В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Белое Братство: от конца света к семейному счастью

Практически любой новый культ является синкретическим сочетанием самых различных идей, которые воспринимаются обществом как сумасшествие или экстравагантное "сектантское" поведение, а последователями как откровение. Тем не менее, если рассматривать мировоззрение каждого нового религиозного движения по существу, то окажется, что правоты нет ни в точке зрения общественности о "сектах", ни в том, что говорят последователи новых культов о предельной новизне учениях своих новых пророков и богов. Некоторые новые религиозные движения (НРД) развиваются в русле традиции той христианской церкви, от которой они взяли большую часть практики и идей, другие являются яркими представителями Нью Эйджа, они берут свое основание в теософских концепциях или отдельных восточных учениях и религиях Востока. Впрочем, в каждом отдельном случае возможно уникальное сочетание всех перечисленных направлений.

Одним из показательных примеров того, как складывается вероучение НРД и как развивается само НРД как организация, является Великое Белое Братство – Юсмалос, которым руководит "живой бог" Мария Дэви Христос и ее муж Иоанн-Петр Второй. В названии Юсмалос, как считается в Белом Братстве, содержится "божественная космическая программа спасения", которую предлагает Мария Дэви Христос. За буквами скрываются имена планет, которые имеют апокалиптическое значение для человечества: Ю – Юпитер, С – Сатурн, МА – Марс, Л – Луна, О – Орион, С – Сириус. По другой версии ЛОС – это древнее название созвездия Большой Медведицы или Большого Ковша, из которого изливается "Живая Вода Духа святого – грядущей Эпохи Водолея" (см. также статью Р. Лункина и С. Филатова "Великое Белое Братство (ВББ) ЮСМАЛОС", основанную на интервью авторов с представителями Белого Братства в кн.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2006, том IV).

Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова (которого затем сменил третий муж Цвигун Петр Ковальчук – Иоанн Петр Второй) уже стало культурно-общественным движением в России и в Украине, где оно зародилось. Как и большинство НРД, Белое Братство малочисленно, но относительно других движений оно достаточно распространено и имеет, по крайней мере, несколько тысяч последователей. Учение Марии Дэви Христос вот уже 18 лет привлекает людей своими причудливыми идеями. Юсмалианство или Белое Братство изначально развивалось в русле теософских идей. Как отмечается в большинстве определений теософии (из греч. theos, "бог" и sophia, "мудрость"), это совокупность учений, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Она включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривает единство жизни, материальной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолютному закону. Помимо этого, теософия предполагает богопознание через собственный уникальный мистический опыт, который противопоставляется опыту традиционного христианства. Среди теософов обычно называют таких мыслителей, как Я. Беме, Э. Сведенборг, о "свободной теософии" как синтезе критической мысли, опыта и мистического откровения писал философ Владимир Соловьев. Однако решающее значение в развитии теософских идей сыграла Елена Петровна Блаватская (1831-1891), автор "тайной доктрины" и "Разоблаченной Изиды". Именно Блаватская показала, как можно искать и находить эзотерический, "тайный", смысл мировых религий, прежде всего, христианства. В 1875 году в Нью-Йорке Блаватская основала Теософское общество, одной из целей которого стало: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания.

Безусловно, в основу мировоззрения Марии Дэви Христос легла масса идей, взятых из различных учений теософского толка и восточных религий. По воздействию тех или иных идей и концепций историю Белого Братства можно четко разделить на два периода: до выхода Марины Цвигун из тюремного заключения и после него. Первый этап развития Братства с 1990 по 1995 год (когда еще во время заключения произошел раскол в Братстве и Кривоногов был отлучен) характеризуется аскетичностью, жесткой дисциплиной, авторитарностью руководства, чрезвычайно строгими требованиями по отношению к последователям. Кульминацией этого периода является акция моления и ожидания конца света в Соборе св. Софии в Киеве в 1993 году, которая закончилась скандалом, массовыми арестами членов Белого Братства и тюремным сроком для Марины Цвигун, Юрия Кривоногова и Петра Ковальчука, который стал новым мужем Цвигун и апостолом юсмалианской веры после ее освобождения в 1997 году.

