"Зов пророка. Коренные жители скандинавских стран начали массово принимать ислам"
Над Стокгольмом, Хельсинки и Копенгагеном разносятся протяжные призывы муэдзинов, суды североевропейских городов, осененные зелеными знаменами, ведут дела по законам шариата, а школьницы бредут на уроки с лицами, закутанными чадрой. Такой сценарий, которым пугают обывателей скандинавские националисты, уже стремительно сбывается. В Финляндии начался сбор подписей за регистрацию Исламской партии, которая уже на следующих выборах рассчитывает получить места в законодательных собраниях нескольких крупных городов, в том числе Хельсинки, Турку и Тампере. Председатель партии Абдулла Тамми – бывший профсоюзный вожак, "горячий финский парень" Ристо Тамми, перешедший в ислам.
Ислам считается наиболее быстро растущей религией в Северной Европе, в то время как традиционная лютеранская церковь быстро теряет прихожан. Последователи пророка Мухаммеда, число которых в скандинавских странах (с общим населением в двадцать пять миллионов) уже перевалило за миллион, добились многого. Полиция, автобусные компании и вооруженные силы даже разработали специальную униформу для мусульман, включающую чалму для мужчин и плотный платок до бровей для женщин, из рационов солдат срочной службы и школьников изымается свинина, а мусульманские праздники стали в ряде муниципалитетов официальной причиной для непосещения школы или службы. Даже общественные бассейны приспосабливаются к веяниям нового времени, допуская "к воде" дам, закутанных с ног до головы. Пару недель назад бассейну в Гетеборге пришлось выплатить возмещение по 6 тыс. евро нескольким "герметичным" купальщицам, которых не пустили в зал под предлогом нарушения правил безопасности. И вот – новый этап "исламского наступления" на европейский север.
Основатель финской Исламской партии Абдулла Тамми теперь намерен водрузить знамя Пророка над всей Финляндией. В программе новой партии, как сообщает газета "Хельсингин саномат", наличествуют следующие пункты: замена уроков сексологии в школах преподаванием исламских семейных ценностей, разрешение чтения Корана вместо уроков музыки, введение системы мер по стимулированию строительства мечетей, проведение мужского обрезания в общественных медучреждениях, суд по шариату и забой животных по мусульманской традиции. Скандинавские СМИ отмечают, что именно новообращенные мусульмане, чаще всего чистокровные датчане, шведы, норвежцы и финны, подобно Абдулле Тамми, наиболее активны в продвижении радикального ислама в своих странах. Эти люди знают механизмы, согласно которым функционирует общество, и не боятся, подобно иммигрантам из стран "третьего мира", заявить о себе во весь голос.
Швеция решила "приручить" ислам, введя европеизированное обучение имамов. Сегодня местные исламские общины выписывают проповедников из стран Ближнего Востока. Эти люди не знают языка и традиций, как правило, с презрением относятся к демократии и внушают свои взгляды пастве. Министр образования Швеции Ларс Лейонборг выступил на прошлой неделе на страницах газеты "Дагенс нюхетер" с предложением ввести подготовку имамов в программу государственных учебных заведений Швеции. Помимо религии, будущим пастырям будут преподавать широкий набор предметов социальной направленности, что, по мнению министра, сделает их приверженцами демократии и сократит вербовочную базу "Аль-Каиды" и других радикальных организаций.
Эксперты, включившиеся в полемику по поводу инициативы министра, в целом позитивно оценивают идею создания корпуса "скандинавских имамов". Дело упирается лишь в систему финансирования высшего образования в Швеции. Студенты обучаются за счет долговременной низкопроцентной ссуды, которую им дает государство, а в исламе всякое ростовщичество запрещено. Сейчас специалисты министерства высшего образования готовят предложения по изменению схемы финансирования обучения студентов, с тем, чтобы новая модель подходила для будущих исламских проповедников.
Алексей СМИРНОВ
Источник:"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 13 февраля 2008 г.
* * *
Голландские католики назвали Великий пост "христианским Рамаданом"
В этом году Римско-католическая церковь в Нидерландах решила представить начавшийся на прошлой неделе Великий пост как "христианский Рамадан". Использование мусульманского термина якобы должно сделать период воздержания перед праздником Воскресения Христова более светлым и понятным для верующих.
"Мы используем мусульманский термин, поскольку идея Рамадана более близка молодежи, чем идея поста", – заявил представитель Церкви, сообщает голландский сайт De Volkskrant.
До 1967 в Католической церкви было принято строгое соблюдение 40-дневного поста перед Пасхой. В это время католикам, как и мусульманам во время Рамадана, не разрешалось есть мясо и употреблять алкоголь, отмечается в информации украинского портала.
Позже Рим позволил верующим самостоятельно определять для себя ограничения во время поста. Исключение составили только первый и последний дни поста, когда строгие предписания поста продолжают действовать.
С 1967 все большее внимание церковь начала уделять сбору средств для стран третьего мира. "Тогда речь шла о солидарности. Сегодня мы также хотим вспомнить о духовности и умеренности".
Таким образом, католиков призывают вводить самоограничения или жертвовать чем-либо: например, ограничивать количество пищи, отказываться от развлечений, читать книги о смысле жизни, помогать ближним.
