В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

"Зародыш европравославия"

Европейское «паломничество» святейшего патриарха Алексия II, уже спровоцировало множество кривотолков, обвинений, опровержений, обращений, заявлений, а может быть, даже и уходов под землю, о которых пока еще молчат СМИ. Главной причиной этих «кругов на воде» стала, недостоверная информация официальных церковных источников

Статья первая

СТОИЛ ЛИ ПАРИЖ МЕССЫ?

Европейское «паломничество» святейшего патриарха Алексия II, состоявшееся 1-4 октября 2007 года, уже спровоцировало множество недоумений, кривотолков, обвинений, опровержений, оправданий, обращений, заявлений, а может быть, даже и уходов под землю, о которых пока еще молчат сводки новостей. Главной причиной этих «кругов на воде» стала, мягко говоря, недостоверная информация, распространенная из официальных церковных источников – отдела коммуникации ОВЦС и пресс-службой Московской Патриархии. И дело здесь вовсе не в том, что указанные источники намеренно исказили информацию о прошедших событиях с целью скрыть от православных верующих и широкой общественности какую-то нелицеприятную «страшную правду», в которой и не замедлили заподозрить Патриархию сторонники епископа Диомида и другие «истинно-православные». И не в том, что в недрах ОВЦС замышлялось и проектировалось мероприятие, которое должно было остаться неизвестным народу (и все это в условиях информационного общества!) Дело в том, что в осеннем Париже 2007 сошлись воедино все основные векторы геополитики православия – Рим, Фанар и Москва, стянув воедино всю православную ойкумену – от Атлантики до Чукотки. Сошлись не в унии и тем более не в единстве, а, наоборот, в скрытом противостоянии, о перипетиях которого не сможет узнать читатель из миролюбивых культурологических и аполитичных коммюнике информагентств. И, забегая вперед, стоит сказать, что в той информационной войне, местами переходящей в рукопашную, которая ведется сегодня против Русского Православия, Парижская битва, к великому сожалению, оказалась проигранной.

Информируя о ходе пребывания Святейшего в столице Франции, Служба коммуникации ОВЦС сообщает, что «после православного молебна, который совершил исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже иеромонах Нестор (Сиротенко), Святейший Патриарх Алексий, православные клирики и миряне поклонились Терновому венцу, частице Животворящего Креста Господня и гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя», «великой святыне христианского мира, хранящейся в соборе Парижской Богоматери». «По завершении молебна» (выделено мной – Я.Б.) Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме:

«Хотел бы, прежде всего, выразить чувство нашей благодарности Вам, Ваше Высокопреосвященство архиепископ Андре Вен-Труа, за приглашение посетить Ваш кафедральный собор, а также за возможность поклониться одной из величайших святынь христианского мира — Терновому Венцу Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Вас и за то, что православные христиане регулярно могут совершать здесь молитву и богослужение….»
Приводится полный текст обращения Патриарха.

Здесь же – и позже, уже опровергая слухи о «якобы имевшем место совместном православно-католическом богослужении в Соборе Парижской Богоматери», Служба коммуникации ОВЦС и пресс-служба Патриархии предлагают успокаивающий «комментарий экскурсовода»: «В связи с развитием паломничества православных верующих в различные страны мира для поклонения святыням древней Церкви, развивается и традиция совершения православных богослужений перед святынями, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие. Так, клирики Корсунской епархии, равно как и многочисленные представители Русской Церкви, посещающие Париж, регулярно проводят православные богослужения перед Терновым венцом Господа Иисуса Христа. По свидетельству инославных христиан, православные паломничества такого рода предоставляют «прекрасную возможность для более близкого знакомства с богослужением и духовной традицией Православной Церкви».

Описанная идиллия соответствует действительности – и даже более того. От некоторых «клириков Корсунской епархии» мне приходилось слышать, что католические храмы во Франции хронически пустуют – ибо это страна, где «наследие Французской революции» – не пустые слова, а древнехристианские святыни – как например, недавно обретенные православным иереем, мощи святой императрицы Елены – прозябают под спудом отнюдь не метафорической пыли. Православные молебны в Нотр-Даме – явление желанное для католиков и не такое уж редкое – в виду участившихся православных паломничеств к древним святыням. Таким образом, подчеркивается, что Святейший совершил паломничество – в сопровождении митрополита Кирилла, о. Всеволода Чаплина, о. В. Вигилянского и т.д. Правда, позже, ОВЦС вынуждено было добавить, что «во время молебна в соборе также присутствовали архиепископ парижский и некоторые клирики его епархии».

