http://www.rbcdaily.ru/2007/08/31/focus/290295
Стелла Гаврилова
RBC Daily
Шведская газета опубликовала провокационную карикатуру на пророка Мухаммеда
В Швеции назревает карикатурный кризис наподобие того, что случился в Дании в 2006 году. Тогда публикация карикатур на пророка Мухаммеда вызвала по всему миру масштабные выступления мусульман, в результате которых погибли десятки людей. Но если в тот раз реакция исламского сообщества была запоздалой и во многом неожиданной, то в этот раз, публикуя работы скандального шведского художника, руководители газет подчеркивают провокативный характер публикаций. Реакция мусульман не заставила себя ждать. Вчера МИД Пакистана выразил официальный протест посольству Швеции в связи с публикацией, а 27 августа протест против карикатуры уже выразил МИД Ирана. Кроме того, сегодня шведская организация «Исламский культурный центр» проведет митинг у здания редакции газеты Nerikes Allehanda в городе Эребру. Теперь многие в Швеции и в мире задаются вопросом: что будет дальше.
Рисунок шведского художника Ларса Вилкса изображает собаку с лицом бородатого мужчины в чурбане. Чтобы сомнений в том, чье лицо изображено на рисунке, не возникло, художник ее подписал: «Собака Мухаммед в круговом движении». Автору долго не удавалось найти галерею, которая согласилась бы выставить этот и другие подобные рисунки. Галеристы отказывались «приютить» работы «из соображений безопасности». В результате ее опубликовал ряд шведских газет, в том числе и вышеупомянутая Nerikes Allehanda, поместившая рисунок рядом со статьей о свободе слова.
В Швеции, как и ожидалось, публикация работ вызвала оживленную дискуссию. Шведы устали от навязанной им политкорректности, и карикатура, по мнению большинства обозревателей, должна возвратить не только право на свободу слова, но и право на свободу искусства. Способно ли шведское общество противостоять явным или скрытым угрозам мусульман проявлять насилие в ответ на то, что их «обидели»? Публикация подобного рисунка – это «грубое оскорбление религиозных чувств мусульман», говорится в ноте пакистанского МИДа, направленного в шведское посольство в этой стране. «К сожалению, среди европейцев растет тенденция смешивать свободу слова с прямым и намеренным оскорблением 1,3 млрд мусульман в мире», – поясняется в документе.
Пакистан собирается написать обращение в Организацию исламская конференция (ОИК), объединяющую 57 мусульманских стран, для консультации. Руководство страны намерено также инициировать разработку совместного плана действий мусульманских государств «в случае будущих подобных провокационных публикаций». Представители Швеции в свою очередь заверили пакистанскую сторону, что считают публикацию карикатуры неудачной. По словам шведского дипломата, правительство Швеции «полностью разделяет взгляды мусульманского сообщества».
А советник посольства Швеции в Иране Гунилла фон Бар объяснила представителям иранского МИДа в ответ на подобные претензии, что шведские средства массовой информации имеют право публиковать материалы без предварительной консультации с правительством. Заместитель председателя Ассоциации издателей Швеции П.О. Вэрринг отметил, что вне зависимости от того, что думают читатели по поводу тех или иных карикатур, возможность их публикации и общественного обсуждения исключительно важна с точки зрения демократических свобод и их реализации на деле. «Смысл свободы выражения состоит в том, что она допускает – и защищает – не только удобные, безобидные и однозначные точки зрения, но также и те, что отличаются безвкусием, противоречивостью, способностью расстроить и оскорбить». Вэрринг также призвал правительство к защите шведской традиции свободы прессы, свободы вероисповедания и других форм свободного самовыражения. Однако сможет ли правительство защитить шведские традиции – остается под вопросом.
По мнению экспертов, необходимость в подобной провокативной публикации давно назрела. Каждый имеет право критиковать то, что хочет – таков лейтмотив дискуссии. «Мусульмане должны понимать, что они – гости Швеции, и если хотят здесь жить, надо принимать здешние порядки, а не критиковать их. Вы ж не домой к себе пришли, а в чужую страну, с чужой культурой, в которой вполне уместны карикатуры на пророка Мухаммеда», – поясняет РБК daily Александр Шанцев, проживающий в Швеции российский журналист.
Однако многие шведы, как и большинство европейцев, в рамках политкорректности предпочитают смириться со всем, что требуют мусульмане. «Есть районы города, в которых скопление мусульман достигает 50 тысяч человек. Они игнорируют шведский язык, закупаются исключительно в своих магазинах. А шведы принимают всех беженцев, которые бегут с войны и умоляют взять их, а потом они проявляют нетерпимость по отношению ко всему шведскому». По словам Александра Шанцева, политкорректность в Швеции вышла за рамки нормально функционирующего общества и провоцирует хамство. «Понятием политкорректности здесь манипулируют все, кто хочет. Так проверяют – кто сильнее, мерятся мускулами. Здесь можно ругать полицейского, кричать на него, а он при этом будет стоять и улыбаться», – негодует журналист.
По его мнению, чрезмерная политкорректность, будь то к национальным или сексуальным меньшинствам, приведет и уже приводит к стиранию идентичности любого общества. Шведы предпочитают собираться в маленькие группы по интересам: в фашистские организации и организации сексменьшинств, а гей-парад в Швеции носит название «парад гордости». Меньшинства, будь то сексуальные, религиозные или национальные, грозят уничтожением основной массы населения, «большинств», и это дело самого ближайшего будущего. Так, на последнем «параде гордости» в Швеции социал-демократы вышли на улицу с огромным транспарантом, на котором был написан лозунг: «Громить людей с нормальной сексуальной ориентацией». Пока за словами ничего не стоит, однако г-н Шанцев уверен, что за словами последуют действия. «Сначала говорят: этого не может быть, потом – в этом что-то есть и, наконец, это всем известно», – резюмирует журналист.