На первом этапе развития Белого Братства его основным идеологом был скорее Юрий Кривоногов, украинский инженер, кандидат технических наук, который еще в конце 70-ых годов увлёкался психологией, оккультизмом и религиозными учениями, вращался среди приверженцев теософии, йоги, учений Рерихов и Айванхова. Последний оказал на Кривоногова и изначальные идеи Белого Братства решающее влияние. Движение Айванхова и его идея создания Великого Белого Братства легли в основу концепции Кривоногова. Омраам Микаэл Айванхов (1900-1986), болгарин-эмигрант создал во Франции в 1947 г своё Великое Белое Братство. Его учение базировалось на богомильстве и "учении тибетских лам", представляя собой образец синкретического эзотеризма. Сочетая христианство и язычество, Айванхов вводил одновременно две теории: христоцентрическую и гелиоцентрическую. Согласно первой, Христос является основой мироздания и первопричиной вселенной, согласно второй, Солнце – центр космоса, объединяющий все религии и все народы посредством своих лучей, состоящих из неких "умных" или "одушевленных" частиц, которые проникают и в мозг человека. После смерти Айванхова его движение раскололась на два течения: одно встало на коммерческий путь, развивая парамедицинские школы типа "ароматотерапии", другая часть основала "Братство Благого конца" и стала готовиться к "концу света". Кривоногов развивал идеи именно этого течения, которое проповедовало спасение в рамках Белого Братства и близость апокалипсиса.

Вместе с тем, надо отметить, что с самого начала в учении Белого Братства, помимо элементов айванховской идеологии, были использованы христианские и рерихианские сюжеты, буддийские и кришнаитские духовные практики, которыми в течение нескольких лет занимался Юрий Кривоногов. В целом в юсмалианском учении можно выделить четыре источника: йогу (жесткие диеты, распространенные в начале 90-х гг.), кришнаизм (медитативная практика), христианство и учение Рерихов (этика и мифология, связанная со скрытой от глаз людей Шамбалой – особым духовным миром, таинственным "белым братством" и "матерью мира", которая спасает человечество – подробнее о Рериховском движении см. статью в кн.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2006, том IV). Из христианства Кривоногов, в частности, взял многие имена собственные (Христа, апостолов и Марии), идею троичности, которую наполнил иным смыслом, Воскресение бога на третий день и идею Страшного суда.

Белое Братство строило свою концепцию в русле общих теософских принципов, которые можно обозначить следующим образом.

1.Признание безличного Абсолюта или Первопричины, который находится на вершине иерархии духовных сущностей. Представителями высших ступеней иерархии, просвещенными или посвященными являются создатели мировых религий и многие философы и мыслители. Отсюда осознание единства всех религий, попытка совместить идеи всех религий, и соответственно стремление представить свое учение как новое и окончательное воплощение "мирового духа" и предыдущих пророков или евангельских персонажей и "учителей".

К примеру, основатели Белого Братства, решив создать собственное духовное движение, стали ассоциировать себя с персонажами из христианско-рериховской мифологии. Изначально Кривоногов объявил себя "Адамом", а Цвигун – "Еленой Рерих". Это соединение библейского с рерихианским получило и дальнейшее развитие: появилась "божественная дуада" – Иосиф и Мария Дэви. По отрывочным намёкам в текстах "Белого братства" можно понять, что в семейной паре Иосиф – Мария Дэви роль Христа была предназначена сыну Марины Цвигун. Одно время подросток жил вместе с ними, но потом вернулся к родному отцу. Вскоре после этого Марина получила новое имя – "Мария Дэви Христос", когда было объявлено, что 11 апреля 1990 г. в "Вифлееме" (Донецке) совершилась эксплантация (соединение) душ Иисуса Христа и Богоматери (Евы) и с тех пор её тело является вместилищем единого бога. Наконец за Цвигун закрепилось окончательное имя: Матерь Мира Мария Дэви Христос. В противоположность Марии Дэви, отцовское "божественное начало" в Кривоногове не было столь очевидным, оно по настоящему так и не было найдено. Кем только он не был: Адамом, Иосифом, Иоанном Крестителем, Илией, Давидом, князем Владимиром, Архистратигом Михаилом. В конце концов он стал Юоанном Свами. Кривоногов и Цвигун стали считаться воплощенными "божествами". Впоследствии Кривоногова сменил Иоанн-Петр Второй.

