В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Зороастрийская община в Иране

ИЗ ЖИЗНИ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ОБЩИНЫ

ТЕГЕРАН, 28 июня. /Татьяна Солопова/. Когда-то зороастризм был государственной религией Персии, однако после арабского завоевания в У11 веке и распространения ислама на эту территорию, последователи учения Заратустры постепенно превратились в этно- конфессиональное меньшинство. Тем не менее, до сих пор Иран остается мировым центром религии огнепоклонников, проживающих сегодня преимущественно в Индии и США. Ежегодно на родину зороастризма приезжают сотни тысяч паломников, они посещают священные места, где молятся Ахуре Мазде.

Одним из главных мест паломничества является древний храм на горе Чак- Чак /52 километра севернее зороастрийского центра Йезд на юго-востоке Ирана/. По преданию, на этой скале нашла убежище от арабских захватчиков младшая дочь последнего царя Персидской империи Никбану. Легенда гласит, что юная изгнанница горячо молилась о спасении Ахуре Мазде и была услышана: чудесным образом гора раскрылась и спрятала девушку. Впоследствии на этом месте было построено святилище, ставшее крупным центром мирового паломничества. Около храма журчит горный ручей – верующие полагают, что это природа льет слезы в память о несчастной царевне. Кстати, именно этому источнику гора обязана своим немного забавным названием, которое в переводе с персидского звучит как "кап-кап".

Посещение этих святых для любого зороастрийца мест происходит в середине июня и связано как раз с событиями У11 века, изменившими всю историю страны и трагически повлиявшими на судьбу первой дуалистической религии. В память о "скорбной" дате проводятся особые религиозные церемонии. Священник, облаченный в белые одежды – символ чистоты – обращается к тысячам собравшихся с призывом вознести молитвы Ахуре Мазде и почтить память предков, которых постигли беды, подобные горю Никбану. Затем он открывает священную для всех зороастрийцев книгу "Авеста" и на древнем языке декламирует стихотворные строки и из этого произведения.

Прибывшие паломники в течение пяти дней живут у подножия скалы, которая также известная как "Пир-е Сабз", в палаточном лагере. Пока родители молятся и участвуют в разнообразных религиозных мистериях, дети резвятся на лоне природы, танцуя и устраивая пикники. Несмотря на скорбь, пребывание около святыни сопровождается празднествами и весельем.

Среди паломников немало и представителей зороастрийской общины Ирана, хотя и весьма немногочисленной сегодня. Она едва насчитывает 50 тысяч человек, в то время как до исламской революции /1979/ число последователей этой религии превышало 300 тысяч. Большинство эмигрировало в США. Доклады о соблюдении прав человека в Иране свидетельствуют, что дискриминация в отношении этно-конфессиональных меньшинств присутствует в этой стране, однако на незначительном уровне. Поэтому в качестве причин для эмиграции называется общее ужесточение социо-культурных норм после смены строя.

Что касается положения, в котором находятся оставшиеся на территории Исламской Республики "неверные", то оно отличается весьма толерантным отношением. Община имеет официальный статус и гарантированное место для представителя в меджлисе /парламенте/ ИРИ, нет никаких запретов и в отношении исправления культа. В частности, учитывая, что иранское законодательство запрещает совместные танцы мужчин и женщин, зороастрийцам это разрешено, правда, в рамках религиозных церемоний в специально отведенных для этого местах. Кроме того, ритуалы огнепоклонников прочно вошли в жизнь иранского общества. Так, каждый год в преддверии Ноуруза – Нового года по местному календарю /21 марта/ – иранцы, вне зависимости от религиозной принадлежности, отмечают праздник огня "Чаршамбе сури", что в переводе означает "красная среда". По древней зороастрийской традиции, эту ночь нужно проводить с большим количеством огня и веселья. А сам Ноуруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. Таким образом, оказались безуспешными все попытки мусульманского духовенства ИРИ искоренить доисламскую составляющую иранской культуры.

"Община последователей учения Заратустры невелика в Иране, однако наши ритуалы остаются весьма уважаемыми не только здесь, но и по всему миру", – отмечает один из главных зороастрийских жрецов. Другой представитель этой религиозной группы указывает на то, что "для многих его единоверцев лето начинается с паломничества к "Пир-е Сабз", что является символом их приверженности древним преданиям и обрядам". Однако традиция горевать по событиям, принесшим ислам на эту землю, также демонстрирует и всю необычность положения этого уникального сообщества в стране, руководство которой осуществляет консервативно настроенное шиитское духовенство.


 Тематики 
  1. Иран   (284)