16 декабря 2007 г. ТВЦ: "Спецназ Ватикана"
ВЕДУЩИЙ: В Москве, в российской столице, открылось представительство одного из самых загадочных орденов Римско-католической церкви – "Опус деи", который за 80 лет существования оказался в центре множества шпионских романов и абсолютно реальных детективных историй. Целью организации является религиозное обновление общества и его реорганизация. Считает, что для воплощения этих целей члены "Опус деи" практикуют в том числе и методы из арсенала спецслужб: проникновение в структуры государственной власти и восхождение к вершинам политического и экономического влияния. Зачем приехали в Москву рыцари Ватикана, узнавал
Александр Марков.
КОРР.: В этом здании, расположенном в самом центре Москвы, в одной из квартир находится недавно открытое московское представительство организации "Опус деи". Ее руководство поначалу даже согласилось на интервью, но потом отказалось. Дело в том, что пришло жесткое распоряжение вышестоящего начальства этой организации: никаких комментариев. Это неудивительно, ведь "Опус деи" привыкла действовать тайно, не афишируя свою деятельность, как и все спецслужбы мира. Кто-то называет "Опус деи" церковной мафией и тоталитарной сектой, кто-то – новыми иезуитами и рыцарями церкви. В последние годы борцы за "Божье дело" (именно так переводится с латыни "Опус деи") стремительно набирает вес и влияние в католическом мире, оставив далеко позади все остальные монашеские ордена с многовековой историей. Кстати, в этом одна из отличительных черт рыцарей церкви. Кажется, что "Опус деи" существовал всегда. Хотя на самом деле орден просто младенец по сравнению с теми же иезуитами. Основал ее менее 80 лет назад испанец Хосе Мария Эскрива де Балагер.
Григорий БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, писатель: Ему было послано ведение в двадцать восьмом году. Он увидел структуру своей организации, и он увидел мир, населенный людьми, суть которых – святая. То есть мир, исполненный святыми. По сути говоря, именно эту цель он претворял все 50 лет служения на духовной мине.
КОРР.: Вскоре после образования ордена в Испании разгорелась гражданская война. "Опус деи" занял четкую позицию защитника церкви от безбожников-республиканцев. И вскоре представители ордена заняли ключевые кресла в кабинете министров при Франко. С этого момента рыцари начинают постигать науку управления народами на практике, и как следствие расширять сферу влияния. Уже в конце сороковых "Опус деи" перебирается в Италию, поближе к Ватикану. В Италии в это время сильны левые настроения, и многие эксперты сходятся во мнении, что главным препятствием на пути коммунистов к управлению страной стал "Опус деи". Это была первая серьезная победа. Об ордене заговорили как о реальной силе. Штаб-квартира ордена переносится из Мадрида в Рим. Но отношение верховных иерархов к "Опус деи" было далеко не таким, как хотелось бы рыцарям. Критики считают "Опус деи" опасной организацией. В начале своего существования орден даже назвали новой ересью из-за призыва к всеобщей святости. Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости "Опус деи". Их позицию активного действия критики считают стремлением управлять миром. Есть сведения, что "Опус деи" применяет многие практики, свойственные сектам и спецслужбам, в связях с которыми рыцарей подозревают и, похоже, обосновано.
Постепенно орден стал настолько влиятелен, что его начинают бояться даже кардиналы. Впрочем, за одним исключением: польский кардинал Кароль Войтыла открыто симпатизировал рыцарям, и историки религии уверены: без поддержки "Опус деи" Войтыла никогда бы не стал папой Римским, а без поддержки понтифика Иоанна Павла II вряд ли бы "Опус деи" мог бы занять такое место под солнцем. Они всегда помогали друг другу. Однажды организация перечислила на счет банка Ватикана миллиард долларов и спасла папский двор от неминуемого банкротства. В благодарность Иоанн Павел II предоставил ордену полную самостоятельность и право на тайную деятельность. "Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках Божьих, который не останавливается перед тем, чтобы размышлять для чего он делает то или иное".
