http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=54929&cf=
Портал Credo.ru
Источник:"The Daily Telegraph",
В Риме завершилась реставрация одной из святынь католической церкви – лестницы, по которой Иисус Христос шел на суд во дворец к Понтию Пилату. Святую лестницу, La Scala Santa, перенесли в Рим из Иерусалима в IV веке н.э. и поместили в бывший папский дворец напротив базилики Святого Иоанна.
За время работы реставраторы с сожалением обнаружили, что статус святыни никак не влияет на поведение некоторых туристов. "Кое-где к дереву была прилеплена жевательная резинка", – отмечает пресс-секретарь "Ассоциации друзей Святой лестницы" Алессандра Серрато.
28 белых мраморных ступеней, обрамленных деревом, считаются настолько священными, что паломникам разрешается подниматься по ним только на коленях. Преклонив колена, человек легко может разглядеть трещины в дереве, через которые, как говорят, видна отпечатавшаяся на мраморе кровь Христа.
Пилигримам, взошедшим по лестнице, прощаются все грехи. Правда, на Чарльза Диккенса, который побывал у лестницы в 1845 году, этот ритуал не произвел впечатления. Он сказал, что "опасно полагаться на внешние проявления", и добавил: "Я никогда в жизни не видел ничего, что было бы одновременно столь же нелепым и в то же время неприятным, как это место".
В 1589 году папа Сикст V заказал фрески общей площадью в 17 тысяч кв. футов, которые должны были окружать лестницу. На центральной фреске был изображен сам Сикст в костюме святого Сильвестра. В числе знаменитых художников XVI века, которые участвовали в исполнении папского заказа, был Балдассаре Кроче, который также принимал участие в росписи Сикстинской капеллы.
Но со временем расписанные стены и потолок закоптились от дыма свечей, которые несли с собой посетители. "Самым тяжелым было удалить сажу", – говорит один из реставраторов Франческо Чайна. Фрески восстанавливали по миллиметру, а чтобы рассмотреть оригинальное изображение, использовали цифровые фотокамеры.
Директор Ватиканского музея Франческо Буранелли сказал: "Это одни из самых значительных, но неизвестных римских фресок, и они открывают новую страницу в истории искусства XVI века. Реставрация показала, что они очень высокого качества".
Львиную долю средств на реставрацию выделил американский фонд Getty Foundation. Он перечислил более 300 тысяч фунтов, хотя и затеял свару с итальянским правительством по поводу принадлежности нескольких экспонатов.
Директор Getty Foundation Дебора Мэрроу сказала: "Этот проект – важная веха в истории реставрации. Он может служить примером для прочих". Она добавила, что работа над проектом была очень приятной.
Реставрационные работы сейчас ведутся в частной часовне на верху лестницы. Там находятся музейные ценности, которые не выносились оттуда с XVI века.