Вторая энциклика Бенедикта XVI Spe salvi, motu proprio о Мессе на латыни, экуменизм, диалог с исламом. Затем – Ближний Восток, Латинская Америка, Китай, Организация Объединенных Наций. И, наконец, – масс-медиа и желание создать более эффективную сеть католических газет, информационных агентств, телевизионных и радио каналов, католических неправительственных организаций, и идея о своеобразном "лобби" добра и солидарности. Государственный секретарь Ватикана, кардинал Тарчизио Бертоне, подводит итог прошедшему году и высказывает свое мнение по многим вопросам.
• Ваше Высокопреосвященство, в энциклике Spe salvi Папа не уклоняется от обсуждения относящихся к культуре вопросов. Более того, он входит в них без какого-либо страха: просвещение, Маркс, франкфуртская Школа, тоталитаризм и релятивизм. Как была принята энциклика?
«Были высказаны некоторые критические мнения по поводу отношения с наукой. Но я полагаю, что она была принята прекрасно католиками и другими христианскими Церквами и общинами. На сегодняшний день продано более двух миллионов экземпляров. Она выражает точную, зачастую острую мысль, несомненно, стимулирующую с культурной точки зрения, о тоталитаризмах, вселявших ложные надежды, разочаровывавших массы, сея на пути человека множество миражей. Затем в ней говорится о диалоге с наукой, не опровергая ее роли, функции, я бы даже сказал, миссии. Это своевременный документ, над которым должен будет поразмышлять весь мир, а также Италия, которая, кажется немного утратившей надежду».
• В каком смысле?
«Я вижу в людях трепет, разочарование, а иногда даже страх. Стремление к благосостоянию, привычка всегда иметь все, жить в достатке, эйфория богатства, предлагаемого как единственная цель надежды, сегодня оказались под угрозой из-за экономического положения. Так происходит всегда, когда человек полагает свою надежду на материальные блага».
• Недавно Вы встретились с Сильвио Берлускони и с Вальтером Велтрони. Что Вы им сказали?
«Прежде всего, я их слушал. Это неправда, что люди, с которыми я встречаюсь, приходят, чтобы получить указания от Святого Престола, как я иногда читаю в газетах. Разумеется, они спрашивают нашего мнения. Нас прежде всего волнует защита ценностей жизни, нравственного и социального достояния, которое генетически свойственно итальянскому народу, и которое мы всегда представляем в социальном учении Церкви. Церковь является ресурсом также и для итальянского политического общества».
• И все же кое-кто часто и охотно говорит об Италии как о стране, обусловленной Церковью...
«Подобная концепция светскости, противопоставляемой религиозности, является антиисторической. Николя Саркози, президент даже такой светской страны, как Франция, заявил несколько дней назад в Риме, что католическая Церковь является ресурсом, а не препятствием, или какой-то опасностью для развития страны. И что она не контрастирует с республиканскими идеалами. Смогут ли итальянские сторонники светского государства думать когда-нибудь подобным образом?».
• В этом году Церковь в Италии подверглась серьезным атакам. Во времена DC (партия христианских демократов) и Pci (коммунистической партии Италии) ее положение было лучше?
«К Церкви было больше уважения. Позиция Грамши и многих других представителей коммунистов по отношению к религии была другой, чем позиция некоторых современных лаицистов, считающих, что католик не может иметь позитивного представления о светскости. Кем же тогда были Джузеппе Ладзатти, Иджино Джордани, Джорджо Ла Пира, и другие выдающиеся личности? Мне кажется, в этом вопросе срабатывает стереотип представления, что католик, якобы, не может быть истинным гражданином».
• В отношении так называемых "ценностей, не подлежащих обсуждению", в первую очередь – ценностей жизни и семьи, 2007-й выдался трудным...
«Для итальянских католиков этот год стал весьма обязующим. Последним, скажем, инцидентом, стало введение антигомофобного условия в декрет о безопасности, который касается совершенного другого вопроса. Позиция Церкви не является пристрастной, но придерживается естественного права. Коммунистическая партия Грамши, Тольятти и Берлингуэра никогда не одобрила бы проявляющиеся сегодня отклонения. Великие интеллектуалы коммунисты и социалисты, с которыми я был знаком лично, имели лаицистскую, но нравственную точку зрения, то есть, они верили в подлинно нравственный и этический замысел».
• Вы говорили об этом с Вальтером Велтрони?
«Конечно. Я высказал пожелание, чтобы католиков не подавляли в зарождающейся демократической партии, и чтобы она вдохновлялась традицией великих народных партий, имевших прочную привязку к нравственным принципам социального сосуществования».
• Вернемся к Церкви. Motu proprio о мессе на латыни вызвала неоднозначные реакции. Что Вы думаете делать?
«Эти реакции были весьма разнообразными. Кто-то дошел до того, чтобы обвинить Святейшего Отца в отступничестве от соборного учения. С другой стороны были и такие, кто истолковал motu proprio как дозволение вернуться только к дособорному обряду. Обе эти позиции являются ошибочными, утрированными, и не соответствуют намерениям Папы. Было принято решение разработать специальную Инструкцию, в которой будут четко указаны критерии применения motu proprio».
• Как Вы считаете, в экуменическом плане можно говорить о большем сближении с православными?
«В этом направлении были сделаны шаги вперед. Экуменическая проблема является одним из приоритетов Бенедикта XVI. Он сам сказал об этом в своей первой публичной речи, и выдвинул этот вопрос в центр внимания во время последней консистории со всеми кардиналами мира. Одной из проблем, требующих углубленного рассмотрения, остается первенство Папы. По другим темам, таким, к примеру, как семья, мир, окружающая среда, единство является более видимым. По богословским темам дискуссия будет продолжена. Но я уверен, что, именно благодаря уважению, которым пользуется Папа Бенедикт XVI как богослов, могут быть сделаны конкретные шаги также и в этом плане».
