Арабы и евреи: О глубинных причинах одного противостояния
Иногда можно наблюдать, что нет абсолютно ничего общего между людьми близкой, родственной крови. Например, это видно, если взглянуть на взаимоотношения таких «двоюродных братьев», как арабы и евреи: их внутренний, духовный make up совершенно различен, а точнее – противоположен. Если ислам устремлен к вечности, к миру следующему и рассматривает этот мир лишь как испытание и подготовку к нему, то иудаизм вообще ничего не знает кроме земного существования. Для него все начинается и кончается здесь. Как заметил один исследователь еврейства: «В еврейской религии отсутствует вера в потустороннюю загробную жизнь… Евреи, религия которых ориентирована на чисто земные дела, остались в мире в одиночестве, о чем нельзя забывать ни на минуту, поскольку это весьма важно… Все другие нации, существовавшие ранее и существующие ныне, в большей или меньшей степени исходили и исходят из идеи грядущего. И этого вполне достаточно в качестве противовеса для чистого восприятия мира, каковое имеет место у евреев. Внутренний свет – а вера в бессмертие и является внутренним светом – не должен быть обязательно ярким, чтобы произвести видимый эффект, он должен просто быть у человека, и нельзя допускать его угасания. В противном случае человечество затеряется навеки в земном мире…»
Тот же исследователь отмечает, что среди части евреев распространено мнение о том, что духовность связана с формами жизни и смерти и исчезнет вместе с последней. Следовательно, они являются анархистами – сознательно или нет. Оппозиция порядку и закону, представляющим собой суть чистого мира (по Шиллеру), не дает создать жизнеспособное государство в Палестине, конечным результатом которого все равно будет хаос…
Полной противоположностью евреям являются арабы, исповедующие ислам, стремящиеся выполнять предписания Всевышнего. Священный Коран с предельной ясностью открывает истины потусторонней жизни, которые в предыдущих святых книгах только обрисовывались. Согласно Корану, смерть – вовсе не конец всего существования и провал в никуда; она лишь открывает дверь, за которой – новая, высшая форма жизни. Точно так же, как из праха сотворен человек, из деяний, им совершенных, создан человек высший. Крохотное семя, зачаток, зародыш жизни становится, прорастая, человеком, который – творясь, развиваясь, преображаясь – остается, тем не менее, собой, сохраняет в себе нечто постоянное, присущее лишь его личности; точно так же из этого человека созидается высший – атрибуты его изменяются, и вырастает, складывается из него нечто, для него самого в посюсторонней, земной его жизни непостижимое.
Согласно Корану, жизнь после смерти открывает перед человеком широкие перспективы совершенствования; это новый мир, мир движения, становления, развития, по сравнению с которым прогресс в жизни земной весьма незначителен: «И, конечно, мир иной выше по степеням и выше по превосходству» /17:21/. Связь между двумя жизнями, жизнью земной и жизнью после смерти, устанавливается самым ясным и определенным образом. Рай и ад – это не места, в которых блаженства или муки ждут человека лишь после смерти; даже здесь, на земле, являются они чем-то вполне реальным. Мир иной не есть загробная тайна; тут, в жизни сей, берет он свое начало. Жизнь в раю для того, кто добр, жизнь в аду для того, кто зла исполнен, – начинаются они уже в этом, земном нашем бытии:
«А тому, кто боится стоять пред Господом своим, – два Сада» /55:46/;
«О душа успокоившаяся, вернись к Господу твоему довольною Им, довольство Его снискавшей: так войди же средь слуг Моих, войди в Мой рай» /89:27-30/;
«Это Огонь, зажженный Аллахом, что возносится над сердцами» /104:6,7/;
«А кто в этой жизни слеп, тот и в будущей жизни слеп будет» /17:72/.
Как говорит Коран о евреях и всех духовно подобным им:: «Воистину, в убытке они, те, кто ложью считали встречу с Аллахом, пока не настал нежданно их час» /6:31/. Несомненно, что слово «час» означает тут смерть человека, считавшего встречу ложью.