2.Осознание мира как единого энергетического пространства, в котором происходит постоянное движение сущностей – их духовная эволюция. Она происходит при помощи реинкарнации как упорядоченной сменой высшим "Я" человека различных смертных "оболочек", в которых это "Я", пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста. Реинкарнация же предопределяется кармой – законом действия и ответного действия, обеспечивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной. Циклы перевоплощений также играют большую роль и в учении Белого Братства. Что касается мирового развития, то он движется в рамках определенных циклов к Эпохе Водолея и 6-й расы. Идея о том, что духовно гармоничные люди перевоплотятся в 6-ю расу является общей для рериховского движения и Белого Братства. Воплощение в 6-ю расу произойдет в процессе некоего земного катаклизма – общей идеей является то, что произойдет смена земной оси и преображенное Белым Братством человечество займет свое место – высшей расы.

Особенность космогонии Белого Братства состоит в том, что в центре концепции мира стоит Мария Дэви Христос и планета Земля. Центр духовного мира или Энсоф является обителью Матери Мира, женско-мужского начала мира. Это начало воплощено в боге-личности Марии Дэви Христос. Центром материального мира, согласно воззрениям сторонников ВББ, является Земля, вокруг которой вращаются "сифироты" – все существующие во Вселенной звезды, кометы и планеты-спутники. Во Вселенной также существуют различные энергетические слои, в которые попадает душа после смерти тела и по мере постепенного "разуплотнения тела". Грешник по "космическому коридору" идет в нижние "сатанинские слои", то есть в Ад. Праведников же два Ангела ведут под руки через "огромную светящуюся трубу-тоннель" в "верхнее чистилище", где они приобретают "легкую форму духовного тела" и начинают вести блаженную жизнь. Душа освобождается от своего "плотного тела" только пройдя 49 циклов перевоплощений на земле (См. подробнее об этом: Мария Дэви Христос. Наука о свете и Его трансформации". "Крипто-Логос", Киев-Москва, 2003, с. 61-62).

3. В преддверии реинкарнации в 6-ю расу идеалом считается превращение всего человечества в единое гармоничное братство, в котором будут действовать одни для всех духовные общинные законы, а жизнь будет тем или иным образом регламентирована. Подобный идеал братства был в частности описан в одной из книг "Агни Йоги" Елены Рерих "Община". В изображении Елены Рерих община стала отражением коммунистического идеала с практически казарменной дисциплиной.

В раннем юсмалианстве строительство эсхатологической общины во главе с "живым богом" завело Белое Братство в тупик. Однако жесткость системы, которую создавали белые братья в начале 1990-х годов определялась совсем не "заблуждениями" Кривоногова, как об этом в настоящее время говорит Мария Дэви Христос. Безусловно, существует фактор постсоветской переходной эпохи, которую характеризовал интерес к вере, религиозный бум, легкость в привлечении сторонников. На фоне присутствия массовой аудитории образ "живого бога" обязывал требовать и отдавать приказы, а не миловать и говорить о любви, как это стало происходить позднее.

