По словам монс. Витторио Форменти, "Папский ежегодник" – "единственный в своем роде". Издание 2008 г. содержит 2 511 страниц, опубликовано в количестве 10 000 экземпляров, исключительно на итальянском языке. Ожидается, что в 2009 году он получит еще более широкое распространение. О специфике работы над Annuario Pontificio и особенностях ежегодника рассказывает его главный редактор.
Марио Понци: Сколько нужно времени, чтобы собрать всю необходимую информацию для составления «Ежегодника»?
Монс. Витторио Форменти: Практически целый год. Представьте, что, когда мы в этом году сдали «Ежегодник» на корректуру, уже шла работа над изданием 2009 г. Например, я уже заполнил новой информацией двенадцать страниц, не вошедшей в только что опубликованное издание.
М. П.: В итальянской народной традиции есть одна поговорка о широком распространении религиозных орденов и конгрегаций. Говорилось, что «даже папа не знает, сколько существует монашеских орденов: об этом ведает только Дух Святой».
Монс. В. Ф.: Нет, мы тоже об этом ведаем, до последнего монаха и монашенки. Ошибки и быть не может. К сожалению, нужно признать, что, как мы уже заметили, по данным 2006 г. количество сестер значительно уменьшилось, это налицо. Хотя в целом за последние годы эти показатели намного снизились по сравнению с периодом от 1970 до 2000 гг. Положительно то, что с 2000 г. увеличилось и продолжает расти число рукоположений в священники. Например, в семидесятых годах насчитывалось 69 000 студентов, изучающих философию и богословие, между тем как сегодняшняя статистика говорит о 115 000 семинаристах.
М. П.: Общее число католиков в мире увеличивается... или мусульманские верующие уже обогнали?
Монс. В. Ф.: Число католиков становится больше вследствие роста населения в мире. Отношение между увеличением населения и ростом числа католиков стабильно. Но впервые в истории мы стоим не во главе: мусульмане нас обошли. Речь, естественно, идет о результатах, переданных ООН. Они были получены в результате исследований в странах, имеющих к этому отношение. К нам эти материалы поступают позже. Мы можем только гарантировать достоверность наших статистических данных, так как они были получены при использовании научного метода. Данные, касающиеся исламского мира, основаны на оценках, которые учитывают в первую очередь рост населения мусульманских стран. Верно также, что в исламских семьях продолжает рождаться много детей, тогда как в христианских семьях рождаемость все меньше. По статистике 2006 г. католики остановились на 17,4%, а мусульмане на 19,2%. Если будем учитывать всех христиан (католиков, православных, англикан, протестантов), то достигнем 33% от мирового населения.
М. П.: В каких странах проживает больше всего католиков?
Монс. В. Ф.: Основным регионом является Латинская Америка. Из всех континентов в Америке, конечно, самое значительное число католиков – 49,8 %.
М. П.: Ваш труд очень кропотливый. Каким образом Вы получаете данные со всего мира?
Монс. В. Ф.: Уже в начале января из нашего офиса отправляется около 9 000 вопросников во все уголки мира. В нунциатуры высылаем вопросники, касающиеся епархий. Последние собирают информацию у приходов и других местных учреждений, отсылают ее нунциатурам, которые, в свою очередь, отправляют ее нам. Кроме того, мы делаем запросы во все религиозные конгрегации мира, которые высылают нам информацию о них в цифрах и данные об их деятельности и достижениях. Таким образом составляется общая картина. Мы критически подходим к полученным данным, т.е. сравниваем их с предыдущими данными. Это делается для того, чтобы выявить наличие крупных несоответствий, которые могут вызвать предположения об ошибках при передаче или получении данных.
М. П.: Следовательно, мы можем быть уверены, что все данные достоверны?
Монс. В. Ф.: С 1978 года по сегодняшний день мы можем гарантировать, что речь идет о достовернейших сведениях, поскольку, как я Вам уже говорил, они очень тщательно собирались и были проверены с помощью научного метода. Чем «старше» данные, тем меньше их точность. Нужно учитывать и тот факт, что раньше мы работали только с бумагами, а теперь есть компьютер.
Из 10 000 отпечатанных нами экземпляров 1 500 предоставляется в распоряжение Святого престола, который распределяет их между подчиненными и различными организациями и офисами. Мы вручаем по одному экземпляру главам всех государств, премьер-министрам и послам, аккредитованным при Святом престоле. Оставшиеся копии распродаются.
М. П.: Как Вы думаете, кто покупает «Папский ежегодник» и почему?
Монс. В. Ф.: Прежде всего, это епископы: бесплатная копия полагается только кардиналам. Затем, вы не поверите, основная часть покупателей из военной среды: командование считает необходимым его иметь, и поэтому покупает. Приобретают те, кто нуждается в нем на работе, епархиальные курии, например, а также большое количество заинтересованных людей, которые хотят лучше узнать о том, что происходит в Церкви. Это официальное издание Церкви, оно принимается как первоисточник, в частности, в том, что касается точного написания местностей, должностей, имен и фамилий, адресов, включая электронные.
М. П.: Как Вы считаете, достаточно ли изучить «Ежегодник», чтобы знать, что происходит в Церкви, саму Церковь?