Лично мне представляется очевидным, что противостояние арабов и евреев – сынов Измаила и Иакова, было изначально предопределено Всевышним. Создание еврейского государства в Палестине лишь придало их борьбе политическую окраску. В то же время непримиримая и бескомпромиссная схватка между «заземленным еврейством» и высшим, горним идеалом ислама, нацеленным на жизнь вечную, в определенном смысле происходит и в душе каждого из нас, независимо от нашей национальности и принадлежности к той или иной конфессии. То же, что называют антисемитизмом, имеет, по моему убеждению, вовсе не расовые или национальные, а чисто духовные корни: это инстинктивное неприятие всего того, что притягивает нас к низкому, материальному миру и препятствует исполнению нашего подлинного, высшего предназначения. Можно также сказать, что это подсознательное и иррациональное стремление к освобождению от всяких земных пут, являющееся верным показателем того, что мы принадлежим не только этому миру, но и миру последующему, – истинному и неизменному, в котором невозможен хаос и в котором всегда царят закон и порядок.
Валентин Пруссаков
Источник: "Islam news"
* * *
Ответ русскому публицисту-мусульманину, утверждающему, что евреи не верят в загробную жизнь, а мусульмане – верят
Наша жизнь очень даже подтверждает мысль о том, что главной целью исламо-иудейского диалога является преодоление различного рода предрассудков и стереотипов, в том числе и о религиозной традиции друг друга. Ведь такие предрассудки могут проявляться неожиданно в самых разных местах и по самым разным поводам.
Например, уважаемый и профессиональный исламский информационный портал "IslamNews", отличающийся разнообразием подаваемых материалов и широким подходом в своей информационной политике, опубликовал небольшую статью русского мусульманского публициста Валентина Пруссакова, давно и плодотворно работающего в сфере современных проблем арабского мира, под названием "Арабы и евреи: О глубинных причинах одного противостояния". Главная идея автора – истоки современного палестино-израильского конфликта коренятся далеко не в политике. По его мнению, сегодняшнее противостояние между потомками Ицхака и Исмаила заложено изначально, ибо арабы и евреи представляют собой два разных духовных мира, две диаметрально противоположные духовные парадигмы. При этом цитируется некий неназванный исследователь, утверждавший: "В еврейской религии отсутствует вера в потустороннюю загробную жизнь… Евреи, религия которых ориентирована на чисто земные дела, остались в мире в одиночестве, о чем нельзя забывать ни на минуту, поскольку это весьма важно… Все другие нации, существовавшие ранее и существующие ныне, в большей или меньшей степени исходили и исходят из идеи грядущего. И этого вполне достаточно в качестве противовеса для чистого восприятия мира, каковое имеет место у евреев. Внутренний свет – а вера в бессмертие и является внутренним светом – не должен быть обязательно ярким, чтобы произвести видимый эффект, он должен просто быть у человека, и нельзя допускать его угасания. В противном случае человечество затеряется навеки в земном мире". На этом основании утверждается, что полной противоположностью евреям являются арабы, исповедующие ислам и стремящиеся выполнять предписания Всевышнего.
Перед нами типичный образец стереотипа и предрассудка в отношении еврейской религиозной традиции, достаточно давно бытующего в среде религиоведов советской закваски. Почему он жив в данное время и в данном месте – непонятно: общедоступная информация с легкостью опровергает подобный подход. Может быть, автор просто подгонял под заранее заданную идеологему факты, для нее подходящие, отбрасывая те, которые противоречат исходным предпосылкам?
Нашей задачей не является в данном случае критика или жесткая полемика с автором. Мы намерены лишь расставить некоторые акценты и дать информацию о том, как реально обстоят дела в иудейской религиозной традиции с проблемой загробной жизни и посмертного воздаяния. И, наверное, несколько парадоксальным выглядит то обстоятельство, что освещать эту проблему с точки зрения иудаизма берется другой русский мусульманин. Хотя можно на это обстоятельство взглянуть и как на своеобразный знак времени, символ нынешнего состояния дел в области духовного диалога.
Если бы, как утверждает автор, иудаизм изначально развивался как традиция, полностью отрицающая загробную жизнь и воздаяние, то тогда он, по определению, не мог бы называться религией и существовать в качестве таковой. Всякая система идей, предусматривающая наличие изначального творящего, живого и сознательного Начала, не может не исповедовать наличия некоего сознательного надмирного бытия, которое в то же время имеет связь и с этим миром, посюсторонней жизнью человека.
