В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Фетулла Гюлен. Влияние турецкого богослова неуловимо, но всеобъемлюще

В "НГР" № 16 от 19.12.07 была опубликована статья "Свет" с Востока". Ситуация в современной Турции отражается в российских регионах", где комментировались заявления представителя республиканского управления ФСБ Башкортостана Рустема Ибрагимова по поводу лицеев образовательной сети турецкого религиозного и общественного деятеля Фетуллы Гюлена. Эта публикация была замечена турецкой прессой, прежде всего влиятельной газетой "Заман" (Zaman, 27.12.07). Представители издания посетовали на необъективное отражение деятельности этого религиозного лидера. Корреспондент "НГР" решил разобраться в том, что собой представляет движение Гюлена и какое участие созданные этим деятелем организации принимают в духовной жизни мусульманских регионов России.

Заместитель председателя Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин рассказал "НГР" о том, как в 1993 году в рамках визита в Турцию он и муфтий Равиль Гайнутдин встречались в Стамбуле с Гюленом. "На нас он произвел впечатление человека респектабельного и авторитетного, придерживающегося "срединной" линии в исламе, – сообщил Асадуллин. – В круг общения Гюлена входит вся политическая элита Турции, включая нынешнее руководство страны. Он окружен вниманием и почетом учеников и последователей, занимающих в исламском мире твердые позиции. Некоторые из них приезжают в нашу страну, занимаются проповеднической деятельностью. Но это люди очень лояльные", – уверен наш собеседник. Он объясняет миссию Гюлена тем, что "в современных условиях презентация ислама не исключает его вестернизации" с целью адаптирования истин Корана для непосвященных.

Научный сотрудник Института принципов Ататюрка и истории Турецкой революции Стамбульского университета Мехмет Перинчек связывает с именем Гюлена кроме широко разветвленной сети турецких школ, о которой шла речь в вышеуказанной публикации "НГР", фонды "Толеранс" и "Диалог Евразия".

"Как вы говорите? Гюлен? Никогда не слышали такого имени!" – так отреагировали на вопрос корреспондента представители фонда "Толеранс". И заверили, что деятельность фонда ограничивается организацией платных курсов турецкого языка и ни слова религиозной проповеди эти стены не слышали со дня основания.

Руководитель фонда "Диалог Евразия" Али Сами Йылдырым сообщил корреспонденту "НГР", что ему "по-человечески близки" идеи Гюлена, однако он решительно отрицал прямую связь возглавляемой им организации с деньгами турецкого богослова и мецената. Беседа с господином Йылдырымом не внесла ясности в ситуацию относительно того, какие же именно интересы имеет в России Гюлен, а уверения в том, что это "очень хороший человек", звучавшие по-детски непосредственно, еще больше сгущали краски. Как известно, Восток – дело не только тонкое, но и темное!

Господин Йылдырым, искренне желая помочь нам, рекомендовал обратиться за комментарием к исламоведу, доктору юридических наук Леониду Сюкияйнену. Леонид Рудольфович рассказал о своем опыте общения с преподавателями и учащимися нескольких турецких школ в Москве, Петербурге и Казани. Сообщил, что в этих учебных заведениях трудятся приехавшие из Турции учителя. Кроме углубленного изучения турецкого языка школьникам предоставляется возможность познакомиться с рядом предметов на английском языке. Леонид Сюкияйнен убежден, что "нет единого центра, который бы спонсировал эти школы". "У меня есть объяснение, почему Гюлену приписывают покровительство турецким школам в разных странах, – сказал он. – Среди идей, которые выдвигает Гюлен, – мысль о необходимости образования. Он полагает, что исламский мир находится в кризисе и преодоление этого кризиса лежит в плоскости просвещения. Различные организации и отдельные люди, симпатизирующие этой идее и самому Гюлену, проводят такую деятельность".

Если руководящий работник башкирского ФСБ Рустем Ибрагимов крайне негативно оценивает деятельность турецких лицеев в Поволжье, то в Федеральном агентстве по образованию РФ о турецких образовательных учреждениях просто ничего не знают. Возможно, потому, что эти школы после 2003 года убрали из своих названий слово "турецкие", хотя продолжают углубленное преподавание турецкого и английского языков и отказались, во всяком случае официально, от финансирования иностранными фондами и связанными с ними коммерческими структурами. Так поступили в Башкирском республиканском лицее-интернате, до 2003 года именовавшемся Республиканским башкирско-турецким лицеем. История тесных отношений этого учебного заведения с гостями из Турции отражена в старой версии веб-сайта школы (http://www.rbtl.ru).