Начиная с 1990 года, за несколько первых лет существования Белого Братства Мариной Цвигун и Юрием Кривоноговым была создана разветвленная система общин в России и на Украине. Личная жизнь верующих была регламентирована аскетическими правилами – ограничениями в пище, сне и в общении с "неверными", которые не поддерживают учения Юсмалос. Организация отличалась жесткой централизацией, строгой моральной и бытовой дисциплиной и подчинением старшим – "посвященным". В 1993 году руководство ВББ осуществляли 12 "апостолов", которые назначали в каждом крупном регионе старшего (специального названия нет), адепты делились на "круги" в соответствии со степенью посвящения и идеологической стойкостью. Ради конспирации контакты между "кругами" допускались только через доверенных связных. Каждый "круг" возглавлялся своим "координатором". В общинах Белого Братства была заведена жесткая армейская дисциплина: низшую ступень в группах занимали "круги" "отлученных". К "отлученным" относились адепты, проявившие сомнение или наказанные за активность их родственников в антисектантских организациях.

Для того, чтобы избежать того, что юсмалиане называли в 90-х гг. "государственным кодированием", от члена Братства требовалась максимальная самоизоляция от общества. Источником "кодирования" в начале 90-х гг. "белые братья" считали практически все, что связано со светской культурой и цивилизацией. Братство предостерегало ото всех возможных внешних воздействий: был запрещен просмотр телепередач, кино, прослушивание радио, аудиозаписей, чтение любых печатных материалов, пользование электротехникой и т. п. Аргументировалось это тем, что "повсюду уже царят сатанинские энергии и превращение людей в биороботов". К вышеперечисленному добавлялось ограничение сна до 4 часов в день, строго вегетарианское питание раз в сутки, запрет на половую жизнь, дополняемый запретом на любые, даже случайные прикосновения, причём не только к людям, но даже к животным. Членам ВББ рекомендовалось обливание холодной водой, а также босохождение. В конце 90-х гг. жесткие правила поведения и аскетические нормы жизни ВББ были отменены.

Программа действий членов Белого Братства была рассчитана на 3,5 года (1260 дней). В течение этого срока "дуада" и её верные последователи должны были проповедовать юсмалианское учение, призывать всех к покаянию и признанию Марии Дэви "живым богом". На осень 1993 года, когда Марине исполнялось 33 года был назначен конец света. По ожиданию юсмалиан, Юоанн Свами и Мария Дэви должны были быть убиты, затем воскреснуть через три дня и приступить к Страшному Суду. Согласно учению "Юсмалос", часть верных "юсмалиан", пережив в ноябре 1993 года Страшный Суд, должна была "преобразиться" и вести бесконечную жизнь в раю, который "воцарится на земле". Все "неверные", "дети Сатаны", "эммануиловцы" должны были погибнуть и отправиться на "вечные муки". Сами "боги" должны были погибнуть от рук ОМОНа, воскреснуть и родить Спасителя. В октябре 1993 года практически все члены ВББ съехались в Киев, где в ожидании "конца света" захватили собор св. Софии. По словам самих членов Братства, в ожидании катастрофы группа юсмалиан (чуть более 10 человек) просто купила билеты в св. Софию, которая была музеем, и начала молиться в православном храме.

Однако проникновение "белых братьев" в своих белых одеждах в св. Софию вызвало негативную реакцию со стороны властей и общественности. Кривоногов и Цвигун, а также наиболее активные члены движения были арестованы киевской милицией, поскольку деятельность ВББ на территории Украины уже тогда была запрещена. Арестованные вели себя в заключении мужественно, от убеждений не отказывались, голодали. Большинство из них было освобождено (кроме Кривоногова, Цвигун и их ближайшего сподвижника, главного хозяйственника-администратора апостола Петра Ковальчука, будущего Иоанна-Петра Второго). В феврале 1996 года Киевский суд приговорил Марию Дэви Христос к 4-летнему заключению, Кривоногова-Юоана Свами к 7-летнему и апостола Петра Ковальчука к 6-летнему тюремному заключению.