При этом, нам сообщают, что в этот же день в этом же месте состоялось еще одно событие, а именно «беседа Предстоятеля Русской Церкви с католическим архиепископом Парижским Андре Вен-Труа»: «3 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился в соборе Парижской Богоматери с архиепископом Парижским Андре Вен-Труа». После чего приводится сильно урезанный вариант обращения архиепископа: «Католики Парижа и особенно я как архиепископ имеем честь приветствовать Вас в этом древнем соборе. Он уже 800 лет является центром этой части Парижа и архитектурным символом христианской веры во всем городе... Мы польщены Вашим присутствием и радушно принимаем Вас здесь сегодня».

«Долгая история человечества, особенно история Европы в течение XX века, показала, к каким ужасным последствиям приводят политические идеологии, предпочитая любви господство партий или идолопоклонство перед расой или властью, — подчеркнул он. — Этот долгий трагический период показал, что, укрепленные могуществом Воскресения, настоящие последователи Христа, даже обреченные на молчание и подполье, сохраняли силу веры, нередко ценой собственной свободы и жизни».

«У нас с вами разные традиции и разные социально-культурные контексты, но эти различия не только не препятствуют, но и способствуют развивающемуся между нами обмену дарами Божия Провидения. Это, в частности, происходит благодаря русским богословам из иммиграции» — отметил архиепископ Парижский Андре Вен-Труа.

Он сообщил, что католики Франции с большим интересом следят за возрождением Православной Церкви в России и благодарят Бога за плоды, которые оно приносит, особенно в таких сферах, как возрождение приходской и монастырской жизни и церковного социального служения: «Мы, католики, уверены, что многому научимся и многое получим из опыта Православных Церквей. Осмелюсь предположить, что наш собственный опыт живой веры в совершенно другом контексте также может быть не лишенным интереса для вас».


Патриарх, как сообщает ОВЦС, ответил на это следующее: «Мы готовы поделиться опытом, накопленным и в годы гонений, и в благоприятное время». При этом: Святейший Патриарх Алексий поблагодарил за возможность поклониться великим святыням и за то, что православные христиане имеют возможность совершать перед ними молитвы и богослужения. Его Святейшество также отметил, что богослужение могли увидеть в прямом эфире зрители ряда телеканалов, в частности, канала Russia Today. А архиепископ Андре Вен-Труа засвидетельствовал готовность верующих католиков постигать традиции Православия, причем относящиеся не только к прошлым векам, но и к современной жизни.

В заключение (выделено мной – ЯБ) встречи, — информирует ОВЦС — Его Святейшество подарил собору Владимирский образ Божией Матери. В качестве памятного дара архиепископ Андре Вен-Труа преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви изображение Рождества Христова.


Вот такой молебен и такая встреча состоялись, по мнению сайта Патриархия. Ру 3 октября в Париже. Любознательные верующие могут также узнать, что в Париже Патриарх встретился с президентом Франции Николя Саркози (видимо, в качестве политической нагрузки к паломничеству), а тот, в свою очередь рассказал, что внимательно следит за подъемом России, в котором огромную роль играет Русская Православная Церковь. После такой оптимистичной подборки фактов любознательному российскому читателю остается лишний раз поблагодарить Бога за то, что ему суждено было родиться в это время и в этом месте и воочию наблюдать торжество вселенского православия во главе с Русским Патриархом. И дабы не утратить этой иллюзии, ему рекомендуется, пресловутую любознательность придержать.

Цензура и информационная политика – вещь необходимейшая. В том случае, когда опасность утечки информации сведена к минимуму. Но когда описываются события, предназначенные для прямой трансляции – не только по центральному каналу Франции, но и – в чем абсолютно уверена католическая, «приглашающая», сторона (совершенно очевидно, что это было ключевым «информационной» целью Ватикана, «замятой» православной стороной) – для синхронной трансляции по центральному российскому ТВ, — подобная «цензура» выглядит как расписка в собственной несостоятельности. Телетрансляция парижского молебна, так и не состоявшаяся, вопреки убежденности католиков, — в России (отчего в анонс о «беседе» были «врезаны» странные слова «благодарности» за возможность трансляции по каналу Russia Today – благодарен за это должен был быть, напротив, скорее архиепископ, а не Патриарх) – доступна, как и информация службы коммуникации ОВЦС, пользователям Интернета. А пользователям интернет архивов blip.tv она доступна аж в двух вариантах – с комментарием католической стороны и с комментарием православной программы «Orthodoxie». Если взять в скобки католический комментарий, который заслуживает отдельного анализа и описать то, запутанным отражением чего служит информация от ОВЦС, — получается следующее.