Действительно в Торе – наиболее раннем по времени фиксации письменным монотеистическом откровении – мы не найдем детально разработанных представлений о загробном бытии. Однако это не означает, что их там нет. Говорится в Торе о едином посмертном обиталище душ человеческих, именуемом "шеол", где находятся как души праведников, так и души грешников в ожидании грядущего Спасителя-Мессии (Машиаха) и Его суда. Можно сказать, что здесь сформированы начатки этой идеи, в дальнейшем развившиеся в процессе продолжавшегося Откровения и обретшие морально-нравственную окраску в категориях "добро – зло", "хорошее – плохое". Кстати, даже всмутном предвестии Торой грядущего суда Мессии пусть скрыто, но присутствуют эти самые критерии.
Уже ко II веку до нашей эры сложился корпус так называемой "Устной Торы" – в частности та ее часть, что именуется "Агада". Она содержит тексты и афоризмы религиозного и морально-нравственного содержания (в отличие от другой части – "Галахи", содержащей кодификацию иудейских правовых норм), в которых мы имеем довольно четкое и определенное понимание в иудаизме всего, что связано с потусторонней жизнью. Именно тогда появляется понятие "олам ха-баа" ("грядущий мир"), практически идентичный понятию "Ган-Эден" ("Сад Эдема" или "Рай"), в котором пребывал Адам до грехопадения и куда после смерти попадут души праведников. Лишь тем, у кого грехи перевешивают все добрые дела, суждено оставаться в аду (постепенно с ним отождествляется "шеол"). О дне суда есть указание в ТаНаХе (Ветхом Завете). О нем говорится: "День Ашема, великий и страшный" (Малахия, 3:23). В этот день Всевышний Судия разделит людей и будет судить их по Книге жизни, в которой записаны все их деяния. Что же касается тех взглядов, о которых пишет Валентин Пруссаков, то они типичны для маргинальной группы саддукеев – лишь одного из направлений в иудаизме времен Христа (наряду с фарисеями и ессеями, существовавшими с 150 г. до н.э. до 70 г. н.э.).
Откровение пророка Мухаммада, ниспослание и кодификация Корана произошли в VII веке, вскоре после того как в V-VI веках закончилась кодификация Устной Торы в корпусе Вавилонского и Иерусалимского Талмудов. Очевидно, что на понятие и язык Корана самым непосредственным образом влияли описания и понимание ада, содержавшиеся в текстах Агады, вошедших в Талмуд. Характерно при этом, что арабские наименования рая и ада – "джаннат" и "джаханнам" – очевидно имеют своих источником ивритские слова "Ганэден" и "Геином". При этом, разумеется, не следует нисходить до упрощенной формулы типа "ислам заимствовал понятие о рае и аде из иудаизма". Основополагающие понятия этих двух, сегодня достаточно различных, религиозных культур, а также и христианства, принадлежат к единой семитической монотеистической религиозности, с которой собственно и отождествлял себя ранний ислам, в то время как иудаизм и христианство уже обособились в отдельные культурные традиции, основывающиеся не только на писаниях и устных приданиях, но и на развитом академическом богословии.
Можно согласиться, что акцент на загробную жизнь и посмертное воздаяние в исламской традиции на сегодня делается более четко и рельефно, чем в иудаизме и христианстве. Однако верующий иудей все-таки не в меньшей степени соизмеряет свою жизнь с категориями зла и блага. Так что нельзя согласиться с Валентином Пруссаковым в том, что проблема арабо-израильского конфликта лежит в такой специфической сфере духовной жизни, как загробная участь и подготовка к ней. Проблема эта именно политическая по преимуществу, а религиозная составляющая притянута к ней искусственно и является глубоко вторичной. Современная реальная политика, увы, не определяется религиозными нормами, а наоборот, пытается приспособить эти нормы под политическую конъюнктуру, даже если они ей абсолютно не соответствуют.
Валерий Емельянов
Источник: "Credo.Ru"