После тюремного заключения будущего "живого бога" стало описываться по-иному. Центром "преображенного" земного шара и духовным центром шестой расы был объявлен многонациональный Киев. Особую духовную роль стала играть славянская раса. Сама Матерь Мира – Мария Дэви Христос уже не придет на землю, так как ее присутствие будет не нужно, потому что она исполнит свою современную миссию полностью. Души последователей Марии Дэви перевоплотятся и войдут в состав шестой расы. Все остальные – "слуги Антихриста" – будут находиться в "черных дырах" или инородных выпадах из Вечности, которых "не коснулась рука Божья". Вот как описывает этот момент Мария Дэви: "В такие мертвые дыры попаду во время Страшного Суда все, кто пойдет за Антихристом. Антихрист проявится в мире в человеческом уплотненном теле и повернет мир в бездну. А истинный Господь – Мария Дэви Христос – после Совершения программы "Юсмалос" явит Себя с Облаками во Славе Небесной в Духовном Светящемся Теле (безплотном). Произойдет это в последние дни программы Юсмалос в канун Божьего Суда и перехода планеты Земля в четвертое измерение" (Мария Дэви Христос. Наука о свете и Его трансформации". "Крипто-Логос", Киев-Москва, 2003, с. 8-9). Однако последователи Белого Братства по-прежнему полагают, что Мария Дэви Христос пришла в 1990 году в качестве противовеса "действиям злых сил" и задержала "деструктивные процессы".

Второй этап развития Белого Братства, как и трансформация многих других НРД, прошедших первый этап своей жизни, характеризуется более сложным сочетанием факторов. Во-первых, новый культ с его сектантскими чертами замкнутости, противопоставления себя обществу, крайнего аскетизма и жесткой внутренней иерархии перешел на новый уровень – к организации церковного типа, которая осознает свое место в обществе и не требует немедленного уничтожения самого общества и радикального выделения своих последователей из общества. Как только Марина Цвигун вышла на свободу в 1997 году, она стремится легализовать Братство. В 1998 году сторонники Марины Цвигун, подали заявку на регистрацию. Несмотря на либерализацию, произошедшую внутри Белого Братства и стремление его лидеров вести открытую общественную деятельность, юсмалиане подвергаются преследованиям как на Украине, так и в России. Их публичные акции – концерты и служения – пресекаются представителями властей, милицией и спецслужбами, в том числе и потому что Юсмалос ассоциируется только с захватом храма св. Софии и экстатическими молениями братства начала 1990-х годов. Однако Марина Цвигун всячески подчёркивает свою респектабельность и открытую общественную активность Братства. В частности, в открытом письме главному редактору киевской газеты "Ваша судьба" Виктору Левадному Цвигун пишет: "братство осуществляет активную просветительскую деятельность: устраивает публичные лекции, выступает на телевидении, а 24-25 мая его представители принимали активное участие в проходившей в Киеве международной конференции "Религиозная свобода: масс-медиа, образование и Церковь как факторы общественного утверждения" ("Благовест-инфо", № 25, 2001).

Во-вторых, образ апокалиптической богини Марии Дэви Христос сменился на образ богини любви и семейного счастья. Освобождение Марии Дэви и ее соратников из тюремного заключение было истолковано как великое духовное событие – "победа света с космическим смыслом". Тогда в 1997 году, как считают члены Братства, в Марии Дэви Христос соединились две ипостаси – абсолютная мужественность Иисуса Христа и абсолютная женственность Девы Марии. Таким образом, в Белом Братстве Мария Дэви считается "полностью явленным Господом". Мужское начало Марии Дэви Христос в реальности считается проявленным в ее муже Иоанне Петре Втором. В нем она возродила "великую мужественность" для того, чтобы соединиться и показать то, какой должна быть "гармоничная семья шестой расы". Своим воплощением Мария Дэви доказывает, что бог является Матерью. Мария Дэви также восстановила, согласно мировоззрению Белого Братства, равновесие мужского и женского начал в мире, а значит и способствовала всеобщей гармонии. Зримым подтверждением этого является пара – Мария Дэви Христос и Иоанн-Петр Второй.

