http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=788
Портал Credo.ru
Беседовал Валерий Емельянов
– Исраэль, Вы находитесь в Москве в связи с представлением Вашей новой книги "Каббала власти". Что это – попытка осмыслить реалии современного Израиля и Палестины сквозь призму иудейской религиозной традиции или нечто иное?
– Нет, это совсем иное. Идея этой книги принадлежит покойному ныне поэту и издателю Илье Кормильцеву. Именно он по своему усмотрению отбирал для публикации мои материалы, опубликованные в англоязычных изданиях. В книге, кстати, немного сюжетов, связанных собственно с Израилем. В ней много говорится о вещах мирового значения.
– Почему же тогда "Каббала власти"?
– Я лично считаю, может быть, изрядно упрощая ситуацию, что то, что называется либерализмом, – это отнюдь не атеизм и не безбожие вообще. Это явление конкретно связано с иудаизмом, является светским иудаизмом. Подобно тому, как в моем понимании коммунизм является "светским православием", так и либерализм – это светский иудаизм. Причем, даже не просто светский иудаизм, а светский иудаизм для гоев то есть неевреев. Поэтому я вижу наш сегодняшний мир как место, где осуществляются "протоколы сионских мудрецов".
– Какова, по-Вашему, главная помеха в развитии у современного Израиля? Может таковой является проблема идентичности, когда так до конца не определено, что лежит в основе еврейства – генетическое происхождение или религиозная принадлежность?
– На мой взгляд, это очень недалекий подход: поддерживать страну на принципах Движения против незаконной иммиграции (ДПНИ). Только в России ДПНИ является маргинальной партией, действующей на рынках, а в Израиле ее признали бы умеренно левой партией и образцом политической сдержанности. Принципы типа "Россия для русских" в сегодняшнем Израиле победили. Но если в 30-е годы это было еще как-то понятно, то в современном контексте понять такой подход сложно.
– Можно ли утверждать, что сионизм сегодня умер? Или он только мутировал, и если да, то в какие формы?
– Смотря что считать сионизмом. Если сионизм – это своего рода еврейский шовинизм, то он не только не умер, но и живее всех живых. Другое дело, что он жив, как зомби, который не наслаждается жизнью, а сосет кровь, как упырь, и шастает по свету, пока ему осиновый кол не вколотят.
– Насколько популярна идея единого государства Палестина как в еврейской, так и в арабской среде? Ее поддерживают какие-либо политические силы?
– В том-то и проблема, что как только такие силы появляются, они тут же оказываются вне закона, и на них натравливают наше КГБ – ШаБаК. Хотя это единственный разумный выход из положения, глава ШаБаК недавно заявил, что его ведомство всеми законными методами будет бороться с теми, кто ставит под сомнение еврейский характер государства Израиль.
– Как Вы относитесь к деятельности и позиции такого, например, антиизраильского иудейского движения, как "Нетурей карта"?
– Это совершенно не влиятельная и очень малочисленная группа. Если человеку очень хочется быть религиозным евреем и одновременно не влезать ни в какие внутриизраильские разборки, – это как раз для таких.
– Вы живете в Иерусалиме, священном для трех религий городе. Как, по-Вашему, является ли решение каким-либо путем иерусалимской проблемы ключевой для всей израильско-палестинской ситуации?
– Есть два пути. Первый, начертанный еще Организацией Объединенных Наций, предусматривающий интернационализацию Иерусалима и другой Иерусалим – столица единого палестинского арабо-еврейского государства. Все другие решения односторонние. Например, провозглашение Иерусалима в 1980 году единой и неделимой столицей Израиля или идея палестинцев переименовать восточный пригород Иерусалима Абу-Дис в аль-Кудс (Иерусалим), сделав его столицей палестинского государства.