http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=6859
Источник: "Коммерсант"
Сегодня истекает срок ультиматума, который буддийские монахи Мьянмы выдвинули в адрес военных властей страны. Если к полудню военные не извинятся за недавние избиения духовных лиц в городе Пакоку, монахи из организации "Национальный монашеский фронт" грозят объявить властям бойкот и перекрыть дороги по всей стране. Западные эксперты склонны считать, что стране грозит буддийская революция.
Вчера многие западные информагентства наперебой сообщали о том, что Мьянма находится на пороге "цветной революции". По мнению аналитиков, роль мотора революционных потрясений в этой стране, режим которой на Западе постоянно обвиняют в диктатуре и нарушении прав человека, должна сыграть влиятельная община буддийских монахов. Для бирманской революции даже придумали свой цвет по аналогии с событиями в Грузии и на Украине – она станет "бурой", поскольку именно в этот цвет в Мьянме красят одеяния буддийских монахов.
Причиной уверенности в неотвратимости бирманской революции стали события, разворачивающиеся в Мьянме на протяжении последнего месяца, после того как 19 августа военный режим объявил о повышении цен на бензин. Действия властей вызвали резкое недовольство у населения, особенно у самой политически активной части населения – бирманских таксистов, которых решение правительства затронуло напрямую. По всей Мьянме прокатились волнения, к ним в некоторых городах присоединились и монахи. Особенно мощные выступления произошли в городе Пакоку – одном из весьма влиятельных буддийских учебных центров, где сосредоточено несколько крупных монастырей. А две недели назад у демонстрантов начали появляться не только экономические, но и политические требования – легализовать оппозицию и выпустить из-под домашнего ареста нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи. После этого власти города решились разогнать демонстрации. В ходе силовой акции полиции многие демонстранты были избиты. Пострадали и несколько монахов. Эти события вызвали взрыв возмущения по всей стране, а особенно в Пакоку, монахи одного из городских монастырей даже захватили в заложники два десятка полицейских, которых, впрочем, вскоре отпустили.
В конце прошлой недели левая организация "Национальный монашеский фронт" выдвинула ультиматум в адрес властей страны: либо к полудню 18 сентября военные извинятся за избиения в Пакоку, либо монахи начнут действовать. Первым делом фронт пригрозил объявить власти бойкот и отказаться от принятия официальных пожертвований – в буддийской Мьянме это фактически означает объявить о нелегитимности правительства. Затем, если военные не принесут извинений, монахи пообещали перекрыть дороги по всей стране и пойти маршем на столицу.
Военные восприняли угрозу монахов не слишком серьезно. Лишь в субботу в правительственной газете "Новый свет Мьянмы" появилась статья за подписью одного из монахов, в которой автор призывал молодых монашеской общины не принимать участия в протестах. "Это злые духи смущают чистые умы молодых монахов и подталкивают их к бунту", – утверждал он. Кроме того, власти на всякий случай блокировали телефоны многих диссидентов.
Зато среди находящихся в изгнании с 1962 года бирманских оппозиционеров демарш "Национального монашеского фронта" вызвал небывалый прилив энтузиазма. "Все, что хунта сотворила в Пакоку, совершенно возмутительно. Теперь монахи по всей стране сильно разозлились. Скоро к ним могут присоединиться подпольные профсоюзы, студенты и другие активисты. Тогда в стране начнется небывалый хаос", – заявил вчера Цзин Лин, возглавляющий министерство информации в национальном коалиционном правительстве Бирманского союза – правительстве в изгнании, которое базируется в Вашингтоне. "Все это может вызвать раскол в самой хунте, а часть военных встанет на сторону народа", – радостно вторила ему Су Ан, активистка оппозиционного движения "Национальный совет Бирманского союза", которое базируется в Таиланде.
Впрочем, многие независимые эксперты сомневаются в неотвратимости демократической революции в Мьянме. "Такие локальные протесты происходят в Мьянме постоянно уже на протяжении последних десяти лет. Власти смотрят на них сквозь пальцы, но на Западе говорят об активизации демократического движения в Мьянме. Однако за десять лет никаких изменений в политической системе страны это не вызвало, – заявил Ъ ведущий специалист по Мьянме Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Кириченко. – Впрочем, в Мьянме любое локальное событие может перейти и на общенациональный уровень".
Александр ГАБУЕВ
18 сентября 2007 г.