|
В.Л.Гинзбург. Точка зрения ученого-атеиста
Портал Credo.Ru
Выступление на международной научной конференции в Институте Европы РАН в ноябре 2004 г.
Сборник "Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерение", М., 2006
На форуме, в котором участвует так много представителей религиозных объединений, каждый неверующий человек, хочет он того или нет, чувствует себя белой вороной. Такое ощущение возникло у меня, когда я впервые пришёл в Институт Европы в марте 2002 г. на заседание "круглого стола", посвященное взаимоотношениям науки и религии. И на нынешней конференции в том же зале рядом с учёными-социологами, философами, историками – известные деятели разных вероисповеданий. Я же – физик и никакого отношения к религиозным вопросам или религиоведению не имел и не имею.
В советское время по понятным причинам позиция атеистов, то есть большинства членов общества, не вызывала ни у кого никаких вопросов. Однако с некоторых пор начала вызывать. Сегодня у нас стало модным демонстрировать собственную религиозность. Высокопоставленные чиновники и генералы надели крестики и ходят на богослужения. Хотя при этом часто не умеют даже свечку держать в руках и правильно креститься. Опять, как и при советской власти, страну охватила показуха, только с обратным знаком. Теперь вместо "борьбы с религиозными предрассудками" нас зовут на "защиту традиционных ценностей", главной из которых объявляется православие.
Мне кажется диким, когда образованный человек верит в чудеса, хотя я понимаю, что человеку свойственно искать истину даже в иррациональном. И в науке есть много вопросов, на которые я не могу ответить. Например, о происхождении жизни. Поэтому, если кто-то говорит, что верит в Бога, в Высшую силу или во что-то подобное, то это его право. В то же время для меня совершенно очевидно, что современный образованный человек не будет верить в астрологию. А ведь религия во многом стоит на уровне астрологии.
Если человек хочет ходить в церковь, мечеть или синагогу, пусть ходит. Иногда я даже завидую верующим: если бы я верил, мне было бы легче жить. Но мой разум отказывается идти по этому пути. Я не могу принять чудеса, не могу поверить в божественное происхождение священных книг: многое в них коренным образом противоречит моим научным представлениям. Я готов согласиться с тем, что Тора, Библия и Коран – ценные исторические и литературные памятники, но не согласен считать их священными. Тем более, что вижу в них вопиющие противоречия, которые, на мой взгляд, должны были бы насторожить любого объективного читателя.
Так, Ветхий Завет дал верующим прекрасные заповеди Моисея, такие, например, как "не убий", а Новый Завет – Нагорную проповедь Христа, где горячо приветствуются миротворцы, которые "будут наречены сынами Божиими". Однако в той же Библии можно найти повторяющийся на богослужениях из века в век вплоть до наших дней псалом 136-й, который завершается словами: "Блажен кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень". И подобных примеров – множество как в священных книгах верующих иудеев и христиан, так и в Коране.
Нужно ли удивляться тому, что религия использовалась и используется для обоснования поступков и действий, диаметрально противоположных по своему характеру? Вера в Бога нередко способствовала сплочению народов на борьбу за мир и справедливость. И она же становилась знаменем для развязывания агрессивных войн и оправдания расового, социального и политического гнета, чьими жертвами оказывались миллионы людей.
Я всегда подчеркиваю, что не являюсь специалистом в области религиоведения. И просто защищаю, с моей точки зрения, элементарные вещи. Думаю, что образованные люди рано или поздно перестанут верить в чудеса, так как чудо противоречит науке. С моей точки зрения, все это просто театр, который понадобился для объяснения причин непонятных явлений. Сейчас людям это уже не нужно.
Как атеист я отрицаю религию, и у меня не возникает никакого вопроса. Наука постоянно развивается, открывает все новые и новые явления. А деизм не меняется: он остается таким, каким был сотни лет назад. Он не предлагает никаких новых аргументов в защиту религиозного мировоззрения. Атеист надеется, что наука будет приносить человечеству все больше и больше полезных знаний, а в религии по большому счёту все остаётся неизменным.
К сожалению, нередко люди, даже весьма образованные, смешивают атеизм и воинствующее безбожие. Между тем, видеть в неверующем воинствующего безбожника – это всё равно, что считать каждого правоверного католика сторонником инквизиции. Я же являюсь атеистом и остаюсь при этом убеждённым сторонником свободы совести, свободы не верить в сверхъестественные силы или сделать свой личный выбор в пользу той или иной религии. Мне близка и понятна позиция Вольтера, который говорил о готовности умереть за право любого человека выражать идеи, в корне расходящиеся с его собственными.
Я сторонник того, чтобы каждый интеллигентный человек был знаком с основными положениями различных религий, с Ветхим и Новым Заветом, Кораном, с историей религиозных движений, с отражением религии в произведениях культуры и искусства. Эту информацию полезно донести не только до взрослых – жертв тоталитарной системы государственного атеизма, но и до молодого поколения, в том числе до школьников. Однако делать это надо аккуратно и тактично, не впадая ни в пропаганду религии, ни в насаждение неуважения и нетерпимости к верующим.
Если же в светской школе под предлогом изучения "основ православной культуры" (или любой иной религиозной культуры) начнут внедрять в сознание подрастающего поколения слепую религиозность или, хуже того, идею обязательности вхождения в ту или иную "церковную ограду", мы получим при вступлении юношей и девушек в самостоятельную взрослую жизнь безликую серую массу, не способную мыслить самостоятельно и готовую слепо идти за "духовными пастырями", которые из века в век злоупотребляли доверием своей "паствы".
Успехов вам в вашей работе!
|