3 октября при значительном скоплении верующих обоих христианских конфессий, телекамер и журналистов (как именно католическая сторона готовила информационную почву для визита «Patriarche Russe» — скажем позже) под католическое «Аллилуйа» делегация русской православной Церкви во главе со Святейшим входит в огромный Собор Нотр-Дам де Пари. Архиепископ Парижский Андре усаживает Святейшего в центре Собора и обращается к нему с приветственным словом, начало которого приводится ОВЦС как часть их «беседы». Опираясь на известные риторические приемы из арсенала «больше никогда» при описании ужасов 20-го века, когда поклонение расе и всему, что разделяет людей, затмило любовь, архиепископ переходит к идее «христианского единства, к которому мы стремимся» (l’unite a la quelle nous aspirons) и заканчивает монументальным высказыванием, срывающим бурю оваций: Nous prierons chaquun dans sa tradition… mais comme Il soit Un nous serons uns! (Мы помолимся каждый в своей традиции… но как Он един, мы будем едины). В ответ (обратите внимание – еще до начала молебна, а не по завершении его, как сообщили официальные церковные СМИ) Патриарх произносит свое обращение – начиная с архиепископа и переходя к православным, пришедшим помолиться в этот день вместе с ним. Со второго же абзаца Святейший, как вы можете убедиться, переносит образ преодоленных «ужасов прошлого», о которых говорил европейский иерарх, в современность, в неотвратимое и трагическое будущее: «И пусть окружающий нас мир полон поклонения пустым и ложным идолам. Пусть он наполнен унынием, отчаянием, растерянностью, скорбями. Мы знаем, что нам открыты врата Неба, и призываем всех войти в него. Войти, откликаясь на Божий призыв: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3. 20). Этот призыв обращен к каждому человеку и к каждому народу. Благодарение Богу, что многие люди услышали его за века истории христианской Европы. Миллионы людей откликаются на него и сегодня. Пришло время объединить наши усилия перед лицом новых вызовов современности. Мы, христиане, должны найти возможность совместно свидетельствовать о Евангельской истине и о непреходящих нравственных ценностях. Мы видим, что современное общество, с утратой нравственных ориентиров и господством ложных ценностей, становится все более бесчеловечным и жестоким, порождая множество конфликтов и противостояний, как между отдельными людьми, так и между сообществами и народами. Поэтому обращаюсь сегодня ко всем вам, дорогие братья и сестры во Христе, с чувством глубокой тревоги и сознанием нашей общей ответственности перед Богом за состояние современного мира».

Французские телезрители (в том числе и те немногие из них, кто является православным или католиком) наблюдают происходящее упакованным в очень грамотный комментарий (и это всего лишь малая часть той кропотливой работы, которая уже к этому моменту проделана католическими СМИ в области общественного мнения). Комментирует Ришар Эскудье, ответственный за экуменические контакты Римо-католической Церкви во Франции: «С чем связан визит русского Патриарха во Францию? Разумеется, с активизацией экуменических процессов. Сегодняшняя общая молитва (priere commune) это предпоследний шаг в деле объединения Церквей в едином свидетельстве (temoignage commun) христиан, к которому постоянно призывает Папа Бенедикт XVI и к которому призвал Русский Патриарх в Страсбурге. Сближению двух церквей способствовала и замена архиепископа Московского Тадеуша Кондрусевича на архиепископа итальянского происхождения. … Русская Православная Церковь имеет абсолютно открытую структуру: несмотря на ее внутреннюю раздробленность, разные части этой церкви пользуются всей полнотой свободы… и т.д.» Ведущая проводит недвусмысленную линию: «Сегодняшняя встреча – знак дружественности (amitie), … братства (fraternite)… единства (unite)» (триада до боли напоминает лозунги великой французской), после чего говорит что-то уже совсем непонятное, вроде: «размеры Нотр-Дам, несомненно, будут способствовать объединению верующих…». Fraternite-unite и temoignage commun — priere commune – вот два «перевертыша», которыми так легко становится жонглировать, предвещая новую православно-католическую унию.