Между тем, по мнению правоохранительных органов, деятельность подпольной религиозной организации "Нурджулар" – зримый факт антироссийской направленности проповедников турецких форм ислама. Как сообщили "НГР" в прокуратуре Татарстана, недавно было возобновлено расследование дела, возбужденного в марте 2007 года в отношении организации "Нурджулар" и распространяемых ею сочинений Саида Нурси. "Экспертиза установила, что эти книги содержат призывы к религиозной ненависти, идеи превосходства одной религии над другой, – пояснил Эдуард Абдуллин, старший помощник руководителя по контролю за исполнением Следственного комитета Следственного управления прокуратуры Республики Татарстан. – В Казани и Набережных Челнах проведено более 30 обысков, изъята литература", – заключил Абдуллин.

Имя Фетуллы Гюлена не упоминается в деле организации "Нурджулар". Однако Гюлен в своих трудах и посланиях ссылается на Саида Нурси. Обоих религиозных деятелей объединяет принадлежность к одной традиции – тайному учению дервишей-суфиев средневековой Анатолии, прежде всего поэта-мистика Джелаладдина Руми Мевляны. Во всяком случае, в исследованиях, посвященных истории турецкого ислама и идеологии пантюркизма, а также в прессе (vektor.kazan.ws) Гюлена прямо называют лидером современных последователей Нурси.

Не найдя исчерпывающих ответов на свои вопросы в России, корреспондент "НГР" решил обратиться непосредственно к господину Гюлену.


* * *


Турция надеется на Россию в борьбе с собственными сектантами

Продолжая тему журналистского расследования, посвященного деятельности турецкого религиозного и общественного деятеля Фетуллы Гюлена, мы решили получить исчерпывающую информацию о нашем герое и попытаться написать его объективный портрет, поэтому дали слово как критикам, так и защитникам Гюлена. В качестве эксперта, оппонирующего этому деятелю, согласился выступить научный сотрудник Института принципов Ататюрка и истории Турецкой революции Стамбульского университета Мехмет Перинчек. При этом мы решили предоставить возможность выступить в свою защиту самому господину Гюлену и с помощью фонда "Диалог Евразия" направили свое послание в США, где Фетулла Гюлен проживает в настоящее время. Более месяца длилось томительное ожидание, и только накануне выхода газеты в свет пришел ответ... от представителя Гюлена в Турции адвоката Орхана Эрдемли.

О сути обвинений в адрес Гюлена и организаций, находящихся в орбите его влияния, со стороны турецкой общественности, выступающей за светское государство, рассказал "НГР" научный сотрудник Института принципов Ататюрка и истории Турецкой революции Стамбульского университета Мехмет Перинчек.

– Господин Перинчек, некоторые представители мусульманской интеллигенции России выразили свой протест в связи с действиями правоохранительных органов России по отношению к организации "Нурджулар", подана жалоба в Страсбургский суд по правам человека. Почему официальные круги Турецкой Республики держат сторону российского правосудия в этом вопросе?

– Россиянам необходимо понять, что деятельность секты Фетуллы Гюлена ни в коем случае не отражает политику Турции. Наоборот, именно наша страна в первую очередь страдает от подобной активности сектантов, инициированной западными спецслужбами. Организация Фетуллы Гюлена – один из элементов стратегии Запада, и прежде всего США, по реализации в регионе проекта так называемого Большого Ближнего Востока. Основная цель проекта – контроль над богатейшими запасами энергоресурсов. Для реализации этого плана в числе прочих политических и идеологических инструментов используются религиозные секты, деструктивные по отношению к национальным государствам. Секта Фетуллы Гюлена играет очень большую роль в этом замысле. История ее уходит еще во времена холодной войны, когда США стремились окружить СССР так называемым "зеленым поясом" исламистских движений. Тогда в одной из мечетей они нашли Гюлена, вполне рядового имама, но при этом харизматичного проповедника с задатками религиозного лидера. Его привлекли к сотрудничеству с "Обществом борьбы с коммунизмом", созданным в те годы. Гюлен быстро набрал популярность и капитал. От простого имама он проделал путь до владельца образовательной сети в разных странах мира, банкира и медиамагната.

Гюлен, как и в годы холодной войны, продолжает оставаться главным барьером в отношениях между Турцией и Россией. Деятельность его эмиссаров в мусульманских регионах России, и особенно связи с чеченскими сепаратистами, власти вашей страны понимают как проявление официальной турецкой политики. Очищение российских регионов от этой секты будет только способствовать взаимопониманию между нашими странами.

– Какие доказательства вы можете привести в пользу вашего утверждения, что организация Гюлена проводит в Ближневосточном регионе политику "западного империализма"?

