http://www.religare.ru/monitoring42162.htm
Религия и СМИ
Хуан Кобо
Зачем Папа Римский ездил в Бразилию
В отличие от своего предшественника Иоанна Павла II нынешний Папа Римский Бенедикт XVI не очень любит дальние поездки и совершает их редко. Тем не менее он не мог не позволить себе посетить Латинскую Америку, в которой находится более половины католиков всего мира. Точнее – Бразилию, держащую мировой рекорд по этому показателю: там сейчас насчитывается около ста миллионов человек, исповедующих христианство в его католической разновидности.
Поездку главы Ватикана в Бразилию, к которой была приурочена конференция CELAM (конференция епископов Латинской Америки), аналитики оценивают как мало продуктивную. А главное, не способствовавшую решению основной задачи – повлиять на грозную тенденцию ослабления позиций католицизма в Бразилии и вообще на латиноамериканском континенте.
Редеют ряды католиков
О том, что Католическая церковь слабеет в Европе, известно давно. Все признают, что там вообще происходит своего рода "дехристианизация" , против которой отчаянно и безуспешно борется Ватикан. Нынешний понтифик недавно признал, что "Бог предается забвению в Европе обществом крещеных католиков, которые уже не уделяют внимания религии". Для борьбы с этой тенденцией Бенедикт XVI не погнушался в марте прибегнуть к крайним мерам. Он во всеуслышание напомнил – цитируем дословно, – что "ад, о котором в наши дни позабыли и мало говорят, существует и вечен".
Такой поворот произвел тягостное впечатление, ибо в католических храмах в последние десятилетия не принято стало запугивать заблудших овец тем, что на том свете черти будут крюками тащить их на жаровни и поджаривать на медленном огне за грехи, при жизни ими не отмоленные или не получившие отпущения. Еще в 90-е годы Иоанн Павел II решил отказаться от таких прямолинейных методов. Отказ от того, чтобы размахивать жупелом загробных мучений перед верующими, дабы сохранить их в лоне матери-Церкви, произошел после того, как социологические опросы показали, что 60 процентов практикующих католиков не верят в рай и ад.
Тем не менее число посещающих католические храмы сокращается, многие пустуют. Согласно недавно опубликованным данным, многие продолжают искать себя в вере, но не в католическом ее варианте, а в других конфессиях и даже сектах. Так, если еще недавно Испания – "возлюбленная дщерь Ватикана" была практически монолитно католической, сейчас в ней три миллиона человек (более семи процентов всего населения) обратились к другим разновидностям веры.
Еще сильнее эта тенденция сказывается в Латинской Америке, и конкретно в Бразилии. В 1980 году, когда Иоанн Павел II посетил эту страну с пастырским визитом, в ней без малого 90 процентов населения были католиками. Но уже к 2000 году их стало 74 процента, а сейчас и того меньше. Даже в таких городах, как Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, католиков не более 60 процентов. Причем большинство отошедших от католицизма не стали атеистами, а перешли в другие конфессии – в основном в Евангелическую церковь и религиозные секторы, миссионеры которых, по определению Ватикана, "аки волки алчные" наводнили просторы латиноамериканского континента.
Не нашли общего языка
Основной задачей нынешнего понтифика во время поездки в Бразилию было получить поддержку местных властей против "алчных волков". Расчет был на то, что тот же бразильский президента Лула да Силва – католик, хотя, по его определению, "левый католик". Президент, однако, не пошел навстречу Бенедикту XVI. Он заявил, что Бразилия, согласно Конституции, является светским государством и останется таковым, а выбор веры – сугубо личное дело каждого бразильского гражданина. Более того, президент настаивал на том, чтобы Папа Римский более активно проповедовал социальную справедливость и, в частности, те инициативы по ее усилению, которые сейчас осуществляются в Бразилии. Даже многие местные священники и теологи скептически отнеслись к поездке главы Ватикана. Ему не прощают прежде всего того, что руководство Католической церкви, склонное поддерживать власть имущих и наиболее богатые круги общества, в Латинской Америке всегда выступало на стороне диктаторов и тиранов, для вида лишь слегка журя их. Оно оправдывало генерала Пиночета в Чили, военных диктаторов в Бразилии и Аргентине, кровавые тиранические режимы в Гватемале, Сальвадоре и других странах. При этом Ватикан жестко осуждал Теологию освобождения – течение в Католической церкви, выступавшее в 50-60-х годах в защиту бедных и обездоленных.
Между тем именно в Латинской Америке это течение, близкое к первоосновам учения Христа, было в свое время особенно мощным, многие священники даже принимали прямое участие в борьбе против диктатур, за социальную справедливость. Ватикан, особенно при Иоанне Павле II, решительно выступал против этих любимых народом пастырей, сделав такую политику частью своей общей борьбы против коммунизма. Но и при его преемнике эта линия сохраняется. За что высшей церковной иерархии и приходится платить. Не случайно в Бразилии соперники католических священнослужителей особенно успешно действуют среди наиболее бедных слоев населения, в том числе в среде мощного движения "Крестьяне без земли". И никакие запугивания реанимированным адом не помогают Ватикану.
Снова "неправильно поняли"
Визит Папы Римского в Бразилию не обошелся и без неприятных моментов. Так, в одной их своих проповедей он имел неосторожность заявить, что приобщение Америки к католической вере "ни в коем случае не нанесло ущерба существовавшим там до Колумба культурам и не было навязыванием инородной культуры" , а индейцы якобы добровольно и с огромным рвением приняли веру в Христа. В ответ президент Венесуэлы Уго Чавес, ревностный католик, которого Ватикан считает "приверженным к изжившей себя левой идеологии" , опроверг понтифика, заявив: "Тут произошло нечто более страшное, чем в ходе холокоста во время Второй мировой войны, а потому его святейшество не может появляться на нашей земле и замалчивать геноцид, совершенный в отношении индейцев". Действительно, тот факт, что конкистадоры не только огнем и мечом, но и под сенью креста уничтожили богатейшие доколумбовые культуры и вызвали гибель сотен тысяч аборигенов, никто никогда не ставил под сомнение. Даже Иоанн Павел II в 1992 году по случаю 500-летия открытия Америки официально признал, что первооткрыватели совершили "огромный произвол". Президент Боливии Эво Моралес призвал руководство Католической церкви открыто пояснить, для чего понтифик прибыл в Латинскую Америку – "молиться или заниматься политикой" , имея в виду то, что Ватикан призывает всех священнослужителей заниматься только первым и отказаться от второго. Координационный центр индейских организаций Амазонии заявил, что "глубоко оскорблен надменными и неуважительными словами" Бенедикта XVI. "История свидетельствует, – отметил центр, – что евангелизация была стратегической основой колонизации, приведшей к гибели целые индейские народы".
И на этот раз, как после выступления в немецком университете в Ратисбоне, когда глава Ватикана, сославшись на слова одного из византийских императоров, обвинил ислам во врожденной склонности к насилию, Бенедикт XVI поспешил заявить, что "его не так поняли". Он признал, что колонизаторы принесли индейцам "немало страданий и несправедливости". Однако поездка Папы Римского уже оказалась безвозвратно омраченной