В-третьих, произошло в соответствии с изменением образа божества смещение акцентов вероучения юсмалианства. Это переход не только к более мягкой церковной организации, которая стала формироваться вокруг Школы Матери Мира в Киеве, но и к проповеди любви и гармонии. Изначально переход на более спокойное существование с вполне мобильным и социально приемлемым мировоззрением был вполне возможен и даже запрограммирован после того, как эсхатологическая идея достигла своего пика и исчерпала себя. Психологически Марина Цвигун – человек с сильным характером, которая после заключения стала проповедовать жизнелюбие с такой же горячностью, как аскетизм до того. Мария Дэви Христос окончательно заняла центральную роль (раскол в руководстве Юсмалос, в результате которого Юрий Кривоногов был объявлен исказителем учения произошел уже в 1995 году). Основным идеалом Братства стала образцовая семья Марины Цвигун и Петра Ковальчука, в практической жизни приобрело значение благополучие, материальное и физическое, бытовая устроенность, отсутствие пищевых ограничений, был разрешен алкоголь. Встречи с Марией Дэви Христос превратились в обильные застолья, а сама она предстала в образе жизнелюбивой и дородной дамы, которая счастлива в семейной жизни с "идеальным мужем" Петром Ковальчуком.

Для того, чтобы радикально изменить Великое Белое Братство его создательнице Марии Дэви Христос не пришлось, что называется, что-то выдумывать и принимать решения, которые бы знаменовали собой полный разрыв с прошлым. Единственным таким решением было признание "кришнаитской" ереси Юрия Кривоногова, которая якобы всегда искажала высказывания Марины Цвигун. Произошло это потому, что основной идеей Юсмалос с самого начала существования Братства была сама Мария Дэви Христос, а теософско-рериховский базис позволил сделать мировоззрение мирным и размеренным, синкретическо-расплывчатым, каким теософия обычно и бывает. Основные положения вероучения Белого Братства изложены в книгах Марии Дэви Христос: "Третий Завет", "Евангелие эпохи Водолея", "В заклании". В сочинениях, написанных Марией Дэви Христос после тюремного заключения главный акцент делается не на изоляции от общества и аскетическом служении Матери Мира, а на культе любви, необходимости семейного счастья и пользовании всеми общественными благами и удовольствиями. Только любовные отношения и семья, по мнению современных членов Братства, помогут людям войти в состав новой "божественной шестой расы" и избежать Страшного Суда.

Фактически Белое Братство постепенно перешло на околорерихианские рельсы, что выражается в целом ряде моментов. Многие идеи рерихианско-теософского толка существовали в Белом Братстве и в начале 1990-х годов, однако лишь спокойный этап развития юсмалианства показал, что теософско-рерихианские идеи, смешанные с восточными религиозными концепциями, развиваются на постсоветском пространстве схожим образом. Основные черты НРД рерихианско-теософского толка таковы.

1.Провозглашаемое учение объявляется не религией, а синтезом философии, религии и науки. Теософия в изложении ее адептов всегда представляется соединением философии, религии и мистического знания. "Живая Этика" или "Агни Йога", к примеру, прямо претендует на то, чтобы быть синтезом научных данных, философии и религии. Таким же образом и Мария Дэви Христос отмечает: "КультУра Матери Мира включает в себя: Науку и Религию, Искусство и Теософию, Космическое Мировоззрение и Уклад Божественного Государства" (Интервью с Марией Дэви Христос, Основателем Великого Белого Братства Юсмалос, 4 декабря 2000 года). Апелляция Марины Цвигун к имени Елены Рерих и "Живой Этике", как предшественнице юсмалианства, вызывает яростную критику со стороны Международного Центра Рерихов. Характерно, что с 2000 года Белое Братство отказалось от наименования Вселенская Церковь и стало называться Новая Общность Преображенного человечества Великое Белое Братство ЮСМАЛОС. По словам верующих, "церковные рамки для Братства оказались слишком узкими и мы ушли от них".

