В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Интервью Далай-ламы XIV Тензин Гьятцо

В чем особенность тибетского буддизма, стоит ли изменять своей вере и как отличить традиционных буддистов от шарлатанов, в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал буддийский духовный лидер Далай-лама XIV Тензин Гьятцо.


- Ваше Святейшество, благодаря Вам жители Европы, Америки и России представляют весь буддизм именно как тибетский буддизм. Каким Вы видите будущее тибетского буддизма, увеличится ли его влияние на буддийское сообщество в целом?

– Думаю, да, ведь буддизм – это такая религия... Понимаете, некоторые люди считают буддизм религией практического свойства. Для них нет разницы между буддийскими традициями, будь то пали или санскритская традиция, распространенная на Шри-Ланке, в Тайланде и Бирме, китайский или тибетский буддизм. Существуют центры дзен-буддизма или цейлонского буддизма. Другая категория людей, которых привлекает буддизм, это исследователи. Тут более всего интересен тибетский буддизм. Китайский, японский, тайский, вьетнамский или корейский буддизм – это одна санскритская традиция. А вот тибетский буддизм приходится изучать совершенно отдельно. Бедный Далай-лама, ему приходится учить все это с малых лет, чтобы наконец понять, что учение – свет! Так вот, понимание эмоциональной сферы, искусство контролировать эмоции – это важный аспект тибетской школы, по крайней мере, мы накопили большой запас знаний в этой области. Думаю, для современных ученых тибетский буддизм наиболее привлекателен, и с этой позиции у него большое будущее.

- Какое значение Вы придаете межрелигиозному диалогу?

– Религиозные традиции несут в целом единый потенциал, который призывает человека обратиться к внутреннему миру, но также и к созиданию мира вокруг себя. Этот потенциал дает такие ценности, которые материализм дать не может. К сожалению, в сегодняшнем Китае развитие идет по материалистическому сценарию...

Есть мировые религии, я имею в виду те религии, у которых есть философская основа, а не просто поклонение солнцу или луне безо всякого философского наполнения. Речь идет о таких религиях, как иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, джайнизм. Все они обладают одинаковым ценностным потенциалом. Они существуют тысячи лет и будут существовать. Обычно я выступаю против того, чтобы человек менял религию. На Западе есть тибетские центры. Я всегда прошу их: не занимайтесь обращением людей в свою веру. Когда я приезжаю на Запад с лекциями, я всегда начинаю с того, что говорю слушателям: вы принадлежите к западному миру, ваша традиция – иудеохристианская, отчасти исламская. Гораздо лучше держаться своей веры и не изменять ей. Так мы обеспечим искреннюю гармонию мировых религий на основе взаимного уважения. Буддисты уважают христиан, и наоборот. В этом – залог гармонии.

Думаю, у России есть прекрасная возможность показать себя всему миру как многоконфессиональное государство, но хочется также пожелать, чтобы российское руководство хранило христианскую традицию своей страны.

На деле все религии едины. Одна суть, одна практическая сторона. Некоторые из моих друзей-христиан говорят, что я – добрый христианин(смеется).

- Интерес к буддизму в России, наверно, не менее высок, чем за рубежом, но в последние годы вместе с традиционными направлениями буддизма появилось довольно большое количество сект, называющих себя буддийскими. Не могли бы Вы дать совет христианам, как им отличить традиционных буддистов от самозванцев?

– Я часто повторяю на Западе: многих притягивает буддизм, но не только буддизм, а еще и некоторая форма духовности. Кто-то использует эту возможность, чтобы эксплуатировать других, наживаться, прикрываясь речами о буддизме. И нельзя разобраться, где настоящий буддизм, а где – нет. Сейчас на Западе появляются буддийские монастыри, где можно почерпнуть соответствующие знания. Те, кому интересна наша вера, могут туда обращаться, поскольку их насельники обычно представляют традиционный буддизм. В России также есть буддийские центры, например, в Санкт-Петербурге и Москве. Всем нужна достоверная информация о буддизме, и чем больше ее будет, тем легче людям будет сориентироваться.

- В последний год в России идет очень оживленная дискуссия касательно обязательного введения в средних школах основ православной, а также мусульманской, иудейской, буддийской культуры, чтобы дать детям возможность лучше узнать свои традиции. Как Вы считаете, можно ли преподавать детям такие предметы?

– Безусловно, можно. У меня это не вызывает никаких сомнений.

- Что бы Вы хотели пожелать буддистам России?

– Основной принцип буддизма, особенно в санскритской традиции – максимальное освобождение человеческого сознания. Измени свою эмоциональную сферу, обрети сострадание. Очень важно прибегать к разуму, обретать знания. Обращаюсь к моим братьям и сестрам, российским буддистам: внимательнее изучайте буддизм. Разумеется, важно строить храмы и сооружать статуи Будды, но статуи не умеют говорить. На пороге своей кончины Будда сказал: в грядущем я останусь жить в своем слове, в своем учении. Мы должны помнить об этих словах. Мы должны обратиться к учению Будды как к источнику познания. Неверно думать, что триста томов буддийских писаний – это исключительно религия. Это еще и триста томов литературы. Будем же помнить об этом.


Источник: "Интерфакс-Религия"

 Тематики 
  1. Буддизм   (103)