http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=6469
Интерфакс-Религия"
"Неделя" изучает вопросы, которые обсуждаются на православных сайтах.
"Что делать со скорлупой от пасхальных яиц? Ведь нельзя же ее просто на помойку. Нина".
Отвечает заведующий службой коммуникации ОВЦС священник Михаил ПРОКОПЕНКО:
"Остатки просфоры и антидора сжигаются – это святыни, и недопустимо, чтобы они оказались в неподобающем месте. А вот остатки благословенной снеди – сыра, яблок, в том числе и яичную скорлупу можно просто выбросить".
"Я наступил на тень священника. Что теперь будет? Коля".
Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии Московского патриархата Алексей Ильич ОСИПОВ:
"Зависит от мотива. Если наступили случайно, то ничего ужасного в этом нет, а если специально, то могу рассказать такую историю: однажды глупая баба залезла на пень и стала подпрыгивать, стремясь показать зад небесам. Так она выражала свое отношение к Богу. Поднялся ураган и унес ее в неизвестном направлении".
"Недавно выхожу из храма (ботинки, брюки и футболка), подходит ко мне мужчина и говорит: "Брат, ты ж не на пляж пришел. Надо в рубашке с длинным рукавом приходить", – пишет один из форумчан и спрашивает: – Это обычай такой или существует правило в Писании?"
Отвечает профессор Алексей Ильич ОСИПОВ:
"Запретов на футболки или рубашки с коротким рукавом нет. Исходить надо из других понятий – благоговейности и праздничности. Вот в театр в шортах же не ходят. Не респектабельно".
Священник Михаил ПРОКОПЕНКО:
"Нагота ниже пояса содержит аллюзию грехопадения, и поэтому шорты неуместны в храме. Кроме того, службы проводятся утром, когда не очень жарко".
"Можно ли использовать ароматические палочки? Ведь они пришли к нам из восточных духовных практик. Нет ли греха, если жечь их дома просто для запаха? Никола".
Отвечает Алексей Ильич ОСИПОВ:
"В самом по себе возжигании ароматических палочек греха нет. Хотя, конечно, те или иные запахи могут провоцировать разные настроения. Поэтому лучше использовать ладан. В праздники это вполне можно делать дома. В храмах для этого используют кадильницы. В квартире же для этих целей в церковной лавке можно купить специальное устройство на трех ножках с чашечкой. В нее кладут ладан и ставят над лампадкой. Если просто попытаться поджечь ладан (а это кусочек смолы), то он просто загорится и вместо благоуханного дыма вы получите черную копоть практически без запаха".
"Недавно прочитал книжку о нем, о его предсказаниях. Как относиться к Славику, он вроде бы как святой, но не канонизирован? Помогите разобраться. Jaroslav".
Что пишут о мальчике его почитатели:
"Он рассказал матери, что помнит себя до рождения: "Была полотняная дорога. Огромная скорость. Остановка у глубокой пропасти (бездна, из которой не выбраться). Увидел рядом с собой огромного человека в темной, похожей на монашескую, одежде. На самом кончике указательного пальца висела маленькая, горящая лампадка. Случайно отогнувшийся чуть-чуть край одежды открыл ослепительный свет, на который невозможно было смотреть. Этот человек спокойно перешагнул через пропасть и, остановившись на той стороне, посмотрел на Славика и сказал: "Прыгай!". Славик говорит: "Я, разбежавшись, прыгнул и еле удержался на противоположном краю пропасти. Затем, уже очутившись один, прошел немного вперед, Свернул в сторону на какую-то твердую, темную дорогу, как быв тоннель, и оказался у тебя".
Он помнит, как собирался сюда, к нам. Как Пресвятая Троица и его друзья дали ему понемногу от себя силы, и он отправился сюда к нам на грешную землю, чтобы помочь нашему (человеческому) спасению".
Отвечает Алексей Ильич ОСИПОВ:
"Народное почитание еще не означает признания святости. Исцеления – не доказательство. Врачи тоже исцеляют и колдуны".
Отвечает заместитель председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
"В таких случаях всегда сложно знать, что правда, а что вымысел. Но учение о том, что до рождения мальчик мог встречаться со Святой Троицей и тогда получить особую силу, ничего общего с православием не имеет и смыкается с древними ересями. Господь находится над временем, а человек до того, как он возник в земном мире, в отношения с Богом не вступает. Все люди изначально равны перед Богом. Ту или иную духовную силу они получают по вере, а не потому, что кто-то изначально наделен особыми свойствами. И никто не может быть назван святым, пока Церковь не убедится в чистоте его веры".
"Я ношу крест, украшенный бриллиантами. Сейчас собираюсь на море и опасаюсь, что во время купания они пострадают от воды. Можно ли оставить этот крест дома, а вместо него надеть другой? Как вообще церковь относится к крестам с драгоценными камнями?"
Отвечает священник Михаил ПРОКОПЕНКО:
"Освящается сам знак креста, так что православные могут носить кресты, изготовленные ювелирами. Кресты, украшенные камнями, носят и священники. В том, что христианин меняет один крест на другой, тоже ничего греховного нет. Например, в бане многие во избежание ожога снимают металлический крест и надевают деревянный".