2.Идея мировой катастрофы и смены Эпох, когда в ходе физических и духовных изменений Земля преобразиться и воцариться 6-я раса из гармоничных людей. Об этом говорит и идеология Белого Братства, и "Живая Этика" Елены Рерих, которая предсказывала пришествие Спасителя-Майтрейи. С Майтрейей себя ассоциирует и Мария Дэви Христос. В рамках рерихианства эсхатологическая идея вызывает массу споров. Как и в Белом Братстве, к примеру, глава Бажовской Академии в Челябинске Владимир Соболев несколько раз назначал дату катаклизмов и последующего конца света, но, правда, не требовал радикальных действий от членов Академии. Кстати, и у Марии Дэви Христос, и у Михаила Лунева, и у Владимира Соболева острое осознание апокалипсиса сопровождается идеей смены земной оси и формирования новой расы. Острого кризиса в рериховских эсхатологических общинах не происходило, так как божествами их лидеры не являлись, а поддерживали связь с махатмами, которые вполне могли отложить конец света.

4.Признание существования целого ряда энергетических мест, контактов с иными силами на земле и исключительной духовной роли того или иного народа или страны. Члены рериховских обществ признают таковыми горы Алтая, Аркаим, Уральские горы, где "существует прямой энергетический контакт с космосом и высшими силами". Как отмечается в книгах Марии Дэви Христос, светлые сущности создают на Земле "лаборатории для опытов и стоянки для контакта" – к примеру, известная зона в Эмском треугольнике в Перми. Светлые на "энергетическом уровне" помочь планете в критические периоды ее жизни. Так, в конце 80-х — начале 90-х годов это выражалось в зрелищном посещении Земли "инопланетянами". Особая духовная роль в "Живой Этике" определяется России, а в юсмалианстве в целом славянской расе.

5.Противопоставление себя традиционным христианским церквям в качестве истинного эзотерического христианства, которое было открыто либо в "Агни Йоге", либо в Белом Братстве. Критика порочности и косности Православной Церкви занимает значимое место в мировоззрении как рерихианцев, так и юсмалианцев. Ярким примером такого восприятия являются высказывания одного из первых Апостолов Матери Мира Марии Дэви Христос Епископа Марка о том, как патриархальные религии, государственные церкви, противостоят "истинной вере" (Интервью с епископом Марком религиоведа Марины Воробьевой от 2000 года). Наряду с этим, естественно, что осознание себя истинным христианством приводит к копированию церковных устоев, элементов христианской традиции. В Белом Братстве есть система обязательных для верующих обрядов. Таинство крещения проводится тогда, когда неофит уже готов осознанно встать на "путь духовного служения". Во время крещения новообращенный изъявляет желание встать под покров Матери Мира – Марии Дэви Христос, его окропляют водой, читается основная для всех обрядов молитва Света и поются гимны ВББ. После крещения каждый верующий получает свое второе "духовное имя" во время инициации. Самым высшим таинством считается венчание – оно является соединением мужского и женского начал, которое и создает божественную гармонию. В разных городах России, где действуют группы ВББ, работает ответственные за общину, прошедшие инициацию и получившие духовное имя. Ответственные назначаются Марией Дэви Христос и имеют право проводить таинства и богослужения. Регулярных служб обычно не проводится – верующие собираются в удобные для них дни недели (по крайней мере, 2 раза в неделю) и читают молитвы, поют гимны, обсуждают учение, смотрят фильмы, слушают стихи Марии Дэви. Главными праздниками ВББ, отмечаемыми в общинах, являются Пришествие Матери Мира (11 апреля – в 1990 году Марина Цвигун "воскресла" как Мария Дэви), День Вселенской Свободы (13 августа – в 1997 году Мария Дэви вышла из тюрьмы), День Вселенской Любви (13 сентября, в честь дня свадьбы Матери Мира и Иоанна Петра Второго) и День Вселенского венчания (25 декабря, в честь "духовного венчания" Матери Мира и Иоанна Петра Второго, которое произошло, по словам членов ВББ, в 1995 году в зале суда в Киеве).

