью. Продолжая цикл интервью с выдающимися людьми России, с ним беседует писатель Альберт Лиханов.

Духовные проблемы, которые мы сами себе создаем, становятся главной причиной нашего вырождения, вымирания страны. И если мы не остановим алкоголизм и наркоманию, через 15-20 лет в нашей стране некому будет рожать, некого будет учить, да, может быть, и некому будет учиться.



- Отец Анатолий, вы возглавляете Душепопечительский центр. Что такое попечение о душе?

– Попечение о душе – это помощь человеку страдавшему, страдающему, находящемуся в каком-то душевном недуге. Изначально наш центр был создан для реабилитации лиц, пострадавших от деструктивных неокультов, а также от оккультизма – колдовства, магии, чародейства и так далее. Но в процессе работы мы столкнулись с такой проблемой, как наркомания и алкоголизм молодых людей, подростков, детей. И это не случайно. Сам ход событий вывел нас на эти трагические явления.

Я длительное время работал детским невропатологом, был консультантом Министерства здравоохранения СССР, Министерства здравоохранения РСФСР по вопросам детской неврологии, и мне приходилось консультировать самые тяжелые случаи проявления детской неврологии. Но потом моя жизнь изменилась, и я стал не только медиком, профессором кафедры детской неврологии Российского государственного медицинского университета, но и директором реабилитационного центра для инвалидов, страдающих последствиями детских церебральных параличей, а еще и священнослужителем. Потом принял монашество, оставаясь профессором кафедры детской неврологии. Ну а после того, как мы по благословению святейшего патриарха Алексия II организовали Душепопечительский центр, я целиком посвящаю свою жизнь служению Церкви, Христу, страдающим людям.

- Отец Анатолий, что значит для вас соединение вашего медицинского звания и церковного сана, почему вы избрали такое сочетание?

– Мне трудно ответить на ваш вопрос, потому что я всю свою сознательную жизнь был медиком, работал с детьми, подростками, юношеством. Я врач по натуре своей, по призванию. А ведь священник – тоже врач, он врачует души. Я вкупе и врач, и священник, ибо моей давнишней мечтой, как только я стал верующим, была мечта стать священником, а еще была мечта стать врачом, и вот эти мечты соединились вместе.

- Медицина построена по разным человеческим органам. Всюду и во всем узкая специализация, и при этом – где душа, есть ли она вообще, и зачем она? Ваш выбор, наверное, продиктован тем, что тело и душа – это единое целое?

– Тело и душа зависят друг от друга. Конечно, нельзя сказать, что тело это душа, а душа это тело. Здесь некая двойственность. Ведь человек был создан Богом изначально из праха земнаго, то есть из материи. Он материален, и только потом Бог вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. Физическое отмирает, а душа остается. И вот душа объединяет во единое и тело, и душу, и человек становится единым.

- Мне кажется, многие бедствия нашего общества происходят из-за того, что душа непризнаваема, или, скажем так, вторична в обстоятельствах, когда кто-то смотрит на человека, то ли пытаясь его вылечить, то ли пытаясь образовать, то ли принудить к какому-то делу. Что дает человеку единство души и тела?

– Единство души и тела дает гармонию жизни. Когда душа едина с телом, и тело едино с душою, то нет больших проблем жизненных для человека, для рядом находящихся с ним, для общества. Ведь когда человек болен, скажем, гриппом, и рядом с ним находится кто-то из близких, помогает, сострадает, ему становится легче. А когда человек болен наркоманией или алкоголизмом, от этой его болезни страдает множество людей, находящихся рядом. Мы все зависим от болезни находящегося рядом человека. Поэтому есть такой термин "созависимость", "созависимые". И вокруг одного зависимого могут быть десятки и сотни созависимых, которые страдают из-за него и за него.

Когда же имеется гармония между душою и телом, этой созависимости нет. Наоборот, имеется некое душевное благополучие, я бы сказал, противоположное зависимости – радость за человека.

- Множество детей сегодня курят с ранних лет, пьют, употребляют наркотики. Впадая в такую жизнь, дети сами разрушают себя на глазах собственных родителей...

– Да, к сожалению, семья наша очень часто не образует должное духовное развитие ребенка. Не говорит ребенку, что такое хорошо, что такое плохо. Когда я спрашиваю у современных молодых людей, у подростков, у детей: "Вы знаете, что такое хорошо, что такое плохо?" – отвечают примитивно: "Да, знаем.Хорошо – это когда хорошая еда, хорошее питье. Плохо – когда ударили тебя или сказали гадкое слово".

- Как-то в большой аудитории вы спросили своих подопечных: "Знаете, что такое целомудрие?" Ответом была тишина. "А что такое секс?" Все закричали: "Конечно, знаем!"...

– Не только дети, но и их родители, как правило, не знают, что такое целомудрие. А целомудрие – это значит быть целостно мудрым, быть мудрым душою, целостным телом, в чистоте. Раньше церковь воспитывала телесную чистоту, соединяя это с духовным воспитанием, с мудростью. Вот отсюда и получается целомудрие – целостность телесной чистоты и целостность духовной чистоты.