Монс. В. Ф.: Конечно, нет. Церковь не является набором цифр. И даже если бы мы хотели ограничиться цифрами, то есть такие области, которые никогда не поддаются какому-либо измерению. Приведу Вам такой пример: как можно подсчитать количество добровольцев в мире? Существует огромное число тех, кто свидетельствует о вере служением бедным, больным, старикам и детям, но которые остаются за кулисами общественного внимания или не имеют контактов с официальными инстанциями. По совету монс. Филони (Filoni, заместитель секретаря по общественным вопросам при Госсекретариате.– прим. пер.) в этом году мы увеличили блок данных, касающихся катехизаторов, и перед нами оказались миллионы людей. Значит, фактически Церковь гораздо обширнее, чем говорят о ней цифры.
М. П.: Тогда мы можем сказать так: те, кто изучил «Ежедневник», знает жизнь Церкви немного лучше?
Монс. В. Ф.: Видите ли, когда меня назначили на эту должность, я был уверен, что буду исполнять очень сухую работу – цифры и суммы. В действительности я открыл для себя один из удивительных и прекрасных аспектов Церкви, именно при помощи цифр. Следовательно, я должен поблагодарить эти цифры, несмотря на их скупой, прозрачный язык, поскольку, как только ты научишься их «прочитывать» и понимать, то оказываешься перед истинным лицом Церкви, оживленным, необыкновенным, постоянно динамичным. Я твердо уверен в том, что в этом нас никто не обгонит. Когда видишь, что вокруг Церкви в мире сплотились 1,130 млрд. католиков, тогда становится ясным, сколько мы можем передать другим.
М. П.: Расскажите нам, пожалуйста, о наиболее волнующих моментах за последние двенадцать лет Вашей столь необычной работы?
Монс. В. Ф.: Наибольшее волнение я почувствовал, когда открыл для себя динамичность Церкви, когда я понял в дальнейшем, насколько глубоко моя работа связана со значительной активностью христиан в мире. Например, меня поражает тот факт, что, сколько бы конгрегаций ни оказывалось на грани исчезновения, в других концах мира рождается столько же новых. В 1970-1990 гг. Церковь переживала кризис рукоположения. Но именно в эти годы возродился постоянный диаконат, это удивительно, что более 32 000 диаконов работали сверхурочно, чтобы не обделить никого из верующих ввиду нехватки священнослужителей.
Еще меня изумляет то неустанное стремление Церкви поддержать развитие культуры. Например, в некоторых азиатских странах, где число католиков очень незначительно, существуют культурные учреждения высочайшего уровня. Я имею в виду школы, университеты и другие образовательные учреждения.
М. П.: Не могли бы Вы рассказать о каких-то новшествах в этом году?
Монс. В. Ф.: Кроме назначения кардиналов действительно новым является то, что число священнослужителей увеличилось на 700 человек. Это принесло особенное удовольствие Понтифику, поскольку положительная статистика была в 1998 г. (18 человек). В 2000 году это число увеличилось до 400, и постепенно – до сегодняшних 700. Это означает, что мы идем вперед.
М. П.: Какое происхождение имеет этот «профицит»?
Монс. В. Ф.: Конечно, не европейское и не североамериканское. Самый быстрый рост происходит в Азии. На континенте католиков мало, но все они преисполнены духовного рвения и уверены в будущем распространении христианского учения, особенно на Филиппинах, а также в Индии, Корее, Вьетнаме, Японии. Надо сказать, что многообещающим ресурсом для Церкви является Африка. В Латинской Америке рост идет неравномерно.
М. П.: Какие епархии лидируют по притоку священнослужителей и какие отстают?
Монс. В. Ф.: Значительное число рукоположений в священники было 2006 г. в епархии Гвадалахары (Мексика): там есть две переполненных семинарии. В категорию так называемых аутсайдеров входят, по крайней мере, три европейских (стыдно сказать) страны: Франция, Голландия и Бельгия. Здесь этот кризис очень заметен. В Италии отмечается медленный, очень медленный рост.
По данным этого года мы можем отметить то, что в то время как растет количество епархиальных священнослужителей, уменьшается число монашествующих. Это очень важный факт.
Остается добавить несколько слов о монахинях. Речь идет о зеркально противоположной ситуации. Увеличению числа священнослужителей соответствует резкое уменьшение количества принявших постриг, но среди насельниц повышается уровень образования по сравнению с первыми. Причина этого заключается в нехватке преподавателей при епархиях, например, в некоторых районах Азии и Африки. В Латинской Америке активно работают «Легионеры Христа». Что касается сестер, то конгрегации заботятся об их специализации. Исчезает, например, тип сестры-привратницы и сестры-кухарки, но появляются дипломированные сестры, которые участвуют в публичных конкурсах, выступлениях, становятся врачами и даже главными врачами. Вечером они возвращаются в обитель и продолжают общинную жизнь.
Все эти сведения можно получить из нашего «Ежегодника». Он стоит 66 евро. Кто желает его приобрести должен поторопиться, т.к. обычно все копии распродаются за короткие сроки. Из некоторых предыдущих подписок не осталось ни одной копии даже на складе. Это настоящая награда для тех, кто работает с колоссальным усердием.
L'Osservatore Romano
Перевод: "Богослов.Ру"