• Письмо о диалоге, которое прислали в Ватикан 138 ученых мусульман, – что оно может принести в будущем?
«Оно может стать импульсом к конкретному углублению диалога с исламом в плюрализме позиций. Ответ Святого Престола был позитивным и подводит к последующим шагам. Папа выразил готовность принять их делегацию. Нам следует спокойно поразмышлять над тем, что нас объединяет, не забывая о том, что нас разделяет».
• Проблема Ближнего Востока, вероятно, является одной из самых серьезных, находящихся Вашем рассмотрении?
«Это одна из проблем, которые больше всего нас волнуют. Папа говорит о ней со всеми лидерами, которые приходят с визитом в Ватикан, а также посвятил огромное множество призывов в защиту мира на Ближнем Востоке во время чтения воскресных Ангелусов 2007 года».
• Как развиваются отношения с Израилем? Какова ситуация?
«Мы понимаем проблему безопасности Израиля. Но она не должна превращаться в негативное отношение к членам католическая Церкви, которая столько сделала за последние 15 лет как для урегулирования отношений с Израилем, так и для улучшения понимания иудаизма. Кустод Святой Земли, отец Пиццабалла напомнил, что паломники всей планеты вносят вклад в поддержание в мире более правильного образа государства Израиль. Кроме того, эти паломничества по святым местам делают Израиль богаче. В этом году паломников было больше, чем в Юбилейный двухтысячный год. Однако, иногда нам кажется, что Израиль не ценит все это должным и адекватным образом. Между нами идет интенсивный диалог, но, к сожалению, Святой Престол не может добиться решения многих конкретных проблем: прав собственности, визы, и так далее. Нашему религиозному персоналу на Святой Земле не выдают въездных виз, хотя речь здесь вовсе не идет о безопасности, а о препятствии спокойной деятельности Церкви».
• Вы много раз были в Латинской Америке. В адрес заключительного документа собрания епископов в Апаресиде были высказаны критические замечания...
«Документ был принят единогласно. Некоторая критика исходила из низовых общин, поскольку их оценка, приведенная в документе, была не позитивной и единодушной, но более реалистичной, которую, впрочем, разделяли все епископы. Основная часть проблем, с которой Церковь Латинской Америки сталкивалась в прошлом, сегодня преодолена. Она движется вперед уверенным шагом, также и с точки зрения дел благотворительности. Так, например, Церковь Перу, в связи с землетрясением в августе прошлого года не ждала помощи более богатых Церквей, но сразу начала действовать, проявляя моральную и материальную солидарность с пострадавшими».
• С Кубой предусматриваются какие-то переговоры?
«Я готовлюсь к поездке на Кубу, которая состоится в феврале. И я надеюсь увидеть брата Фиделя Кастро, Рауля, который сегодня управляет страной. Положительным фактом является открытие большого монумента Иоанну Павлу II в Санта Кларе, который я благословлю, и который напоминает о 10-летней годовщине визита Иоанна Павла II на Кубу».
• Сменим континент. Китай: можно говорить об улучшении отношений?
«Есть движение навстречу и контакты. Фактом исключительной важности стало в этом году признание партии, что религии имеют позитивную ценность. Можно сказать, что мы продвигаемся маленькими шагами, но все таки идем вперед».
• Весной Папа посетит ООН. Несколько дней назад газеты писали о критике Бенедикта XVI в адрес этой международной организации: как обстоят дела на самом деле?
«Это была обычная форсировка речи, из которой были приведены выдернутые из контекста фразы. Тревоги Папы в отношении ООН является теми же, что и у генерального секретаря этой организации, Пан Ги Муна, человека большой духовности. Католическая Церковь всегда поддерживала деятельность ООН и не изменит этой политике. И в своей речи, обращенной к ООН, Бенедикт XVI вновь подчеркнет необходимость опираться на ценности, которые составляют основу исторических международных деклараций, выразит обеспокоенность трудностью держать вместе, в едином международном совете почти 200 государств с различными политическими и идеологическими условиями, и подтвердит незаменимость ООН».
• Поездка Святейший Отец состоится в самый разгар американской избирательной кампании. Есть опасность того, что его визит может быть использован в корыстных целях?
«Кто-то сказал, что Соединенные Штаты всегда находятся в состоянии избирательной кампании. Папа выше партий. Однако, возможное использование визита в корыстных целях невозможно наверняка проконтролировать».
• Ватиканская газета «L’Osservatore Romano» находится в процессе изменения. Вы довольны?
«Да, в нашей газете трудятся хорошо. Но нам следует оживить совместные усилия также и между католическими СМИ. Есть такие католические агентства, как Misna и Zenit, которые занимают важное место в масс-медиа. Но необходимо сделать больше: скоординировать усилия между католическими издательствами, факультетами коммуникации и информатики, газетами, радио и телевидением. В настоящее время мы работаем над проектом, целью которого является связать «L’Osservatore» с несколькими итальянскими газетами. И то же самое следует сделать в отношении неправительственных организаций: совместные акции, не разрозненные, или, еще хуже – противопоставляющие себя друг другу. Соборная идея "Церкви-общности" должна быть претворена в повседневную деятельность неправительственных организаций и католических СМИ: создать единую сеть и выражать себя с большей эффективностью, иначе мы рискуем прийти в упадок и не сможем ответить на вызов сравнения с современным обществом. Но я вижу столько еще неиспользованных ресурсов и столько стремления, поэтому я является неисправимым оптимистом».
Famiglia cristiana – Agnuz
Источник:"Agnuz"
С кардиналом Бертоне беседовал Альберто Боббио
Перевод: Agnuz (София Халходжаева)