Мессия умер, а «ХАБАД» живет? Как удается последователям Любавического ребе сочетать иудаизм с верой в умершего Мессию, и к чему это приводит в Израиле…
Тема обращения в иудаизм новых репатриантов-неевреев весьма часто обсуждается в израильской прессе. Однако поскольку социальные контакты между выходцами из бывшего Советского Союза и религиозными израильтянами весьма ограничены, последние обращают достаточно мало внимания на происходящее в этой области. А между тем, именно там произошло событие, которое может иметь судьбоносные последствия для современной ортодоксии.
Некоторое время назад раввинский суд отклонил просьбу некого молодого человека, пожелавшего присоединиться к народу Израиля. В принципе, подобное происходит сплошь и рядом, поскольку раввины нередко сомневаются, что потенциальный прозелит собирается жить по законам Торы. Однако в данном случае ситуация была совершенно иной: кандидат в евреи был глубоко верующим человеком, скрупулезно соблюдающим все предписания иудаизма. Более того, в течение долгого времени он учился в иешиве (высшем учебном заведении для изучения Торы) хасидов движения "ХАБАД", и даже стал там первым учеником.
Именно это его и погубило. На вопрос раввинов, что он думает о приходе Мессии, молодой человек ответил, что, по его мнению, таковым является последний глава "ХАБАДа" рабби Менахем-Мендель Шнеерсон (Любавический ребе), умерший в 1994 году. В ответ раввины заявили, что подобные убеждения не совместимы с иудаизмом, и отправили юношу восвояси.
Чтобы понять смысл этого судебного постановления, следует совершить небольшой экскурс в историю. Возглавив "ХАБАД" в 1951 году после смерти тестя, р. Шнеерсон развернул широчайшую "миссионерскую" деятельность среди евреев всего мира, поставив своей задачей "вернуть" их к религии предков. В сотни общин были направлены специальные эмиссары, открывавшие школы и синагоги и занимавшиеся массовой пропагандой еврейских знаний и ценностей. Нередко посланники Ребе оказывались в местах, где до того не было никакой или практически никакой еврейской жизни, и становились единственными представителями еврейства в этих краях.
Практически все, что делал р. Шнеерсон, шло в разрез с нормами хасидизма ХХ века. Большинство хасидских лидеров не получало практически никакого общего образования – Ребе учился в вузах Берлина и Парижа. Хасидские общины стремились к максимальной самоизоляции – Ребе широко раскрыл двери для неофитов, а его посланцы активно работали с нерелигиозными и малорелигиозными евреями. Хасиды с опаской относились к любым новшествам – хабадники повсеместно использовали для своих целей радио и телевидение, а в последнее время – также и Интернет.
Активная просветительная деятельность, сочетающаяся с успешным фандрайзингом, превратили "ХАБАД" в одну из ведущих сил в современном еврейском мире. Как справедливо заметил один раввин, не земле практически не осталось мест, где не было бы "Кока-Колы" – и "ХАБАДА".
В своих многочисленных выступлениях р. Шнеерсон нередко касался мессианской темы. По его словам, нынешнее поколение живет в "эпоху раскрытия", когда мир уже полностью готов к приходу Мессии, так что "осталось только начистить пуговицы его сюртука".
Р. Шнеерсон никогда не говорил, кого он видит в роли царя-помазанника. Однако в какой-то момент среди сторонников ребе возникло мнение, что грядущий Мессия – никто иной, как сам Любавический ребе. Трудно сказать, кто и когда сказал это первым, однако в восьмидесятые годы прошлого века многие хабадники уже говорили об этом в полный голос, нередко провоцируя тем самым других ортодоксов. Насколько я знаю, сам Ребе никогда не называл себя Мессией – однако при этом не останавливал тех, кто считал его таковым.
Пока р. Шнеерсон был жив, не было большой проблемы верить, что именно он – Мессия, предсказанный пророками. Однако в 1991 году, во время молитвы на могиле тестя, р. Шнеерсон внезапно почувствовал недомогание и упал. После этого Ребе уже не вернулся к нормальной жизни, в 1994 году скончался и был похоронен в Нью-Йорке.