Используя термин "Рамадан", Католическая церковь в Голландии хочет привлечь внимание к посту.
Из 4 млн голландцев лишь около 400 тыс. человек называют себя католиками, при этом лишь немногие из них регулярно посещают церковь.
Источник:"Мир Религий"
* * *
"Архиепископ отстаивает свои замечания по поводу мусульманского закона в Великобритании"
В минувший понедельник духовный лидер Всемирной англиканской церкви выступил в защиту своих вызвавших неоднозначную реакцию высказываний о том, что Великобритании следует рассмотреть возможность официального признания ряда положений мусульманского закона. Однако он признал, что выбранные им для этого слова могли ввести в заблуждение.
Имя архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильмса не покидало первых полос газет с прошлого четверга, когда он в радиоинтервью высказал мнение, что интеграция ряда положений законов шариата "неизбежна". Позже в своей лекции перед членами Королевского суда Лондона он объявил, что можно было бы рассмотреть вопрос "конструктивных отношений между мусульманским законом и статутным правом Соединенного Королевства".
Наблюдатели назвали минувший понедельник самым важным днем за все пять лет служения Роуэна Уильямса в сане архиепископа. В предшествовавшие дни звучали жесткие возражения: признание законов шариата подорвет британские ценности и законы, особенно в том, что касается прав женщин. Звучали и отдельные призывы к его отставке.
Эта шумиха наглядно продемонстрировала ту неловкость, которую многие британцы, исповедующие христианство, ощущают по отношению к вере 2 млн мусульман, живущих в этой стране.
Законы шариата уже действуют в жизни многих здешних мусульман. Неформальные районные советы выносят решения по семейным проблемам, таким как развод. А банки, как, например, HSBC, предлагают ипотечные кредиты в соответствии с требованиями законов шариата к правилам кредитования.
Уильямс, духовный лидер почти 80 млн приверженцев Англиканской церкви по всему миру, выступил в понедельник перед дружественной, хотя и скептически настроенной аудиторией – общим синодом, национальным собранием Церкви Англии. Когда он вошел, члены синода приветствовали его овацией, стоя.
"То, что пересказывалось, на самом деле очень далеко от того, что было сказано в действительности", – отметил Роуэн Уильямс, добавив, что он "должен взять на себя ответственность за любую неясность" и за любые "слова, которые могли ввести в заблуждение".
Прочитанную на прошлой неделе лекцию он назвал "первым вкладом" в обсуждение вопроса о мусульманском законе и сказал, что не выступал за введение "параллельных юрисдикций".
"Я пытался объяснить, что в этом вопросе не может быть карт-бланша, в особенности в том, что касается тонких вопросов о статусе и свободах женщин, – сказал он. – Закон нашей страны по-прежнему гарантирует защиту всех основных составляющих человеческого достоинства".
По словам Роуэна Уильямса, он, напротив, ставил вопрос таким образом: не могут ли законы шариата стать инструментом в рамках британского закона для разрешения споров и урегулирования сделок, таких как ипотечные кредиты?
Опрос общественного мнения, проведенный газетой The Sunday Telegraph, показывает, что 3% членов синода высказались за признание мусульманского закона, 4% – за отставку Уильямса.
Директор независимой организации "Исламский голос Соединенного Королевства" Шаиста Гохир заявила в интервью, что высказывания Уильямса были встречены прохладно некоторыми представителями британской мусульманской общины. По ее словам, внедрение законов шариата официальным путем "невозможно, поскольку мусульмане не придут к единому толкованию" и "женщины будут подвергаться дискриминации со стороны советов, куда входят преимущественно мужчины".
"Мы устроились неформально и, если хотим, обращаемся в шариатский совет. Пусть так все и остается", – сказала Шаиста Гохир.
В своей статье в газете The Sunday Telegraph Мэтью Д`Анкона, автор ряда книг по христианскому богословию, написал, что заявление Уильямса на прошлой неделе "показывает, что даже самый тихий интеллектуал может превратиться в бульдога в социальной посудной лавке, когда начинает разбрасываться безумными идеями с безрассудством, порочащим его духовное звание".
Бывший министр внутренних дел Дэвид Бланкетт заявил в радиопрограмме, что придание законного статуса законам шариата "было бы неправильным с точки зрения демократии и философии, но в плане социального сплочения это стало бы вообще катастрофой".
В статье, опубликованной в таблоиде News of the World, предшественник Уильямса Джордж Кэри назвал архиепископа "великим лидером", однако отметил, что "его вывод о том, что Великобритании в конце концов придется уступить место в законе для ряда положений законов шариата, – точка зрения, которую я не могу разделить".
Пресс-секретарь Гордона Брауна сообщил, что премьер-министр считает Уильямса "очень честным человеком, преданным общественному и церковному служению".
"Премьер-министр знал о тех трудностях, которые были у архиепископа", – заявил пресс-секретарь, который согласно стандартным британским правилам говорил на условиях анонимности. Он также добавил, что Браун ясно понимает, что британские законы должны основываться на британских ценностях.
Карла АДАМ
Перевела Алена Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ
Источник"КОММЕРСАНТ"/"The WASHINGTON POST", 13 февраля 2008 г.