Павел Умнов
Начнем с одной любопытной цитаты. В июле этого года президент Молдавии коммунист Воронин на встрече с представителями православной церкви сказал:
"Между коммунистической идеологией и христианской доктриной очень много схожестей, и, по нашему, коммунистов, мнению, Иисус Христос был первым коммунистом... Нигде – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – вы не найдете ничего плохого о коммунистах".
В этом чудном высказывании собрано все, что коммунисты хотят знать о христианстве. С одной стороны, им хочется записать Христа в свои ряды, с другой – доказать свою "пушистость" по отношению к христианству и религии, что после событий ХХ века сделать весьма непросто. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов тоже довольно часто говорит о "духовных ценностях" русского народа и о том, что большевики неправильно поступили, когда устроили гонение на веру. В результате может сложиться впечатление, что православие и КПРФ просто созданы друг для друга и являются двумя крыльями некой птицы под названием "социальная справедливость и светлое будущее". А между тем все совсем не так просто. Конечно, в небольшой заметке невозможно обсудить тему "коммунизм и христианство", тем более что о ней написаны сотни статей, но вполне допустимо рассмотреть программу КПРФ и напомнить читателю некоторые факты из взаимоотношений коммунизма и христианства.
Сразу сделаем одну оговорку: мы не рассматриваем КПРФ как прямую наследницу "кровавой гебни" или "ленинско-сталинского режима", более того, мы с удовольствием посмотрели бы на Геннадия Зюганова и его партию как на tabula rasa, но "слова, слова, слова"... КПРФ сама позиционирует себя как идейную преемницу КПСС, а значит, мы вправе переадресовать ей некоторые претензии и предъявить свой "гамбургский счет" этой партии и ее программе.
Сперва дадим хрестоматийный пример из письма Белинского к Гоголю, в котором Христос называется первым революционером. От этой чеканной формулировки совсем недалеко до первого социалиста и первого коммуниста, кои так милы слуху современных левых. Почему нет? Согласимся на минутку, что коммунисты вслед за Христом отстаивают идеи социальной справедливости (об этом писал еще Бердяев в работе о русском коммунизме, предтечей которого он прямо назвал христианство). Тот же Бердяев считал буржуазную мораль и идею личного богатства, по сути, антихристианскими и назвал святителя Иоанна Златоуста "совершенным коммунистом", только куда прикажете деть другие слова того же автора:
"Koммyнизм вoздвигaeт гoнeния нa вce цepкви и бoлee вceгo нa цepкoвь пpaвocлaвнyю, ввидy ee иcтopичecкoй poли. Koммyниcты иcпoвeдyют вoинcтвyющий aтeизм, и oни oбязaны вecти aнтиpeлигиoзнyю пропаганду. Koммyнизм, нe кaк coциaльнaя cиcтeмa, a кaк peлигия, фaнaтичecки вpaждeбeн вcякoй peлигии и бoлee вceгo xpиcтиaнcкoй. Oн caм xoчeт быть peлигиeй, идyщeй нa cмeнy xpиcтиaнcтвy, oн пpeтeндyeт oтвeтить нa peлигиoзныe зaпpocы чeлoвeчecкoй дyши, дaть cмыcл жизни. Koммyнизм цeлocтeн, oн oxвaтывaeт вcю жизнь, oн нe oтнocитcя к кaкoй-либo coциaльнoй oблacти. Пoэтoмy eгo cтoлкнoвeниe c дpyгими peлигиoзными вepoвaниями неизбежно. Heтepпимocть, фaнaтизм вceгдa имeют peлигиoзный иcтoчник. Hикaкaя нayчнaя, чистo интeллeктyaльнaя тeopия нe мoжeт быть cтoль нeтepпимa и фaнатична. Kaк peлигиoзнoe вepoвaниe, кoммyнизм эксклюзивен" (Н.А.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма, глава 7).
Можно, конечно, возразить, что Бердяев – не вполне православный мыслитель, а нынешние коммунисты совсем другие, но в таком случае не стоило КПРФ использовать слово "коммунизм" в своей программе и символике. Не нужно тогда и возлагать цветы к могиле того человека, который призывал к "штурму неба" и к расстрелу "контрреволюционного" духовенства, то есть практически всех представителей всех религий. В этом смысле Ленин четко проводил принцип равенства религий перед властью – все верования, кроме коммунизма, в исторической перспективе должны были исчезнуть. Заметим также, что в 1918 году именно коммунисты поставили памятник Иуде Искариоту как первому революционеру, так что "эстетические расхождения" с христианством получили у большевиков и реальное воплощение.
С другой стороны, в ХХ веке была очень модной идея "христианского социализма", делались многочисленные попытки доказать советской власти свою сверхлояльность и пламенную любовь. Особенно на этом направлении отличились обновленцы, или живоцерковники, которые обвиняли патриаршую Церковь в политической борьбе против советской власти, а сами рассыпались в шумных комплиментах Ленину как почти идеальному христианину и борцу за права бедных. Потом были призывы РПЦ к борьбе за гуманизм и дело мира, в поддержку очередных инициатив страны прогрессивного социализма, но не стоит подобные заявления, сделанные в условиях явной несвободы, принимать за чистую монету.