По окончании своего Обращения – и опять же до начала молебна, а не после «беседы» с архиепископом – Святейший приносит в дар собору образ Владимирской иконы Божией Матери. Что логично – икона – не сувенир, а условие начала православного богослужения. Святейший и православные иерархи становятся слева от престола с Венцом, католические иерархи – справа. Начинается православный молебен. Под «Страстям Твоим поклоняемся, Владыко…» Святейший, а следом за ним архиепископ Андре XXIII (т. е. Вен-Труа – Я.Б.), прикладываются к святыне. После чего звучит «Pater noster» в исполнении католического хора, и вслед за ним православный хор также исполняет «Отче наш». Завершается «православный молебен», точнее говоря, затянувшаяся «беседа Святейшего с парижским архиепископом», евангельским чтением в исполнении Андре XXIII. Пресс-служба ОВЦС, обращая особое внимание на «до» и «после», отмечает, что молитва архиепископа «присутствовавшего в соборе» во время православного молебна, было уже после завершения оного. Как видим, ее частью, живо свидетельствующей о готовности постигать православную традицию, была и церковно-славянская «Отче наш», во время которой присутствовал Патриарх Алексий II. Да и не мог не присутствовать, так как одно от другого отделяли считанные секунды.

Самое интересное, однако, случилось уже в финале. То, что в превращенном виде в коммюнике ОВЦС явлено как завершающая часть «беседы». Католические СМИ и вовсе не упоминают о ней в виду двусмысленности ситуации. А в приведенных нами выше «сводках» от Патриархии она заменена невесть откуда взявшимися «спасибо» за то, что богослужение могли увидеть в прямом эфире зрители ряда телеканалов, в частности, канала Russia Today. Сразу по окончании priere commune, выражаясь провокационным языком католического агитпропа, архиепископ Парижа вручил дар Святейшему и обратился к нему с настоятельной просьбой. Даже с двумя. Во-первых, он предложил теперь, чтобы они «вместе (tous les deux) обратились ко всем тем телезрителям, которые смотрят нас из России». Еще до мероприятия католики говорили о том, что именно трансляция богослужения в России должна стать «Великим Знаком для русских». Раскрывая смыслы этого Знака, Nicolas Seneze, освещавший ход событий на страницах центрального французского католического органа «La Сroix», указывает прежде всего не на «красоту католического храма», а на «знак, обращенный к той части воссоединившейся Русской Церкви, которая столь нетерпимо относится к экуменической перспективе». Как именно сработал такого рода «знак», умело срежиссированный католическими коллегами и не разоблаченный официальными православными СМИ – мы имели возможность наблюдать на примере обращений «диомидовцев». А о том, как его прочитали пресловутые «нетерпимые к экуменизму» члены бывшей РПЦЗ и какие выводы могут последовать из этого прочтения – мы пока можем лишь догадываться.

Вторая просьба парижского архиепископа состояла в том, чтобы Патриарх Алексий Второй «благословил нашу Ассамблею» — имеется в виду Ассамблея католических епископов Франции, на заседании которой присутствовал Святейший накануне. В ответ на две просьбы и дар Патриарх Алексий сказал: «Я во-первых благодарю за дары памятные, которые передал архиепископ… Но (в отчете ОВЦС но заменено на а также) я молитвенно желаю всем православным верующим, всем христианам, которые смотрят сегодня эту передачу из Нотр-Дам де Пари милости Божией…» Таким образом, Ассамблея осталась без патриаршего благословения.

Стоит ли на основании изложенного, а также последней информации о состоявшейся встрече митрополита Кирилла с папой Бенедиктом XVI-м делать вывод о готовящейся унии с католиками? При том, что анализ католической пиар-компании показывает, что она выстраивается в их пользу именно потому, что в ответ ей православные СМИ предлагают лишь довольно грубо сработанную дезинформацию и расплывчатые «опровержения»? Нет. Прежде всего потому, что «парижский молебен» отнюдь не был главной целью этого визита Патриарха во Францию. А тот факт, что пресс-службы Патриархии никак информационно не подготовили предстоящую поездку и стратегию ее освещения, объясняется именно тем, что подлинные причины беспокойства Святейшего лежат в другой геополитической плоскости, напрямую соприкасающейся с политическим руководством Франции. Но о политической подоплеке парижского визита святейшего Патриарха читайте в следующем материале.