– Примерно год назад Нуреттин Верен, в прошлом главный советник Гюлена, позднее порвавший с сектой, написал разоблачительную книгу о деятельности этой организации. Он привел улики в пользу того, что Гюлен получает деньги из ЦРУ, рассказал о той разрушительной деятельности, которую организация проводила в Средней Азии в 1990-е годы. Также из этой книги общественность узнала, что в школах его международной образовательной сети работают кадровые агенты ЦРУ.

Если мы проанализируем географию распространения секты Гюлена, то убедимся, что она представлена во всех тех странах, где Америка имеет свои интересы. Секта представляет собой агента американского империализма в Турции, Средней Азии, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Судане, китайском Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Последователи Гюлена работают с молодежью, создавая школы, университеты, общежития. Раньше у них было свое телевидение на постсоветском пространстве, например в Азербайджане. В начале 90-х годов открылось их участие в готовящемся перевороте против тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева, но только в 2007 году эти СМИ были запрещены. Они также пытались организовать покушение на президента Узбекистана Ислама Каримова.

Гюлен, хотя и пропагандирует, как он утверждает, исламские ценности, никогда не выступает против Запада. Наоборот, призывает улучшать отношения с США и Европой. Принадлежащая Гюлену турецкая газета Zaman связана с американской Washington Times, контролируемой сектой Муна. Гюлен использует газету Zaman в психологической борьбе против турецкой армии и национальных сил.

– Как на положении Гюлена отразился приход к власти в Турции умеренной исламистской Партии справедливости и развития?

– Поворотным моментом для секты Гюлена стало 12 сентября 1980 года, когда к власти пришла "умеренно-исламистская" оппозиция. Когда у власти стояли кабинеты Узала и Челлер, организация развивалась очень бурно, и ее членам удалось проникнуть в высшие эшелоны власти. Некоторые министры нынешнего правительства – последователи Гюлена. Секта уже инкорпорирована в некоторые спецслужбы страны, прежде всего в высшие структуры политической полиции. Эта структура под влиянием секты организует операции и провокации против турецкой армии и национальных сил. Следующая цель, которую поставила перед собой организация Гюлена, – проникнуть в армейские ряды. Но предыдущие попытки не удались: офицеры, которые имели отношения с сектой, были отправлены в отставку. Генштаб в 1994 году заявил, что секта Гюлена опасна так же, как Рабочая партия Курдистана.

Последователи Гюлена, может быть, не берут оружия, как курдские боевики, но разрушают институты государства изнутри. Ведут пропаганду против светского характера государства. Этот аналог оранжевой революции усиленно планируется в Турции и других странах региона. Заявление Нуреттина Верена о связях Гюлена с Фондом Сороса доказывает этот факт.

– Когда российский суд признал сочинения Саида Нурси, лежащие в основе идеологии "Нурджулар", экстремистскими, в приговоре это аргументировалось тем, что в них пропагандируется идея мусульманской и тюркской исключительности.

– Саид Нурси, проповедовавший в первой половине XX века, являлся агентом Британской империи – основной империалистической державы того времени. Он много раз организовывал восстания против молодой Турецкой Республики и ее основателя Мустафы Кемаля Ататюрка, под религиозными знаменами боролся против светского характера государства. Его ученик Гюлен продолжает эту миссию. В его школах в большей степени изучают английский язык, чем турецкий. Они только делают вид, что пропагандируют турецкую культуру. Но на деле провоцируют межнациональные конфликты, разжигая, например, чеченский или татарский сепаратизм. Они используют противоречия внутри государств, являющихся барьером для планов США, чтобы ослабить их. Где есть конфликт между США и мусульманскими странами, там как грибы растут школы Гюлена. Например, сейчас идет процесс "гюленизации" юго-восточной Анатолии с целью присоединить эту часть Турции к марионеточному государству в северном Ираке.

В Европе, как известно, большая турецкая диаспора, среди которой идеи Гюлена популярны. Эта диаспора является базой распространений идей секты в Европе.

Турция сегодня стала одним из главных барьеров на пути экспансии США. Одной из причин противоречия стало фактическое создание марионеточного государства, так называемого Великого Курдистана. Для полноценного существования ему необходимо расширение за счет части территорий Турции, Ирана и Сирии. Госсекретарь Кондолиза Райс недавно отметила, что США хотят изменить границы 24 мусульманских стран от Марокко до Средней Азии. Это им необходимо, чтобы осуществлять контроль над энергоресурсами Средней Азии и Ближнего Востока, а также использовать регион как плацдарм для враждебной деятельности против России и Китая. С этой целью американская разведка и создает антисистемные организации, в том числе религиозные, помогающие "разрыхлить" политическую "почву" национальных государств, а в сознание их граждан внести сумятицу и извращенные представления об исламе и других традиционных религиях.

Источник:НГ-Религии

 Тематики 
  1. Турция   (147)
  2. Религия как инструмент политики   (163)