Далай-лама откроет в Дхарамсале 14-й фестиваль Шотон, ежегодный праздник тибетской оперы (Лхамо), который, как сообщает официальный сайт Центральной тибетской администрации Tibet Net, пройдет в зале Тибетского института театральных искусств (TIPA) с 4 по 9 марта.
Тибетский институт театральных искусств, являющийся организатором фестиваля, и оперные объединения из тибетских общин со всей Индии, в том числе Фонд тибетского жилья Mussoorie, тибетское поселение Норгьелинг (Norgyeling), поселения Бхандара (Bhandara), Доегулинг (Doeguling), Мундгод (Mundgod) и Билакупи (Bylakuppee), исполнят различные оперные спектакли. Как и предвидел Далай-лама, TIPA сыграл важную роль в сохранении и развитии всех аспектов культуры и традиций Тибета, включая традиционную тибетскую оперу.
Продолжая серию публикаций о богатых культурных традициях Тибета, начатую рассказом о Лосаре, Tibet Net обращается к истокам фестиваля Шотон, относительно которых имеются две теории. В соответствии с первой эту практику для монахов, отправляющихся на летний ритрит, ввел в Индии сам Будда. Когда буддизм стал процветать в Тибете, многие здешние монастыри приняли эту практику. Монахи монастырей Дрепунг в Тибете удаляются на летний ритрит в 15-й день шестого месяца тибетского календаря. В 30-й день того же месяца этих монахов, называемых "Disciplinary Monks", заменяют. И это особое событие известно как Дрепунг Шотон.
Другая версия происхождения фестиваля Шотон связана со старшим учеником Цзе Цонкапы, родившимся в Санье в 6-й день шестого месяца тибетского календаря (год Земли-Овцы). В год Дерева-Овцы, 1415-й, живший тогда в Неу (Ne'u) Джамьянг Чодже Таши Палден (Jamyang Choje Tashi Palden) увидел в сновидениях многочисленные благоприятные знаки. Затем Цзе Цонкапа, встретившись с Джамьянгом Чодже лично, выразил пожелание построить религиозный институт для распространения своей традиционной Тантра-сутры, а также для благополучия других. Более того, Цзе Цонкапа сам заложил первый камень в основание этого института.
Цзе Цонкапа даровал волшебную раковину, взятую с Гокпари (GokpariHill), предсказав, что этот институт станет весьма известным. В 1416 году Намкха Сангпо (NamkhaSangpo), районный правитель Дзонга Неу, сделал богатое пожертвование для строительства монастыря Дрепунг. Церемония открытия монастыря Дрепунг проводилась во время летнего ритрита, когда местные скотоводы как раз имели большой запас молочных продуктов. Йогурт, будучи белым, представляет благоприятное начало, и во время церемонии пастухи давали шо монахам. Отсюда и пошло название этого дня: йогурт по-тибетски – шо, а фестиваль – тон.
Как легко заключить из сказанного выше, происхождение названия Шотон связано с двумя историческими событиями в монастыре Дрепунг, причем первое передавалось в устной традиции, тогда как второе опирается на факты и письменные отчеты. Тем не менее, оба объяснения названия Шотон приняты равным образом. Причина, по которой Дрепунг Шотон стал известен как тибетский фестиваль Шотон, берет свое начало в период нестабильности после событий 1959 года, когда китайцы уничтожили не только Дрепунг Шотон, но и многие другие элементы тибетской культуры и традиции. Таким образом, тибетский фестиваль Шотон отражает в своем названии тот факт, что Шотон является частью всей тибетской культуры, а не только отличительным признаком отдельного монастыря.
Источник: "Сredo "