В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

"INDIATIMES": Китайский образ мышления –уникальная смесь буддизма, конфуцианства и даосизма

Любая культурно-поведенческая модель укоренена в субъективном образе истины, который сформирован той или иной культурой. Например, индусские покачивания головой берут свои начала из индийской философии, где Истина в зависимости от контекста задаваемого вопроса, может предусматривать ответ либо да, либо нет. Точно также китайское стремление "сохранить лицо" и практика говорить "да", внутренне имея в виду "нет" так же восходит к специфике китайского образа мышления.

Но что такое китайский образ мышления? Насколько он отличен, скажем, от индийского? Хорошим подспорьем для определения этого различия может быть сравнение различий мифологической системы этих двух культур, ибо именно мифология включает в себя повествования, символы и ритуалы, которые связаны с народным миропониманием, тем, что может быть обозначено как субъективная истина. Мифология призвана зафиксировать и разрешить конфликты миропонимания.

Китайская мифология уникальна тем, что ее мир населен сотнями богов и богинь, а также сверхъестественными существами типа драконов. В ней нет места идее Всемогущего надмирного Бога. Проблемы, касающиеся перерождения (как в индуизме), или греха ( как в иудаизме, христианстве и исламе) характерны их отсутствием. Китайская культура является, если можно так выразиться, посюсторонней. Имеет значение только то, что здесь и сейчас. Социальная этика и мораль более значимы, чем духовные вопросы. В основе китайской культуры лежат три духовные системы: даосизм, конфуцианство и буддизм.

Даосизм – мистическое лицо Китая. Основополагающий принцип даосизма заключается в том, что мир существует как взаимосвязь двух начал, расширяющих и стесняющих друг друга – янь и инь. Янь – это начало "мужское" горячее, острое, яркое, тяжелое и сухое, в то время как инь – начало "женское" холодное, мягкое, темное, легкое и влажное. Дисгармония этих двух начал приводит к беспорядку и расстройствам. Именно на этих принципах строится пресловутый "фэншуй" – система архитектуры и конструирования домов и дизайна интерьера, благодаря которой энергетический поток, призванный привлечь удачу проходит через различные предметы и с помощью различных цветов.

Некоторые утверждают, что чрезвычайно популярное китайское искусство гадания по "Книге перемен" также имеет свои корни в даосизме. Даосизм смешал и поглотил различные народные и племенные верования и практики, породив обширный пантеон духов и божеств таких например как боги огня, воды, ветра, дождя, рек, риса, ворот, стен. дверей и т.п.

Большинство китайских божеств – это обожествленные предки, воины, короли, сановники, старейшины и мудрецы. Например, Восемь Бессмертных были поначалу обычными смертными, за добропорядочность и праведную жизни вознагражденые персиками вечной жизни, которые они съели. Эти божества ведут человечество и помогают ему время от времени.

Китайцы верят в многочисленные раи и многочисленные ады. Это места награды и наказания. Самые праведные пребывают в самом высоком раю, управляемом Нефритовым Императором – наиболее близким китайским эквивалентом Всевышнего Бога. Небесный двор Нефритового Императора напоминает земной монарший двор во всех деталях, со своей армией, бюрократией, членами королевской семьи и придворными тунеядцами.

Владычествует Нефритовый Император праведно и без самодурства. Времена года наступают и уходят по заведенному порядку, инь сбалансирован с янь, добро вознаграждено, а зло наказано. Нефритовый Император видит и слышит все; даже малейший шепот для него подобен грому.

Во время празднования Китайского нового года, китайцы сжигают символические бумажные деньги, чтобы заплатить за путешествие семейных богов ко двору Нефритового Императора, чтобы рассказать ему о семейных делах людей. Еще один ритуал – мазать солодовым сахаром по губам Кухонного Бога – одного из путешествующих божеств, чтобы гарантировать, что он или сообщит все Нефритовому Императору в благоприятном для человека ключе, или промолчит. Эти ритуалы указывают на мирскую природу китайской духовной культуры, в которой большое значение имеет поддержание репутации в обществе.

В соответствии с таким мирским подходом, ставший популярным в Китае буддизм, был представлен школой Махаяны, где целью не было достижение состояния Будды через индивидуальное усилие (что предписывалось более ранней школой Тхервады), но призывание к вмешательству сострадательного Бодхисаттвы, могущего сделать материальный мир более терпимым. Одна из самых популярных бодхисаттв женского пола, приравненная к статусу богини, была Гуань Инь, столь добрая и сострадательная, что ее изгнал из ада владыка преисподней, потому что присутствие этого божества сделало невозможным пытки грешников.. Ее храмы даже сегодня заполнены толпами паломников, звуками трещеток и фейерверками, пытающимися привлечь ее внимание.

Конфуцианство – наименее мистическая и сконцентрированная на мирских проблемах таких как семья и государство, религия.

Конфуцианская система строится вокруг пяти типов взаимоотношений: между Императором и подданными, между мужем и женой, между отцом и сыном, между старшим братом и более молодым братом и между друзьями. Это предусматривает, что все и вся на небе и на земле занимает свое место и пока каждый сохраняет надлежащую позицию в отношениях, праведности и исполнении ритуалов – повсюду сохраниться мир и порядок.

Из конфуцианского образа мышления происходит идея попыток создания китайцами на земле совершенства небес – тянь. Великая китайская стена была построена, чтобы защитить самую совершенную культуру на земле. Китайский император был земным коллегой Нефритового Императора, управляющим самым высоким из небес. Его бюрократия, его армия, его дворец (Запретный город) были земными аналогами бюрократии, армии и дворца на небесах.

Китайский Император получал "мандат небес" на праведное правление. Однако если он был не в состоянии править подобным образом, то такого императора можно было свернуть. Вот почему китайская история полна восстаний, революций и войн, главным мотивом которых было воцарение, чье правление больше соответствовало "мандату небес".

Конфуцианство придает большое значение организации, иерархии, церемониям, ритуалам и иным формальностям, ибо это помогает установить порядок, гарантировать, что все делается соответственно ему и находится на соответствующем месте.

Китайская одержимость в стремлении сохранения своей репутации не слишком выразительная мимика и телодвижения, стремление к уходу от открытого конфликта и противостояния, имеет свое основание. Конфуцианские взгляд также предусматривают изначальный примат организации над индивидуумом. Во имя семьи или страны людей призывали пожертвовать личными желаниями. Вот почему, как полагают, стало возможным для коммунистического режима не только разрушить старые города, но и предпринять грандиозные строительные проекты подобно Шанхаю или дамб на великих реках, что, например. индийское правительство, опирающееся на голосование кастово структурированного общества, просто не в состоянии сделать.

"INDIATIMES". Деводутт Паттанаик
Перевод:"Credo.Ru "


 Тематики 
  1. Китай   (650)
  2. Религия и общество   (748)