Теперь же найти дети, подростки уже в детском, отроческом возрасте вступают в развратные связи, теряют целостность телесной и духовной чистоты. То, что раньше считалось грехом, теперь становится нормой жизни. Нормой жизни, простите, скотской, но не человеческой. На самом же деле норма жизни человека – это целомудренное житие до брака и целомудренный чистый брак.

- Вот вы, врач и священник, не раз повторяли, что ранний секс делает человека глупым...

– Ранний секс делает человека аморальным. Такой человек теряет целостное восприятие мира, духовное восприятие мира. Он смотрит на мир уже негативным взором. Детский секс приводит к остановке, к задержке психического и интеллектуального развития. Врачам и педагогам хорошо известно, что подростки и дети, вступающие в сексуальные связи, начинают вести себя хуже, учатся хуже, ведут себя мерзко с родителями и очень часто уходят в криминальную жизнь. Их развитие становится девиантным, то есть искривленным.И в дальнейшем такие молодые люди уже не имеют нормального понимания брака, семейной жизни. У них нет ответственности перед будущим потомством, перед собственными родителями, перед обществом. И жизнь идет у них кувырком. Они, как говорится, ни Богу свечка, ни черту кочерга.

- Наверное, можно прибавить к этому, что еще неустоявшийся организм в такой ситуации всю свою энергетику тратит на интимную жизнь, и в результате сознание, духовная работа, интеллектуальное развитие сокращаются. Шоры возникают, это становится смыслом, чуть ли не главным делом жизни, и человек себя тратит досрочно. Это часто связано с выпивкой, с курением, наркоманией. Вы однажды сказали, что наркомания – не психическая, а духовная болезнь. В чем разница?

– Человек, по учению святых отцов, как бы трехсоставен – состоит из тела, души и духа. Дух – это то, что ближе к Богу, то, что ближе к высшим интересам человека, а душевное – то, что ближе к телесному. Это наша как бы чувственная сторона. Так вот, наркомания, как и другие пороки, это болезнь духовная, это болезнь духа.

Ведь что делает подростка наркоманом? Бездуховный, безобразный, безбожный, нездоровый образ жизни. Например, ненормальная ситуация в семье, отсутствие воспитания в доме, отсутствие воспитания в школе, здесь имеет огромное значение антивоспитание средств массовой информации, особенно телевидения, прессы, журналов, особенно детских и подростковых страшных журналов.

Мы периодически проводим опросы наших подопечных, молодых людей, страдающих зависимостями: что сыграло главную роль в их воспитании? Оказывается, телевидение, улица, друзья, и только на одном из последних мест – семья.Достоверно известно, например, что средний возраст начала курения наших детей – 11 лет. Я это могу подтвердить и на примере наших подопечных, которых у нас почти 10 тысяч человек. В 12 лет дети начинают пробовать спиртные напитки. Затем следует секс. Девочки начинают вступать в сексуальные связи в 11-13 лет, мальчишки в 14-15, реже с 13-летнего возраста. И понеслось! Нравственная деградация сочетается с деградацией социальной. И дети, вставшие на девиантный путь развития, не хотят ни учиться, ни работать. Они хотят только получать удовольствия.

В конце концов, это приводит к употреблению наркотиков. Дети начинают нюхать клей, бензин, растворители и т. д. За мнимые удовольствия приходится расплачиваться своим мозгом, ибо растворители, клеи, бензины сильно ударяют по нервным клеткам и приводят к их разрушению.

- Растет число детей с врожденными пороками, и очень часто близкие удивляются, как это так? Но разберите взыскательно биографию каждого из родителей. Может быть, эту генетику в ближайших поколениях люди уже "исправили" собственными усилиями в негативную сторону. И вот через несколько поколений родились несчастные дети, дети с ДЦП, например.

– Совершенно верно. Мы озабочены тем, что наша страна вырождается, вымирает; мы находимся в демографическом кризисе, но ведь этот кризис создаем мы сами. От болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, в России погибает до 500 тысяч человек, а от болезней, связанных с курением, до 300 тысяч человек. Духовные проблемы, которые мы сами себе создаем, становятся главной причиной нашего вырождения, вымирания страны. И если мы не остановим алкоголизм и наркоманию, если наши дети не поймут того, что так жить нельзя, то через 15-20 лет в нашей стране некому будет рожать, некого будет учить, да, может быть, и некому будет учиться.

- Отец Анатолий, в вашем Душепопечительском центре 80 процентов людей, страдающих наркоманией, освобождаются от этого недуга. Расскажите, как же происходит такое чудо. Такой статистики излечения нет в нашем государственном здравоохранении!

– Такой статистики в самом деле нет. Но мы помогли организовать Душепопечительские центры, подобные нашему, во многих городах России, начиная от Камчатки и Магадана, Владивостока до православной Сербии и православной Болгарии – и везде в аналогичных центрах такая же картина: минимум 60 процентов вылечившихся.

- В чем же причина успеха?

