http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=6920
"Интерфакс-Религия"
Влиятельная международная правозащитная организация Amnesty International подтвердила решение, которое ранее принял исполнительный комитет организации, – поддерживать декриминализацию абортов. Эта политика оставила организацию без одного из самых главных и давних ее союзников – Римско-католической церкви. Как выстраивались и как будут выстраиваться отношения организации и церкви, обозревателям "Газеты" Надежде Кеворковой и Антону Иваницкому рассказал один из самых знаменитых активистов Amnesty International – английский римско-католический епископ Майкл Эванс, также порвавший с организацией.
- СМИ называют вас одним из основателей Amnesty International. Как вы начали ваше сотрудничество с организацией? Вы были знакомы с Питером Бененсоном (британский адвокат, легендарный основатель Amnesty International, в 1958 году принявший католицизм)?
– Я никогда не был знаком с Питером Бененсоном. Не был я и среди основателей Amnesty International. Организация была учреждена в 1961 году, а я присоединился к ней в 1976 году. С тех пор я активный деятель. Я стал сотрудничать с ней, потому что хотел защищать права человека, справедливость, мир. Аmnesty International предлагала практичный и эффективный способ помогать узникам совести, жертвам пыток, тем, кому угрожает смертная казнь, людям, которые были лишены справедливого суда.
- Какую деятельность ведет Amnesty International в школах? В России такой практики нет.
– Многие католические школы аффилированы с Amnesty International. В некоторых действуют школьные группы Amnesty International или другие правозащитные группы. Они принимают участие в таких кампаниях, как написание писем в защиту узников совести.
- Каковы совместные мероприятия Amnesty International и католической церкви в Святой земле, Камбодже, Сальвадоре?
– Епархия Восточной Англии "побратима" с епархией в Камбодже и с Латинским патриархатом в Иерусалиме. И епархия, и некоторые наши приходы поддерживают проекты в Камбодже и палестинских сообществах. Сальвадор вызывает у меня особый интерес из-за моего глубочайшего уважения к архиепископу Оскару Ромеро и к его чистосердечной деятельности по защите прав человека в этой стране в 1970-е годы. Но все это не относится к Amnesty International.
- Расскажите нам какую-нибудь примечательную историю из вашего сотрудничества с Amnesty International.
– С 1979 года я координировал кампанию британского подразделения Amnesty International по освобождению из заключения российского биолога Сергея Ковалева, который большую часть срока провел в "Перми-36". В 1984 году он был окончательно выпущен. Мы проводили масштабные кампании: писали письма, отправляли карточки в советское посольство в Лондоне, Брежневу, Громыко. Мы инициировали петиции от лица британских ученых.
- Насколько высок уровень абортов в Соединенном Королевстве? Стали ли аборты проблемой среди школьников?
– Порядка 200 тысяч абортов проводится в Соединенном Королевстве ежегодно. В том числе их делают тинейджеры и молодежь. Более конкретных цифр по абортам среди молодежи у меня, к сожалению, нет.
- Насколько открыто Amnesty International говорит о своем мнении относительно абортов? Насколько мнение организации может повлиять на взгляд молодежи на аборты?
– Amnesty International не высказывается на эту тему громогласно. Напротив, она старается умалчивать об этом, возможно, зная, какова может быть реакция. Некоторые полагают, что эта политика находится в одном шаге от того, чтобы начать защищать всеобщее право женщин на получение доступа к абортам.
- Можно ли говорить о разрыве католической церкви и Amnesty International?
– Не совсем справедливо говорить о разрыве, потому что они никогда не были соединены. Но теперь значительно труднее католикам работать с Amnesty International, помогать организации финансово.
- Amnesty International и благотворительная деятельность католической церкви – одни из немногих источников помощи бедным и незащищенным. Их огромный вклад в благотворительность особенно заметен в таких регионах, как Святая земля, Латинская Америка и Африка. Не боитесь ли вы, что последние события негативно отразятся на благотворительной деятельности?
– Я полностью согласен с тем, что католическая церковь и Amnesty International и вместе, и порознь работали на благо. Я надеюсь, что они продолжат работать ради соблюдения прав человека. Amnesty International сделала близкое сотрудничество более сложным, приняв политику, которая расходится с католическим учением. Для католиков фундаментальный принцип права на жизнь с первого мгновения очень важен и не подвластен компромиссам.
- Аборты стали большой темой в особенности сейчас, перед президентскими выборами в США. Складывается впечатление, что новые волны обсуждения этой темы спровоцированы лишь для того, чтобы отвлечь внимание общественности от более важных тем. Например, когда речь идет об 1,2 млн погибших иракцев, тема абортов начинает казаться не столь важной.
– Было убито 1,2 млн иракцев или нет – эта тема открыта для обсуждения. Но я подозреваю, что во всем мире ежегодно проводится значительно больше абортов. И не может быть вопроса, что более важно. Если мы перестанем защищать самую ранимую, самую слабую форму человеческой жизни (в чреве матери), то, мне кажется, под сомнение будет поставлено и человеческое достоинство, и права человека.
- Для многих, кто принимал участие в маршах протеста Amnesty International, было важно видеть католических священников и целые приходы, также участвующие в этих акциях. Это добавляло своего рода "духовный вес" левацким группировкам. Существуют ли опасения, что такой солидарности может прийти конец?
– Без сомнения, важно, чтобы католиков видели принимающими участие в подобающих демонстрациях в защиту справедливости. Примером может послужить погибший архиепископ Ромеро. Я уверен, что католики будут продолжать вести подобную деятельность еще более плодотворно и эффективно.
- Все чаще высказываются опасения, что человечество стоит в шаге от огромной войны. Вы разделяете подобные опасения? Если да, то кто с кем, на ваш взгляд, будет сражаться? Протестанты с мусульманами? Западная цивилизация против китайской цивилизации?
– Предсказания большой войны не кажутся мне убедительными. Я сопредседатель Христианско-мусульманского форума в Англии, который служит сближению христиан и мусульман. И большинство из них настроены на социальную сплоченность. Без сомнения, есть серьезные угрозы миру. Но я не предвижу никаких конфликтов, перечисленных вами. Каждый должен делать все возможное для сближения людей на основе взаимного утверждения человеческого достоинства и ответственности.
Надежда КЕВОРКОВА, Антон ИВАНИЦКИЙ
25 сентября 2007 г.