Сегодня католики и фанариоты сходятся с РПЦ в оценке решающего значения, которое имеет перспектива «общего свидетельства», открытая выступлением Патриарха в ПАСЕ. Впрочем, есть все основания для сомнений, что в данном случае речь идет о действительном «взаимопонимании», а не о его симуляции


Статья вторая.

ЗАРОДЫШ ЕВРОПРАВОСЛАВИЯ

Как уже было сказано, «исторический визит Патриарха московского и всея Руси Алексия II во Францию» со стороны католиков был предварен рядом заявлений и публикаций. 1-го октября, когда Патриарх направляется в Страсбург, «Ла Круа» уже разъясняет значение его предстоящего выступления в ПАСЕ, а также перспективу, в которую вписан предстоящий приезд Святейшего в Париж.

Во-первых, «исторической премьерой» и уникальным прецедентом является само согласие главы РПЦ, ставшее ответом на приглашение католической стороны. Одно это – и здесь сложно не согласиться с католиками – делает предстоящий визит «не просто паломничеством», или актом укрепления «межкультурных контактов», и даже не просто «благословением» Предстоятеля воссоединившейся западной части единой Русской православной Церкви. Уже тот факт, что Московская патриархия впервые (!) положительно отреагировала на официальное приглашение католической церкви – в данном случае – на приглашение архиепископа Андре XXIII, закономерно рассматривается католической стороной как их первая победа. Понимая, что объяснить такое резкое «потепление» в весьма прохладных до недавнего времени отношениях между Москвой и Ватиканом только упомянутой выше заменой московского представителя с поляка на итальянца не удастся; зная и то, что участие в заседании Ассамблеи католических епископов Франции и поклонение Венцу Господню – не единственные причины, по которым московский Патриарх принял приглашение парижского архиепископа, — католики предлагают основательную интерпретацию происходящего, которая, впрочем, может многих удивить.

Еще за месяц до избрания папой Бенедикта XVI-го Москва не уставала обвинять католическую Церковь в прозелитизме и распространении «униатства» — особенно на территории Украины. С момента избрания Папы эти проблемы стали очевидным образом налаживаться. Вплоть до того, что сегодня – комментирует ситуацию о. Александр Синяков, возглавляющий службу коммуникации Московского патриархата в Западной Европе – вопрос о прозелитизме практически снят. На Украине представители греко-католиков и православные работают вместе – особенно в катехизаторском направлении, а в Москве «раз епископами назначаются итальянцы, — проблем больше не будет». Возможно, их не будет в Москве, где на углу Садового и Басманной недавно обосновалась известная светская, мирянская – по правовому статусу, подтвержденному папой Иоанном Павлом II – католическая организация «Opus Dei», которая заявила, что прозелитизм – не в ее стиле и, по видимому, пообещала распространять свою деятельность только на верующих Католической Церкви. Однако после перевода Тадеуша Кондрусевича, утверждающего вопреки о. Александру Синякову, что никакого прозелитизма при нем на канонической территории РПЦ и не проводилось, а имело место лишь «уважение к личному выбору каждого», из Москвы в Минск, — «проблемы» начались в Беларуси.

Между тем, еще недавно — в ноябре текущего года — как Святейший, так и митрополит Кирилл подтверждали в своих выступлениях, что проблемы, касающиеся деятельности католиков на канонической территории Православия (в частности – распространение униатства на тех территориях, где его исторически никогда не существовало) еще далеки от разрешения. А будучи во Франции, Патриарх Алексий ответил в интервью эльзасскому изданию, что единство является сущностью Церкви, если оно не подменяется стремлением к компромиссу. Именно о такого рода подменах писал французский геополитик Франсуа Тюаль: любой компромисс между православной и католической церквями, последняя истолковывает в свою пользу.

Если бы пресловутый компромисс, о котором католическая пресса рапортует, ссылаясь на православного клирика о. Александра Синякова, был реальностью (кстати, последний не уточнил, были ли возвращены захваченные униатами православные храмы на территории Украины), вероятно, Киев и Москва должны были в первую очередь информировать общество о позитивных переменах. Этого, однако, не произошло.

