Накануне начала очередного хаджа – ежегодного паломничества мусульман со всего мира к святыням Мекки и Медины – уполномоченный Совета по хаджу, член комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ
Ахмед Билалов в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал о ходе подготовки к поездке в Саудовскую Аравию тысяч верующих из России.
- Сколько российских мусульман отправится в паломничество в нынешнем году?
– Хадж совершат 25 тысяч россиян. Кроме того, из России отправятся в паломничество иностранцы, которые работают и временно проживают в нашей стране, их будет тысяча человек.
- Каким образом в этом году определялась квота на хадж? Почему она составила 25 тысяч, если Саудовская Аравия обычно выделяет тысячу мест на каждый миллион мусульман конкретной страны, а в России, по словам нашего президента, проживает 15 миллионов мусульман?
– Квота определяется согласно договоренности стран-участниц Организации Исламская конференция. По этому международному правилу совершить хадж может один человек от каждой тысячи мусульман, проживающих в заинтересованной стране. По последним сведениям, в России проживает 20,5 миллионов мусульман, и официально наша страна имеет право претендовать на квоту в 20,5 тысяч человек, о чем первоначально мы и рассчитывали договариваться. Но уже в самом начале подготовки к хаджу стало понятно, что желающих совершить паломничество гораздо больше – примерно в два раза. Тогда хадж-делегация посетила Саудовскую Аравию, где просила предоставить россиянам 5 тысяч дополнительных мест. Ответ был положительным. Тут свою роль сыграли и исторический визит президента России к саудовскому королю Абдалле ибн Абдель Азизу, и заявления о том, что долгое время по разным причинам российские мусульмане были оторваны от глобального религиозного общения.
- Чем обусловлены довольно высокие цены на хадж – от полутора тысяч долларов на человека? Монополией турфирм или политикой Саудовской Аравии?
– Начнем с того, что хадж – это не банальная туристическая поездка. Паломничество сопряжено с высокими рисками, это тяжелое испытание не только в физическом плане, но и в эмоциональном. Среди паломников есть люди действительно преклонного возраста – старше 70 лет. Понятно, что безопасность и сервис должны быть на высоком уровне, чтобы у верующих не болела голова о том, как добраться из одной точки в другую, где поселиться, что поесть, как быть в непредвиденных ситуациях. Понятно, что обходится это не всегда дешево. В этом году Совет по хаджу настоял на увеличении суммы страхового возмещения по полисам паломников до 100 тысяч долларов по отдельным видам рисков. Это приведет к незначительному подорожанию стоимости страховки – на 10-20 долларов для "наземных" паломников. Эти деньги – небольшая цена за то, чтобы, к примеру, обеспечить перевозку тяжелобольного на Родину специализированным медицинским самолетом, а такая необходимость в практике российского паломничества уже не раз возникала.
- Как распределяется квота по регионам России? Растет ли среди паломников доля мусульман, проживающих вне пределов Северного Кавказа?
– В этом году квота распределилась на основе взаимного соглашения всех представителей духовных управлений, входящих в Совет по хаджу. Муфтии или их представители высказали свои пожелания, и в основном все остались удовлетворены. Если у одного из духовных управлений оставались лишние места, они передавались туда, где их не хватало. К примеру, Духовное управление мусульман Татарстана часть своей квоты уступило Духовному управлению европейской части России.
Естественно, наиболее простой и справедливый способ распределения квоты – это "правило ОИК", то есть один человек на каждую тысячу мусульман, относящихся к приходам того или иного духовного управления. К этому правилу мы намерены стремиться, с каждым годом квоты духовных управлений будут мягко корректироваться. Уже в этом году число паломников от Совета муфтиев России возросло с 1200 до 3400 человек, 1000 паломников прибавилось из Татарстана, с 800 до 1400 человек увеличилась квота Ингушетии, а количество дагестанских паломников при этом сократилось.
- Сохранились ли бесплатные приглашения на хадж, весьма распространенные в начале 1990-х?
– Духовное управление мусульман европейской части России организовывает благотворительный хадж. У них предусмотрено для этого какое-то количество мест, достаточно значительное. За счет средств благотворительных фондов отправляют и часть паломников из Чечни.
- Каким образом будет обеспечиваться медицинское обслуживание паломников, а также их безопасность во время участия в многочисленных ритуалах? Будет ли проводиться вакцинация?
– Вопросы вакцинации ежегодно решаются в рабочем порядке. Сама вакцина действует несколько лет, поэтому каждый год заказывается необходимое количество новых доз для тех, кто совершает хадж впервые, или для тех, кому уже необходима повторная инъекция. Помимо этого, медицинское обслуживание будут обеспечивать 12 врачей и машины скорой помощи, которые высылает Республика Дагестан.
- Как проходили последние переговоры российской хадж-миссии с Саудовской Аравией? Удовлетворены ли Вы нынешним уровнем сотрудничества, и каковы его перспективы?
– В отношениях с Саудовской Аравией большую роль сыграл недавний визит Владимира Путина к королю Абдалле. Многие вопросы, которые годами не решались, после этого были сняты. Например, наконец-то на постоянной уже основе установилось воздушное сообщение между нашими странами. Этот момент – один из ключевых при обеспечении безопасности хаджа, тем более что число паломников из России постоянно увеличивается. Вообще внимание, которое на государственном уровне уделяется российским мусульманам, не остается незамеченным в исламском мире, и это хорошо чувствуется по тому, как меняется к лучшему отношение к самой России. Во многом благодаря такой заботливой политике оказались успешными и переговоры по увеличению квоты россиян до 25 тысяч человек. В целом могу сказать, что сотрудничество с Саудовской Аравией развивается успешно, а в последний год – более динамично, чем обычно.
Источник:
"Интерфакс-Религия"