В соответствие с традиционными иудейскими представлениями, если потенциальный Мессия "преуспел в своих начинаниях, и победил все окружающие народы, и построил Храм в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния – это, несомненно, Мессия. Если же не преуспел до такой степени, или был убит – очевидно, что это не был тот, появление которого обещано Торой". Так что со смертью Ребе разговоры о его мессианстве должны были закончиться. Этого, однако, не произошло: значительная часть хасидов "ХАБАДа" по-прежнему продолжает верить, что Ребе остается Мессией, несмотря на то, что умер. Многие из них даже в принципе отрицают его смерть – по их мнению, все, что произошло в Нью-Йорке в 1994 г., было лишь фикцией, так что р. Шнеерсон по-прежнему (незримо) присутствует в этом мире.
"Мессианские хабадники", как стали называть новое направление, не ограничились утверждением что Ребе – Мессия. Они по-прежнему обращались к нему за советом и помощью (чаще всего – при помощи многотомного собрания его писем, "Игрот" –вопрошающий должен был наудачу вложить записки со своей просьбой в один из томов, и считать письмо, опубликованное на данной странице, ответом, полученным от Ребе). Огромной популярностью также пользуются рассказы о пророчествах и чудесах р. Шнеерсона – как прижизненных, так и совершенных после 1994 г. Отдельные хабадники договорились до того, что Ребе "единосущен" Всевышнему! Однако подавляющее число "мессианцев" все-таки отвергло этот "никейский" веры как явную ересь, и осталось, так сказать, на "арианских" позициях.
Надо ли говорить, что появление новой секты фактически не оставило камня на камне от традиционной еврейской полемистики, которая в спорах с христианами всегда напирала на то, что "Иисус погиб – а спасение не наступило!". Некоторые миссионерские группы даже выпустили портреты р. Шнеерсона, с традиционной хабадской подписью "Король-Мессия", и припиской: "Правильная идея – неправильный человек". Известный исследователь иудео-христианской полемики р. Давид Бергер попытался было организовать широкую еврейскую кампанию против мессианцев, и даже написал об этом специальную книгу. Однако никакой реакции на это не последовало – ортодоксы не пожелали ссориться с богатым и влиятельным течением, возможно – из опасений, что от такого скандала будет больше вреда, чем пользы.
В этом смысле упомянутое решение раввинского суда выглядит революционным прецедентом. Едва ли не впервые представители ортодоксии осмелились официально заявить, что вера в то, что умерший может быть Мессией, несовместимо с традиционным иудаизмом. В настоящий момент дело несостоявшегося прозелита находится на рассмотрении главного раввина Израиля Шломо Амара. И если он утвердит решение раввинского суда, то тогда это мнение станет своего рода официальной позицией израильского иудаизма.
Будет ли это "хорошо для евреев"? Не уверен. Как уже было сказано, "ХАБАД" является одной из ведущих сил в современном еврейском мире. Особенно сильны его позиции в постсоветском пространстве, где хабадники занимают посты главных раввинов России, Узбекистана, Эстонии и Латвии, а также ряд влиятельных "городских кафедр". Любавические хасиды контролируют и финансируют значительную часть дневных и воскресных еврейских школ, десятки синагог, многочисленные общинные и благотворительные проекты. Так что любой крупный скандал, затрагивающий "ХАБАД", станет серьезным ударом по постсоветской еврейской жизни. Аналогичные проблемы, хотя и в меньшем масштабе, возникнут и у евреев других стран.
Однако отменить решение раввинского суда тоже может быть ох как непросто. Ведь это фактически означало бы официально, на радость всем миссионерам, признать, что иудаизм считает возможным верить в умершего Мессию. Сильно сомневаюсь, что почтенный раввин Амар захочет официально сделать такое заявление, пусть даже и не напрямую.
Так что если данное дело не удастся потихоньку спустить на тормозах, евреев могут ждать очень серьезные потрясения.
Евгений Левин, Иерусалим
Источник:"Сredo.Ru"