Несмотря на это, католические СМИ объявляют, что «дискурс Москвы изменился». И это, несомненно, заслуга папы Бенедикта XVI-го, который во-первых, назначил «правильного» епископа на московскую кафедру, а во-вторых, гармонизировал ситуацию на Украине. О небольших «конфузах», типа заявления Ватикана о невозможности осуществления церкви Христовой в других конфессиях, не упоминается вовсе. Видимо, именно это имел в виду о. Всеволод Чаплин, когда удивлялся удивительной способности католиков дистанцироваться от любого рода «разбора полетов», а «через пару месяцев обниматься и вести диалог» (по иронии судьбы в объятиях парижского архиепископа Святейший оказался как раз через два месяца после громкого заявления Папы).

Более того, в представлении католической стороны, если и существуют «проблемные» в свете радикального сближения с католиками моменты, то они есть скорее у Московского Патриархата. Один их них, как уже было сказано – антиэкуменическое крыло – бывшие зарубежники. В этом смысле, католики признают, что «не все идет как надо» — в экуменическом плане. Другая – особенно болезненная для РПЦ – и здесь как нельзя кстати посредничество римо-католической церкви – это противостояние различных Православных Церквей. Примечательно, что образ Православия словно нарочно связывается с некой «совокупностью различных церквей» (l’ ensemble des orthodoxes), в то время как Римо-католицизм предстает в своем предвечном незыблемом единстве. И здесь представители «церкви-сестры» не без особого удовольствия отмечают, что в официальной парижской программе пребывания патриарха не значилось мероприятие, которое, тем не менее, состоялось, и имело, по-видимому, «очень деликатное» значение. Речь идет о встрече Патриарха с членами Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ), на официальное приглашение которой он действительно ответил отказом.

АПЕФ, созданный в 1997 году, возглавляется сегодня митрополитом Галльским Эммануилом (Константинопольский Патриархат) и фактически контролируется т.н. Вселенским Патриархом. Ассамблея недвусмысленно заявляет об экуменической направленности своей деятельности. Она заключается в том, чтобы, во-первых, быть объединенным представителем Православной Церкви во Франции и Западной Европе, и – соответственно, участвовать от ее лица во всех «межхристианских» диалогах. Во-вторых, АПЕФ ставит задачей объединить многонациональные православные приходы русского обряда «не пожелавшие быть поглощенными Русской Православной Церковью, возрождающейся после советской разрухи» и решившие «сохранить свою идентичность» вопреки призыву Патриарха Алексия II ко всем православным русского происхождения, проживающим на территории Европы, объединиться под юрисдикцией матери-церкви. Представители АПЕФ не скрывают, что смысл этого объединения – возвращение к единству с римской Церковью.

Упомянутое обращение Святейшего с предложением о создании Новой Метрополии, которая могла объединить всех православных Западной Европы с учетом полиэтничности приходов было озвучено еще в 2003-м году. Именно АПЕФ сделала тогда все возможное, чтобы, как выражается секретарь экзархата русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) Михаил Соллогуб, не допустить поглощения европейского Православия, на тот момент уже обретшего собственную идентичность, со стороны Московского патриархата. Более того – чтобы «не допустить раскола» (!) в едином и сохраняющем своеобразие западном православии – указанная структура активно содействовала переходу храмов в Ницце, Биарицце и Байонне под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Как известно, это сопровождалось открытым игнорированием русской составляющей этих приходов, которая признавалась «не являющейся частью» последних. Сегодня французское правосудие занимается рассмотрением упомянутых инцидентов, что, в свою очередь, истолковывается Константинопольским Патриархатом как проявление монополистских тенденций Москвы, которая готова «возбуждать судебные процессы, несмотря на возможный вред единству православных во Франции».

Накануне приезда Патриарха в Париж тот же профессор Соллогуб выступает в СМИ с заявлениями о том, что предстоящий визит является великим событием для представляемой им организации, уточняя, что приезд Патриарха станет своего рода испытанием для европейского православия на крепость и единство. Значение же этого испытания, по его мнению, заключается в том, что Русская Православная Церковь должна подтвердить, что она более не стремится к созданию поместной Церкви в Европе, что ее единственной целью выступает забота о русских, проживающих во Франции, а отнюдь не прозелитизм. Таким образом, от лица Фанара Москве вернули ее «традиционное» обвинение в адрес католиков.

