Даниил Андреев –
Логико-Интуитивный Интроверт (
ЛИИ), "Робеспьер",
INTJ по дихотомиям MBTI.
Базовая функция – интровертная логика,
структурная логика соотношений.
Инструментальная – экстравертная интуиция,
воображение возможностей.
Всего функций восемь, у каждого человека есть каждая из восьми функций, но они по-разному расставлены по восьми позициям. Функциями в первых двух позициях – базовой и инструментальной – детерминирована расстановка остальных шести функций по шести позициям. Восемь позиций разделяются на 4 сильные и 4 относительно более слабые, а также на 4 ценностные и 4 неценностные (есть ценностные слабые функции и неценностные сильные). Интровертность/экстравертность социотипа определяется по первой (базовой) функции.
В типировании известных личностей очень важно и чтобы типирующий адекватно разбирался в соционике, и ещё более важно, чтобы он детально представлял личность типируемого.
Второе условие, увы, не выполняется сплошь и рядом, и представляет неустранимую причину ошибок и расхождений во мнениях даже между искушёнными практиками. В базе данных sss.socioland.ru, где собраны результаты типирований, автору "Розы Мира" большинство приписало тип Интуитивно-Логический Экстраверт, "Дон Кихот". Но ведь чтобы счесть Даниила Андреева экстравертом, это же надо вообще ничего о его жизни не знать!
Скорее всего, ход рассуждений людей, где-то и когда-то соприкоснувшихся с "Розой Мира" по касательной, не занимавшихся прояснением для себя качества связей её содержания с реальностью и проверкой этих связей фактами и логикой, был примерно таков: книга выглядит совершенно ни на что не похожей, крайне необычной, но мы будем считать, что автор сам всё это придумал своим воображением, своей соционической "интуицией возможностей". Место ведущей, базовой функции воображение возможностей занимает у двух типов – ИЛЭ (Дон Кихот) и ИЭЭ (Гексли). Но Гексли – до чрезвычайности сумбурный тип, тогда как изложение "Роза Мира" выглядит вполне упорядоченным. И вот так Даниил Андреев становится ИЛЭ – экстравертом по мнению людей, не имеющих о нём минимально углублённого представления!
(1) Существует множество свидетельств о Данииле Андрееве, которые указывают сильно преобладающую у него интровертность. Но более всего убедительно собственное его свидетельство из "Тюремного дневника":
"Празднословие окружающих с [нрзб] [не] удается прекратить хоть на мертвый час – о пытка! Одно из тягчайших мучений тюрьмы – отсутствие уединения. Люди, лишённые внутр<енней> жизни от этого не страдают, даже наоборот, но зато порода таких, как я, изнемогает от этого больше, чем от внешней изоляции, больше, чем от тоски по воле..."
Обострённая потребность в уединении свойственна интровертам. "Людей, лишённых внутренней жизни" нельзя приравнивать к экстравертам (в частности, философ Вл.С. Соловьёв – вполне очевидный ИЛЭ), однако экстраверт с внутренней жизнью не изнемогал бы так, как пишет о себе Д.Андреев, а лишь испытывал бы известного рода дискомфорт.
ЛИИ, в своём стремлении полностью прояснить логические соотношения, нередко смотрится тугодумом – особенно в сравнении с искромётностью ИЛЭ, который полагается на интуицию воображения разума. Даниил Андреев, критически оценивая самого себя в дневнике, замечает:
"Кроме, факт и то, что я медленно соображаю", что соответствует социотипу ЛИИ.
(2) Думать, что у Даниила Андреев сильная функция не логика, а "этика", можно либо элементарно не осилив логическую структуру его концепции (и для самоуспокоения списав её в "бред"), либо от недопонимания смысла соционической "этики". В соционике функция не вполне удачно названная "этикой" относится к сфере чувств: интровертная эмпатия ("этика отношений") и экстравертная эмоциональность ("этика эмоций").
Этика в общепринятом философском понимании связана с нравственными императивами в сфере воли. Именно её важность в общественном и индивидуальном сознании Даниил Андреев утверждал, стремился ей следовать в своей жизни. Пост-юнговская типология напрямую не касается ни этических аспектов в сфере воли, ни духовных аспектов в сфере чувств.
(3) Выбор сильной функции между интуицией и сенсорикой очевиден: Даниил Андреев – интуит, если понимать, что речь идёт о воображении в сфере разума, а не о бессознательной интуиции как способности улавливать некие незримые сигналы извне. Ему трудно давалась "сенсорная" забота о себе. Когда Алла Андреева стала его женой, она взяла такие заботы на себя:
"Я не стала брать на себя заботу о хозяйстве всей семьи, обо всех четверых. Я заботилась о Данииле и, кроме того, без единого грубого слова, без единой ссоры молча встала на защиту его творчества. Просто было ясно, что я понимаю, кто такой Даниил, и никому не позволю его унизить. Благодаря этому черная кошка, которая между нами пробежала, оказалась довольно большого размера, но все были людьми такого уровня, при котором никто ни разу не опустился до ссоры. Все происходило безмолвно, но чувствовалось противостояние, чувствовал его и Даниил, конечно. А я, войдя в семью, состоявшую из двух супружеских пар, четко заняла позицию абсолютного неподчинения и просто обрубила подчиненность Даниила."
