В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Издание "Православной энциклопедии"

Только что вышел уже 17-й по счету том "Православной энциклопедии". В чем его уникальность, рассказывает Сергей Кравец. Он возглавляет не только Православную энциклопедию, но еще и Большую Российскую, а также ряд других изданий.

– Предыстория проекта весьма любопытна, – рассказывает Сергей Кравец. – Еще в 80-е годы мы вместе с моим добрым другом игуменом Андроником Трубачевым, человеком очень разносторонних научных интересов, работали над наследием его деда – Павла Флоренского и мечтали о создании церковно-научного издательства. И вот в 1990 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II такое специализированное издательство было создано при Валаамском монастыре, где игумен Андроник служил тогда наместником. Мы взялись за издание "Истории Русской Церкви" на основе труда митрополита Макария Булгакова, который предстояло не только дописать с семнадцатого по двадцатый век включительно, но и снабдить огромным количеством новых материалов, комментариев. Вокруг этой работы впервые объединились Российская академия наук и те небольшие силы церковной науки, которые как-то существовали после многолетнего гонения. Ведь если в 20-30-е годы прошлого века богословов расстреливали, то в 70-е убивали богословие. Советский человек должен был обходиться без Бога и Церкви в любой сфере. В учебниках истории, например, нельзя было найти даже упоминания о Сергии Радонежском, митрополите Алексии, патриархе Гермогене, других столь же ключевых для российской истории деятелях. И это привело к резкому сужению слоя людей, которые занимались историей Церкви. Но все же оставались филологи, которые занимались церковнославянским, и замечательные светские историки, которые честно относились к своему делу, а потому изучали и эти моменты тоже. И вот они вместе с немногими церковными историками создали у нас авторский научный коллектив. Действительно уникальный и эффективный.

В 96-м году стало очевидно, что наше издательство успешно справляется с изданием "Истории Русской Церкви", и возник вопрос о будущем этого коллектива. Вот в этот момент Святейший Патриарх принял достаточно трудное решение о начале работы над Православной энциклопедией.

- Почему трудное?

– Дело в том, что вопрос о создании Православной богословской энциклопедии стоял с середины XIX века. Впервые сделать такую энциклопедию попробовали в начале XX века. Это знаменитая энциклопедия Н. Глубоковского – А. Лопухина. Но, во-первых, в связи с войной 1914 года она прекратилась, а во-вторых, в основе ее во многом лежали не оригинальные материалы – активно использовались, например, протестантские, католические энциклопедии. В 60-е годы уже в Греции издали Энциклопедию религии и нравственности. Но это была скорее энциклопедия греческого православия, абсолютно национальная. Мы же, когда обсуждали со Святейшим Патриархом эту идею, задумывали с самого начала научное издание, тяготеющее к универсализму в области религиозной жизни. Это должна быть энциклопедия, касающаяся всех православных стран и народов с их историей, современной жизнью, святынями. Мы сразу определили большой объем для других христианских конфессий: католицизма, протестантизма. Договорились, что там должны быть основные религиозные понятия других мировых религий. С тем чтобы читатель имел возможность получить справку по всем вопросам религиозной жизни по принципу "убывающей подробности": более подробно о Русской православной церкви, чуть менее подробно о других православных церквях, еще менее подробно о других христианских конфессиях и так далее. Конечно, сюда были включены основные философские фигуры, доктрины, археология, искусствоведение. Мы хотели впервые в мире создать широкий свод знания с православной точки зрения.

- То есть сложность заключалась в небывалом масштабе работы?

– A еще и в самом моменте ее начала. Патриарх говорил тогда, что трудно представить себе менее подходящее время для начала такой грандиозной работы, но другого времени может уже и не быть. Здесь шла речь и о том, что в нашей гуманитарной науке произошел большой разрыв. И если бы мы начали на 10-15 лет позже, то потеряли бы людей старшего поколения, а вместе с ними – традиции, которые они хранили. Ну а масштаб оказался даже еще серьезнее, чем мы предполагали вначале. Мы вынуждены были сами создавать для себя источники, осваивать новые виды деятельности. Когда взялись за статьи по русским святым, выяснили, что огромный комплекс их житий вообще никогда не исследовался. Поэтому подготовить полноценную статью зачастую невозможно. Тогда мы создали агиографический совет, и за те деньги, которые получаем от продажи энциклопедии, даем гранты ученым на исследование рукописей житий. По истории Церкви XX века нельзя без материалов, которые хранятся в архивах ФСБ, в Государственном архиве РФ. Не обойтись и без архивов Сената, Синода, которые хранятся в Петербургском историческом музее. Соответственно мы начали создавать научно-исследовательские группы, которые бы превращали эти архивы в источники.

- В вашей истории то и дело появляется привкус чуда, мистики. Это так?

– Конечно. А без мистической составляющей большой проект вообще невозможен. Думаю, особое участие Патриарха в этом смысле неоценимо. Энциклопедия – его любимое детище. И он действительно главный редактор. Вплоть до того, что лично вступает в переписку с авторами. Так и сейчас было по статье "Евангелие" в последнем томе. А первый нулевой том, посвященный Русской Церкви, вышел в 2000 году. С 2001 года мы стали издавать по два тома в год, а в минувшем году перешли на издание уже трех томов в год.


Валерий КОНОВАЛОВ
Источник:РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА.13 марта 2008 г.


 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Россия   (1237)