Сайт Патриархия.ру сообщает, что 3-го октября Патриарх «встретился с православными епископами, осуществляющими свое архипастырское служение во Франции». В ходе встречи (де факто явившейся патриаршим приемом Ассамблеи (АПЕФ) на территории Корсунской епархии, которая представляет РПЦ в Западной Европе) он «высоко оценил значение Ассамблеи православных епископов как координационного и совещательного органа…» и «высказал пожелание, чтобы Ассамблея православных епископов Франции представляла согласованный голос всех православных этой страны. По словам Святейшего Патриарха, этому способствовало бы, в том числе, принятие решений и утверждение совместных заявлений Ассамблеи путем нахождения общего согласия, консенсуса». Из чего даже у не ангажированного читателя должно возникать подозрение о том, что отнюдь не «консенсус» и не принцип соборности правят в этом «совещательном органе». Особенно это проявляется, как следует из слов Святейшего, в межхристианских (межконфессиональных) диалогах, где АПЕФ представлена ее председателем, а следовательно, Константинопольским Патриархатом. В связи с чем Патриарх счел уместным предложить каждой епархии поочередно принимать участие в такого рода мероприятиях, представляя АПЕФ.

«Ла Круа», однако, иначе описывает то, что происходило на этом «внепротокольном» приеме у Патриарха: «В четверг утром на закрытой встрече с православными епископами Франции он подчеркнул, что не будет испытывать враждебности к АПЕФ только если будет рассматривать ее как совещательный орган епископов, а не как зародыш поместной православной Церкви». Этим замечанием Патриарх дал понять католической стороне, что отнюдь не Московский Патриархат, а «Вселенский» заинтересован в «прозелитизме» на канонической территории римо-католической Церкви.

Несмотря на полное удовлетворение результатами патриаршего визита во Францию, озвученное в официальных коммюнике Ассамблеи, по завершении последнего профессор Соллогуб делает «программное» заявление, где высказывает сожаление по поводу того, что глава возродившейся Русской Православной Церкви по прежнему имеет тенденцию игнорировать «скромное, но реальное» присутствие независимого Православия во Франции. Профессор отмечает, что экзархат русских приходов в Западной Европе – наиболее древняя и многочисленная часть последнего. Он включает 40 приходов, монастырь и богословский институт. Будучи основан в 1921 году по благословению Патриарха Тихона митрополитом Евлогием, экзархат пережил настоящую трагедию в 1930-м, когда митрополит Евлогий был запрещен Московским Патриархатом из-за «участия в молитвенных собраниях в поддержку христиан, преследуемых советским режимом». Именно этот запрет обусловил переход экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (Patriarcat Œcuménique). Сегодня многочисленные верующие, объединенные экзархатом, — замечает богослов Соллогуб, — с болью воспринимают попытки Москвы присвоить исторически брошенные храмы в Ницце и Биарицце, оценивая эти действия как пренебрежение их особой идентичностью (identite specifique). И можно только сожалеть об отказе Патриарха Алексия II принять официальное приглашение экзархата и Института св. Сергия, что, несомненно, позволило бы ему «составить более четкое представление о православии во Франции – его разнообразии и стремлении к единству».

Заметим, что «игнорирование» и определенное недоверие, если не сказать больше, проявленное со стороны Святейшего к органу объединенного европравославия, не выгодно и самому экзархату. Напряженные отношения с Корсунской епархией, отстаивающей интересы Русской Православной Церкви в рамках АПЕФ, и скрытое противостояние Москвы и Фанара в определенной степени подрывают легитимность Ассамблеи как единственной репрезентации Православия во всей его полноте. Между тем, именно эта легитимность позволяет ей принимать участие от имени Православия в политических процессах, к которым французское правительство привлекает католиков, православных, протестантов и мусульман.

В связи с этим беспокойство у руководства АПЕФ вызвали официальные визиты Московского Патриарха к президенту Франции Н. Саркози и министру Внутренних дел М. Аллио-Мари (которой также поручен контроль над сферой культов). Когда мы представляем себе, что приезд Патриарха Алексия во Францию и его официальные приемы у политического руководства этой страны являются репрезентацией Православия, мы, по-видимому, сильно ошибаемся. Действительно, с точки зрения АПЕФ, речь идет в данном случае, либо об интересах русских, проживающих на территории Франции – и только! – либо об альтернативной «репрезентации» Православия во Франции, что входит в противоречие с интересами «Вселенского» Патриарха.