(Андреева А.А. Плавание к Небесному Кремлю)
Отсюда видно, что у самой А.А. Андреевой сильная "сенсорика" – функция связанная с волей. Причём данный отрывок, касающийся зависимости Д.Андреева от Коваленских по части бытового обустройства, заставляет думать, что ценностной для неё оказывается не интровертная сенсорика (забота о себе и о круге "своих"), а экстравертная (связанная с выяснением отношений, кто кем командует; имея в виду, что женская версия этой функции существенно более сглажена по сравнению с мужской).
Взаимоотношения Аллы Андреевой и Даниила довольно ясно показывают, что их типы – конфликтные. Алла Александровна постоянно спорила с ним, причём споры эти не приводили к сближению мнений и согласию, что прослеживается по письмам. Так бывает когда логическая аргументация попадает на болевую функцию структурной логики, а не просто слабую. Судя по всему, тип Аллы Александровны – Сенсорно-Этический Экстраверт (СЭЭ), "Наполеон". Интровертная структурная логика у этого типа оказывается в позиции болевой функции.
"Мужчины – народ логический",
"но права оказалась я, а не умные мужчины с их логическим мышлением" – пишет Алла Александровна в "Плавании к Небесному Кремлю". И ещё:
"Никакой логики, никакого рассуждения [...] не было. Боюсь, что этих качеств и вообще у меня нет".
На самом деле и у женщин логика бывает в сильных функциях. Другой вопрос, насколько часто. Довольно обширная американская статистика по тесту MBTI (Майерс-Бриггс), который полностью совместим с соционикой, показывает, что статистически у мужчин сильные позиции чаще занимают функции воли и логики, а у женщин – чувств и воображения. При этом дихотомия воли и чувств, разделяющая мужской и женский род сознания, соционикой не рассматривается.
Внимательное осмысление концепции Даниила Андреева было далеко за гранью возможностей Аллы Александровны. Принять же идеи Д.Андреева иначе чем через логическое понимание ей мешала конфликтность их типов. Что же их тогда вообще объединяло? Согласно дневниковым записям Д.Андреева – предсуществование: они знали друг друга задолго до этой земной жизни. Заметим также, что любовь мужчины и женщины соционически конфликтных типов – не такое уж и редкое явление, хотя почти всегда непростое, тяжёлое для обоих.
Типы ИЛЭ и ЛИИ являются зеркальными, у них одни и те же две первые функции, но переставленные местами. Если "Розу Мира" воспринимать как вымысел на пустом месте, то это плохо вяжется с ЛИИ, для которых работа воображения – не первичная ценность, а инструмент познания и совершенствования логических конструкций. Но всё встанет на свои места, если исходить из слов самого Даниила Андреева "именно игру воображения я стремлюсь изгнать с этих страниц, и чем беднее они фантазией – тем лучше" (
РМ 4.1.15), и рассматривать каскад оригинальных идей как внеличностное откровение.
(4) Выше были рассмотрены дихотомии интровертность – экстравертность, чувства("этика") – логика, воля("сенсорика") – воображение("интуиция). Обычно берутся рассматривать ещё четвёртую дихотомию т.н. "рациональность" – "иррациональность", где чаще всего и случаются ошибки, по общему признанию. Нам представляется, что этот параметр лишён психологически ясного смысла. Гораздо лучше, определив первые три дихотомии, дальше выбрать тип из двух оставшихся вариантов по соответствию функций. Для случая Д.Андреева такой выбор выполняется между типами ЛИИ (Робеспьер) и ИЛИ (Бальзак).
Что тут сказать? Конечно же, ценностная логика у Даниила Андреева – структурная, а не деловая, а его ценностная "интуиция" – это воображение возможностей, а не воображение разворачивания во времени. Описание слоёв мироздания, классов существ, их отношений – это всё структура. И даже метаисторию Даниил Андреев не стремится изложить как непрерывный поток со всевозможными деталями, что было бы характерно для ИЛИ-историка, а ограничивается фрагментами, необходимыми для логического обоснования излагаемых идей. ЛИИ и ИЛИ – квазитождественные типы, взаимопонимание их представителям даётся не так-то легко. Произведения Даниила Андреева проще всего воспринимаются представителями типа ЛИИ.