6.Идея гармонии духа и святости культуры. В парарелигиозных обществах почитателей "Живой Этики", в которых нет ярко выраженной религиозной практики и живых "божеств", гармония выражается в восприятии положительной энергии от других людей и от произведений искусства – картин Николая и Святослава Рерихов. Отсюда признание высшей ценности культуры, в которой воплощаются космические энергии. Вместе с тем, обращенность к культуре является зримой связью с обществом, показателем значимости и ценности мировоззрения.

В случае с Великим Белым Братством культурная составляющая присутствует, но источником культуры является, соответственно, как божество, сама Мария Дэви Христос. После 1997 года появилась масса стихов, написанных ею о славянах, о божественных сущностях и о мире в целом, а также аудиокассеты с ее песнями, которая она поет о космических энергиях и своем божестве. Новый поэтичный образ Марины Цвигун наряду с яркой космической философией привлекает, также как и рериховское движение, массу интеллигенции. В число российских последователей ВББ в Москве, Петербурге и в других городах входят представители творческой интеллигенции, в частности художники, которые рисуют картины на мистические "макрокосмические" сюжеты, взятые из сочинений Марии Дэви Христос (сама Мария Дэви также пишет картины, рассказывающие о космических процессах и будущей шестой расе). Однако из-за отрицательного, или, по крайней мере, настороженного, отношения общества к деятельности ВББ, художники не афишируют своего творчества. По словам членов Белого Братства, большинство членов российских общин ВББ составляют люди с высшим образованием (доказательство тому являются лидеры московской общины Белого Братства, с которыми автор встречался в 2004 году – Георгий Константинович Смирнов (Гамалиил), Зульярова Мадия Ибрагимовна (Лессония), Алалыкин Андрей Николаевич (Асфен).

Однако из-за того, что культура не играла изначально в Белом Братстве большой роли, а его основатели не являются известными деятели культуры, на втором этапе развития юсмалианства появилась идея, которая призвана подчеркнуть общественную значимость движения и привлечь последователей. Это культ семьи. Таинство брака является основным, благословляют пары лично Мария Дэви Христос и Иоанн-Петр Второй в Киеве. По словам Марии Дэви Христос, "Повенчанные пары, или Союзы Святой ЛЮБВИ образуют Золотое Кольцо, через которое происходит Трансформация Высшей Фохатической Силы". Очевидной аналогией является благословение браков в Сеуле главой и основателем Церкви Объединения преподобным Сан Ен Муном и его женой. Более того, с конца 1990-х годов Церковь Объединения Муна (который считает себя Христом и живым божеством, а свою Церковь – "истинно христианской") провозгласила идею семьи главной.

Социализация Белого Братства резко снизила численность его последователей, в общинах остались лишь самые стойкие и верные. Призывы к любви и миру привлекают меньше людей, чем громкие призывы и обещания конца света. Мистическая поэзия, космические идеи, теософия и "Агни Йоги", элементы восточных религий привлекают и будут привлекать интеллигенцию, но она, как правило, не приемлет жестких требований и ограничений по отношению к себе. Это отражается и на самой организации, делая ее аморфной, а ее существование тлеющим. Вместе с тем, это позволяет семейной религии Марии Дэви Христос и Иоанна-Петра Второго существовать сколь угодно долго.


Роман Лункин
Источник: "Сredo.Ru "


 Тематики 
  1. Религиоведение   (79)