В этом смысле интересы Экзархата русских приходов (КП) и Римо-католической Церкви во Франции сходятся. Обратиться именно к русским, а не ко всем православным и не ко всем христианам, побуждали Русского Патриарха хозяева Нотр-Дам. Именно такое взаимное прекращение «прозелитизма» (под которым подразумевается отказ от конфронтации с Константинопольским Патриархатом) на территориях, признанных каноническим территориями другой Церкви, было условием, предшествовашим европейскому «паломничеству» Святейшего. Мы сворачиваем прозелитизм и униатство на Украине, вы – отказываетесь от проекта создания поместной Церкви в Западной Европе. Именно поэтому, видимо, Патриарх и обратился из Нотр-Дам ко “всем православным, ко всем христианам…», а не только к зрителям канала Russia Today.

Надо сказать, что уже в день отъезда Святейшего из Парижа, мадам Аллио-Мари направила обращение к АПЕФ с целью заверить Ассоциацию, что для политического руководства Франции именно она остается репрезентантом Православия в Европе, а храмы Ниццы и Беариццы охраняются законом о собственности и не будут кому-либо переданы.

Между тем, политическое сотрудничество европравославия с мусульманами и христианскими конфессиями приносит свои плоды. Так, спустя две недели после визита Патриарха, правительство Саркози приглашает представителей различных религиозных организаций – в том числе АПЕФ – принять участие в работе «технической группы», созданной для обсуждения «доклада Машелона» и ускорения принятия нового закона об иммиграции. Новый закон, разработанный на основе упомянутого доклада (в котором было предложено ввести муниципальное финансирование для всех религиозных организаций, действующих на территории Франции, и тем самым, признать за исламом статус второй религии Европы), одновременно с легитимацией «религиозного фактора» предлагает систему жесткой фильтрации потока иммигрантов и систему тестирования тех, кто въезжает в страну для «воссоединения с семьей». На сегодняшний день «закон Саркози», как его тут же прозвали, уже принят французским парламентом и успел спровоцировать множество проблем как юридического, так и идеологического характера. Легитимация ислама в сочетании с жесткой зачисткой потока мусульман приветствуется правым флангом, для которого действующий президент был кандидатом «Белой Франции» и резко осуждается левыми, обвиняющими Саркози в попрании святого принципа секулярности Французской Республики, утвержденного в 1905-м году.

Так или иначе, еще до принятия закона (на что Саркози и просил «добро» у представителей религиозных общин) Корсунская епархия официально объявила о том, что она не может поддержать решение АПЕФ, касающееся нового закона об иммиграции и возносит сугубые молитвы о разрешении этой сложнейшей для всей Европы проблемы.

Однако не стоит сомневаться относительно «специфической идентичности» православных приходов, развивающейся под покровительством Константинопольского Патриархата: идентичность Фанара всегда заключалась в том, чтобы служить проводником атлантистских тенденций. И создание «форматного» православного органа в государстве, возглавляемом Саркози, как нельзя лучше соответствует традиционным целям атлантизма, включающим в себя как экуменизм, так и принцип «легитимности» всего, остающегося нелегитимным, так и – особенно – легкий «антиисламизм», постепенно переходящий и в русофобию.

Сегодня католики и фанариоты сходятся с РПЦ в оценке решающего значения, которое имеет перспектива «общего свидетельства», открытая выступлением Патриарха в ПАСЕ. Католические СМИ обращают внимание, что выступление Патриарха было не просто созвучно последней энциклике Папы, но и местами было похоже на ее цитирование. Что, естественно, встречает одобрение у европейского христианства. Впрочем, есть все основания для сомнений, что в данном случае речь идет о действительном «взаимопонимании», а не о его симуляции. Для Фанара и Ватикана символичен сам факт перехода «дискурса Москвы» на правозащитную риторику; содержание – пусть даже революционное по отношению к западной традиции – их мало захватывает. В современном мире правит Речь, а не Слово. На дискурсивном уровне Москва демонстрирует лояльность еврохристианам и их режиссерам, на уровне Слова – демонстрирует разрыв и дистанцию. Впрочем, никак не используя в своих интересах и в интересах России двусмысленность той ситуации. В отличие от Фанара и Ватикана, которые не преминут этим воспользоваться.


Яна Бражникова
Источник:"Правая.Ru"


 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)