Это все исторические факты, на которые можно возразить, что бывают плохие коммунисты, как бывают несовершенные верующие, а вот уж на уровне идей христианство весьма близко к коммунизму. Что ж, сравним идеи. Вот, например, цитата о смертной казни из предвыборной Программы КПРФ:
"Жесткие меры будут приняты для подавления преступности и коррупции. Восстановлена смертная казнь за особо тяжкие преступления против личности, за умышленные убийства, организацию наркобизнеса, торговлю людьми".
Вопрос о смертной казни достаточно сложен, в истории было много примеров, когда Церковь поддерживала эту идею, но очевидно, что возможность убить человека даже за страшнейшие преступления противоречит новозаветным принципам как таковым, а уж про судебную ошибку и ложные обвинения и говорить не приходится – от них пострадал сам Христос. Так что идея о ценности человеческой жизни и милосердии ко грешнику не совсем согласуется с данным пунктом программы, но это действительно сложный случай, так что не будем на нем заострять наше внимание и пойдем дальше.
Вот еще одна цитата из программы КПРФ:
"Опираясь на волю граждан, партия начнет демонтаж системы экономического и социального неравенства, реализует в своей политике принципы народовластия".
Это очень хорошие и правильные слова, но только христианство всегда предлагало иной выход – не демонтировать существующую систему социальных отношений, а изменить людские нравы. Христианство не оправдывало социальное неравенство, не порабощало людей, как об этом писали классики марксизма-ленинизма, а говорило о том, что человек может быть свободен даже тогда, когда он раб, но при этом оно призывало богатых помогать бедным и делиться своим имуществом. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо внутреннее изменение каждого человека, а не революция или смена существующего строя. Напротив, Христос всячески отказывался от политической власти и не "оправдал национальных чаяний иудейского народа", который хотел сделать его царем, а Иудею – независимой от римлян. Христос подчеркивал: "Царство мое не от мира сего", а значит, его нельзя назвать в политическом смысле ни социалистом, ни революционером. И уж совершенно определенно христианство не призывает к народовластию, напротив, христианин лоялен к любой власти и в то же время дистанцирован от нее на максимальное расстояние, он не люмпен или маргинал, но человек, понимающий, что социальное устройство не является непреодолимым препятствием для веры во Христа, для спасения. С другой стороны, отчасти прав и Бердяев, написавший:
"Xpиcтиaнe дoлжны пpoникнyтьcя peлигиoзным yвaжeниeм к элeмeнтapным, нacyщным нyждaм людeй, oгpoмнoй мaccы людeй, a нe пpeзиpaть эти нyжды c тoчки зpeния дyxoвнoй вoзвышенности. Koммyнизм ecть вeликoe пoyчeниe для xpиcтиaн, чacтo нaпoминaниe им o Xpиcтe и Eвaнгeлии"
Иными словами, программа КПРФ, как и многих левых партий, иногда совпадает в отдельных пунктах даже не с христианством, а с некими базовыми социальными принципами, лежащими в основе европейской цивилизации, на формирование которой, в свою очередь, оказало влияние христианство. Но такие аналогии не дают еще права привлекать Христа в "свои партийные ряды", делать из него социалиста или коммуниста.
Наконец, в программе КПРФ нет ни слова о христианстве или православии, а есть некая обтекаемая формулировка:
"Государство обеспечит как духовно-нравственное, так и физическое оздоровление общества". Под эту формулировку можно подогнать как православное христианство, так и некое "оздоровительное учение" Порфирия Иванова, что свидетельствует о том, что КПРФ не мыслит себя как партия, базирующаяся на христианских ценностях. Напротив, она мыслит себя прямой наследницей тех людей, которые делали "работу адову" и говорили: "Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем, / Мировой пожар в крови – / Господи, благослови". Строки Маяковского и Блока, по-разному относившихся к октябрьскому перевороту 1917 года, четко показывают антихристианскую направленность большевиков. Они доказали это своими делами.
Что же касается заявления о том, что в Евангелии ничего плохого не написано о коммунистах, то стоит заметить, что это слабый аргумент, хотя бы потому, что в творениях идейных основателей коммунизма написано слишком много плохого о христианстве.
Еще раз отметим, что речь идет не о том, что нынешняя КПРФ – антихристианская партия, мы просто констатируем факт, что в предвыборной программе этой партии содержатся положения, которые не позволяют считать данное произведение текстом, совпадающим с базовыми христианскими нормами. Но даже и это не главное, поскольку, как говорил герой Владимира Соловьева в "Трех разговорах об антихристе", "главное в христианстве – это сам Христос". А следовательно, коммунисты слишком поторопились объявить себя Его единомышленниками.
Источник:
"Русский Журнал"