– А в том, что мы смотрим на болезнь – на наркоманию, на алкоголизм, на игровую зависимость – как на духовную болезнь и работаем с душой. Мы стремимся переделать душу молодого человека, изменить его мировоззрение. Спрашивается, а есть ли у наркомана мировоззрение? Ну, своеобразное гедонистическое мировоззрение, то есть мировоззрение удовольствия, имеется. Так вот, образ жизни сугубо греховный мы стараемся изменить на духовный. Когда это получается, то без всякого лечения человек становится здоровым.

Мы наблюдаем эффект, который я условно называю "эффектом отмычки", когда после первой же исповеди и причастия впервые в жизни пришедший в церковь наркоман теряет тягу к наркотикам. Вы когда-нибудь встретите что-нибудь подобное в практике наркологической службы -чтобы после первого же разговора с психотерапевтом у молодого человека исчезла тяга к наркотикам? Разумеется, нет. А тут – каждый пятый, 20 процентов! Каждый пятый, по существу, исцелялся или вставал на путь исцеления сразу же после первой исповеди и причастия.

- Так может быть, надо этот ключ применить ко всем диагнозам, ко всем без исключения недугам?

– Вы правы. Мы применяем это пока в наших условиях. Но я являюсь еще и священником в храме при Институте трансплантологии. Так вот, тамошние врачи через год после того, как открыли больничный храм, отметили, что работать стало легче, больные стали быстрее выздоравливать, и их стали выписывать из больницы на несколько дней раньше. А смертность уменьшилась! Тот же ключик действует!

По существу, все верующие больные до операции приходят в храм, исповедуются, причащаются, получают у священника благословение на операцию. Читается специальная молитва, где мы просим, чтобы Господь Бог вложил в руки хирурга помощь этому больному, что они и получают.

- Расскажите, пожалуйста, о самом чудодейственном случае в вашей практике.

– В конце 1970-х годов я был вызван из Москвы как специалист по детской неврологии и консультант в отделение реанимации Сухумской республиканской больницы. Там находился мальчик одного года 7 месяцев от роду. Он утонул. Пока его искали, пока нашли, вынули из воды, вызвали "скорую помощь", пока доехала "скорая", ребенок уже 40 минут был бездыханным, темпераментная мать-грузинка, думая, что он мертв, разорвала на себе одежду, стала плакать... Врачи стали реанимировать малыша, и он задышал!

Его отвезли в Сухумскую больницу в отделение реанимации. Но в сознание он не приходил. Когда я приехал в больницу, – через полтора месяца после того, как ребенка реанимировали, он по-прежнему дышал, но кора головного мозга у него не работала. Я посмотрел малыша и констатировал смерть коры головного мозга, то есть синдром декортикации. И сделал выговор врачам за то, что меня вызывали. Разве сами они не могли поставить этот диагноз? Коллеги смутились – да нет, мы это знали. Но, видите ли, родители настояли на том, чтобы вызвать именно вас. Я удивился...

Ночевать меня повезли в эту семью, которая почему-то требовала моего приезда, в город Гагру. Приезжаем туда, вхожу в их двор, из дома навстречу выходит бабушка с большим блюдом лобио. Увидев меня, она вскрикнула, взмахнула руками – блюдо упало и разбилось. Я не понял в чем дело. Потом, когда я уезжал, родители слезно умоляли меня взять ребенка в Москву.

Я не хотел его брать – и врачам, и родителям говорил, что не вижу в этом смысла: синдром декортикации одинаково лечат в Москве и в сухумской больнице. Но они упросили меня. И я не выдержал, взял малыша.

Когда мы ехали в аэропорт в Сочи, по дороге родственник малыша мне сказал: "А вы знаете, почему бабушка так удивилась?" Я говорю: "Нет". Оказывается, перед этим она увидела сон, и во сне ей было сказано: "Вызывайте консультанта из Москвы Берестова Анатолия Ивановича". Она видела во сне мое лицо, и не только лицо, а меня в халате, в белой шапочке врачебной. И вот когда она встретила меня реального, вошедшего в их дом, она и поразилась, и испугалась одновременно – она узнала того, кого видела во сне.

В сухумской больнице не знали, есть ли консультант с такими именем и фамилией. Позвонили в Москву, в Министерство здравоохранения СССР, там сказали – да, есть такой консультант. Меня и вызвали. Вот такая история.

- А что было дальше с мальчиком?

– Я привез его в Москву. Он несколько дней лежал в отделении реанимации Морозовской больницы. А дальше... В общем, ребенок стал здоровым. И выписался почти нормальным – ну, с небольшим двигательным дефектом.

- Вы можете объяснить это только медицинскими усилиями?

– Нет, не могу. Ну да мы, конечно, приложили максимум энергии, применяли самые современные лекарства, которые способствуют регенерации и восстановлению мозговой деятельности. Но в других-то случаях у нас ничего подобного не было. Это первый и единственный такой случай в нашей практике!

- Я хочу пожелать вашему Душепопечительскому центру всяческих благ и замечательных статистических показателей. Чтобы как можно больше людей, которые обращаются к вам, наверное, уже в последней инстанции, были спасены.


Альберт ЛИХАНОВ
Источник: "Трибуна"


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)
  2. Россия   (1237)
  3. Православие   (769)