Широкая публика узнала о том, что у нее под боком существует тайная могущественная организация, из книги Дэна Брауна "Код да Винчи". Один из главных героев в ней, монах-альбинос, как раз из "Опус деи". Впрочем, образ "Опус деи" в этом произведении не имеет ничего общего с реальной организацией, кроме тех самых вериг и самобичевания. Вериги на бедрах два часа в день, самобичевание раз в неделю. Вообще, правила жизни в ордене строгие. Завет основателя гласит, что молодые люди должны отдавать себя "Опус деи" без остатка. Комнату члена ордена почти всегда украшает керамический ослик, символ покорности, подчинения и послушания, а левую руку – специальное кольцо. Впрочем, его носят не все. Дело в том, что орден не совсем монашеский. Высшие иерархии – люди церкви, они все соблюдают целибат, живут в центре "Опус деи" и отдают ордену все заработанное и в завещании отписывают ему все. Ну а 70% рыцарей – люди светские, они могут жениться и выходить замуж, а ордену отдают всего лишь часть своей зарплаты. "Никому и никогда не следует сообщать о своей принадлежности к "Опус деи", за исключением тех случаев, когда на то дано прямое разрешение". Попасть в орден очень сложно. Сложнее, чем в советское время в КПСС. Рекомендации и кандидатский стаж – пять лет минимум.
На данный момент в ордене состоит чуть больше 90 тысяч членов. Полный список рыцарей известен лишь главе ордена. На протяжении всей истории "Опус деи" предпринимал отчаянные попытки сохранить в тайне не только состав, структуру организации, но и саму деятельность рыцарей церкви. И, надо сказать, преуспел в этом деле. Большая часть информации об "Опус деи" остается недоступной даже для иерархов католической церкви, но противники ордена тоже не лыком шиты, и кое-что тайное стало явным. Есть документальные свидетельства того, что "белое масонство" может требовать от Ватикана и получать желаемое. И самое главное: рыцари не просто стремятся к власти – они владеют ею, просто пока не всюду, где им бы хотелось. "Разве ты можешь быть рядовым? Стадный ли ты человек? Ты же родился, чтобы стать вождем". Тайное мировое правительство, то, чем так долго пугали человечество, похоже, все-таки существует, и на левых руках его министров скромное кольцо, а на плечах – мантия рыцарей церкви. Одна из главных задач ордена – продвижение своих членов на высшие посты в экономике и политике. Орден неоднократно участвовал в свержении неугодных ему режимов. Один из самых известных примеров – Чили, где рыцари помогли Пиночету, а потом вошли в состав его кабинета министров. Впрочем, случаются и провалы. В Венесуэле представители ордена практически свергли Уго Чавеса, однако верные президенту армейские части освободили его и вернули власть в стране. Однако, судя по тому, как лихорадит Венесуэлу, ошибка будет исправлена.
"Мы помогаем христианам осознать свое назначение". Орден считают наиболее действенным механизмом продвижения католицизма, и появление рыцарей в России немедленно насторожило Русскую православную церковь, и так встревоженную усилившимся в последнее время прозелитизмом католиков.
Отец ВАЛЕНТИН: Мы видим, как западное христианство, простите меня за такое выражение, оно принадлежит не мне, а известному церковному историку Аристидесу Пападакису, занимается церковным колониализмом. Оно пытается подпитываться из тех религиозных корней, из той религиозной жизни, которая сохранилась у нас в стране.
КОРР.: Проще говоря, теряя пасту в исконно католических странах, Ватикан пытается восстановить ее за счет стран исконно православных.
Виктор АКСЮЧИЦ, христианский философ, публицист: Известно, что руководство ордена входит в круг руководства Ватикана, которое разделяет мистику Фатимы, а именно пророчество Фатимской Божьей матери, для которых основным было пророчество о России, о том, что Россия возродится после страшного периода богоборчества и религиозное возрождение России послужит возрождению мира, Европы и католицизма в том числе.
КОРР.: Сами рыцари утверждают: они приехали в Россию учиться и наблюдать. Активной пропаганды не предполагается, но, исходя из опыта работы "Опус деи" в других странах, скорей всего, пока.
Виктор АКСЮЧИЦ, христианский философ, публицист: Они, прежде всего, всегда и везде заботятся о будущем. Мы увидим здесь со временем организацию различных молодежных структур, лагерей, учебных каких-то организаций, начиная с катехизации, то есть первоначального церковного обращения, а затем уже пройдут годы, и здесь будут пытаться у нас в России строить католические университеты.
КОРР.: И никто не поручится, что выпускники этих университетов будут ставить во главу угла интересы своей страны. К тому же всегда есть люди, которые на все готовы ради карьеры и власти. Именно такие души и ловит "Опус деи".
Источник: "Интерфакс-Религия"