"La REPUBBLICA"
Далай-лама без всяких колебаний говорит, что готов "уйти", если ситуация в Тибете станет "неконтролируемой". Он выступил с этим заявлением перед небольшой группой иностранных журналистов, пришедших сюда вместе с нами, в резиденцию, окруженную толпой молящихся верующих. Эта фраза произвела такой эффект, что сразу же облетела мир, хотя ее значение многими было интерпретировано как
отказ от "божественной" роли Далай-ламы, от поста, который, по меньшей мере до последнего времени, не был избираемым. (
См. комментарий Родон ниже) На протяжении шести столетий буддисты верили в то, что душа Далай-ламы может возвращаться в человеческое тело после каждой физической смерти. Чтобы прояснить этот и некоторые другие аспекты, о которых говорилось на пресс-конференции, Далай-лама провел с нами эксклюзивную беседу в свой частной резиденции.
- Ваше Святейшество, в каком смысле Вы говорили о своем уходе?
– Когда меня обвинили в том, что я не хочу остановить протесты, я просто объяснил, что не являюсь диктатором, который говорит своему народу: делайте то, не делайте этого. Я уточнил, что, скорее, являюсь выразителем идей моего народа. Но если большинство тибетцев встанет на путь насилия, тогда я дам такой же ответ, какой я дал в период инцидентов 1988 года: я полностью отказываюсь от моей роли их представителя.
- Китайцы, однако же, продолжают обвинять Вас в подстрекательстве к мятежам.
– Да, они говорят, что мои последователи сжигают магазины, убивают невиновных. Я уже много раз повторял: не применяйте насилия. Сжигать – это насилие, убивать – это насилие. Например, по ТВ я видел фото одного khampa (тибетская народность, проживающая на востоке региона. – La Repubblica) с мечом. Это нехорошо, так же как нехорошо чье бы то ни было насилие, будь то США, Китай или Тибет.
- Но тибетцы выглядят усталыми, и многие говорят, что не видят другого выхода.
– Иногда некоторые из этих молодых людей, которые хотят независимости, у которых вызывает гнев несправедливость, приходят ко мне со слезами на глазах, они хотят сражаться. И тогда я им говорю: о'кей, нужна винтовка, 10 винтовок, мешок патронов. Где вы их возьмете? Они отвечают: в Пакистане, Афганистане. Ну и как вы их оттуда доставите? Через Непал невозможно, через Индию невозможно, через Пакистан невозможно. Выражать свои эмоции легко, но мы должны быть практиками. Может ли газель бороться с тигром? Единственное оружие, единственная сила – справедливость, Правда. Я приведу пример, когда насилие, помимо того, что является ошибочным решением, еще и контрпродуктивно. И во время выступлений протеста в 80-х годах тибетцев обвиняли в массовых убийствах, и только лишь потом выяснилось, что для провоцирования выступлений в Тибет были направлены китайские агенты. Невозможно осуществить независимый контроль. Другой пример. Несколько дней назад в Катманду били окна, осуществляли акты насилия: у нас есть доказательства, что вновь именно китайские агенты нагнетали напряженность между местными общинами и тибетцами. То же самое произошло и в Дхарамсале два года назад, когда был сожжен магазин, принадлежавший индусу.
- Но и Ваше требование о предоставлении автономии осталось неуслышанным.
– Благодаря ненасильственному и несепаратистскому подходу мы пользуемся искренней поддержкой среди наиболее образованных китайцев. Если мы обратимся за помощью к внешнему миру, к Индии, Соединенным Штатам, Европе, очень трудно чего-то добиться, выдвигая требование о независимости. Безусловно, нам требуется время. При помощи оружия вопросы, вероятно, решаются быстрее, но проблемы будут оставаться нерешенными и становиться все более острыми. В условиях сотрудничества и понимания проблемы искореняются. Даже в тоталитарных режимах обстановка меняется, меняется руководство, меняется политика. Нынешняя китайская ситуация отличается от той, что была в прошлом. Если бы китайцы стали реалистами, то все спорные вопросы были бы урегулированы за несколько часов. Я знаю, что они остерегаются меня, но они могли бы приехать в Дхарамсалу, тут нечего скрывать, они не смогут увидеть мои легкие, но они смогут увидеть мой портфель, мою мочу и мои фекалии.
- Вы верите в то, что может быть проведено независимое расследование?
– Я написал письмо моим индийским, американским друзьям: пожалуйста, написал я, помогите нам охладить этот ужасный климат. Кто-то в скором времени должен приехать, чтобы расследовать, чтобы понять истинные причины напряженности и предотвратить их повторение. Например, мы постоянно получаем информацию о том, что многие тибетцы не получают медицинской помощи в китайских госпиталях. Такая ситуация уже имела место в период манифестаций 1987 и 1988 годов. Вот так досада вновь возникает и через 20 лет. Определенное отношение к нашему народу сложилось у поколений, которым сегодня 40, 50, 60 лет. И вот теперь к новому поколению относятся таким же образом, и оно готово восстать: как можно прервать этот цикл?
- 19 марта вы встретитесь с группами, организовавшими здесь, в Индии, марш на Тибет. Что вы им скажете?
– Я спрошу у них: что вы будете делать на границе? Вы обретете, таким образом, независимость? Первым результатом станет то, что вы поставите в весьма затруднительное положение индийское правительство. Индия действительно сделала много хорошего для нас, она предоставляет нам убежище на протяжении 60 лет, она финансирует школы, оказывает помощь тибетской общине. На границе будут столкновения с китайскими солдатами: зачем? Случай Тибета очень сложный, деликатный, его нельзя урегулировать эмоциональными решениями. И в сложившейся напряженной ситуации очень трудно принимать рассудочные решения.
- Китайцы утверждают, что Ваш народ счастлив при коммунистическом правительстве и что только Вы создаете проблемы.
– Да, они говорят, что единственная проблема – Далай-лама. Но посмотрите, я здесь очень счастлив, я не испытываю ни в чем недостатка. В действительности проблемой является Тибет: каждый тибетец, живущий за рубежом, если он приезжает к нам, то покидает нашу землю с чувством, что ситуация очень сложная, почти каждая семья с 50-х и 60-х годов пережила траур, 30 тысяч тибетцев приехали сюда в последние годы. Да и среди китайцев распространены различные суждения: некоторые думают, что если бы Далай-ламы не было, вопросы бы решались легче, другие полагают, что все было бы наоборот. Где правда? В любом случае, я не собираюсь умирать в ближайшее время.
Он смотрит на небеса и смеется.
Раймондо БУЛТРИНИ
Источник: "ИноПресса 19 марта 2008 г"
КОММЕНТАРИЙ
Сведения "Розы Мира" о тибетском далай-ламе
Характерен также и тот факт, что беспорядки в Тибете начались сразу же после опубликования Китаем
доклада о нарушениях прав человека в США