16 января 2020 года в возрасте 95 лет скончался Кристофер Толкиен. Он родился в 1924 и был третьим сыном Дж.Р.Р. Толкиена. Писатель завещал сыну продолжение работы над плодами своего творчества, буде таковая окажется недовершённой к моменту его ухода.
Значение личности Кристофера Толкиена для судьбы творчества его отца поистине уникально. Именно Кристофер завершил и издал "Сильмариллион" – мифологический эпос, который Дж.Р.Р.Толкиен считал главным своим произведением, по отношению к которому "Хоббит" и "Властелин Колец" – лишь небольшие эпизоды. Благодаря Кристоферу с 1983 по 1996 увидели свет 12 томов "Истории Средиземья", составленные и упорядоченные из обширного множества вариантов и версий рукописей отцовского наследия. Первые два тома "Истории Средиземья" также известны под названием "Книги утраченных сказаний".
С детства Кристофер был погружен в мифологию мира Арды (указующую, в конечном счёте, на наш мир), рисовал карты. Уже во взрослом возрасте обсуждал идеи и сюжеты с отцом.
"As strange as it may seem, I grew up in the world he created [...] For me, the cities of The Silmarillion are more real than Babylon."
"Сколь странным бы это ни выглядело, я вырос в мире, им созданном. [...] Для меня города Сильмариллиона реальнее чем Вавилон."
First in England, then in France, he reassembled the parts of The Silmarillion, made the whole more coherent, added padding here and there, and published the book in 1977, with some remorse. "Right away I thought that the book was good, but a little false, in the sense that I had had to invent some passages".
Сперва в Англии, затем во Франции, он [Кристофер] пересобрал части, составляющие Сильмариллион, сделал их более связными, добавляя то здесь, то там вставки, заполняющие лакуны, и опубликовал книгу в 1977 году, испытывая, впрочем, некоторое сожаление. – "Сразу же я полагал, что книга хороша, но немного поддельная, в том смысле, что я вынужден был придумать некоторые места в ней".
* * *
Права на создание фильмов по "Хоббиту" и "Властелину Колец" английскому писателю в своё время пришлось продать в 1969 году за 100,000 фунтов стерлингов ради того, чтобы его наследники смогли выплатить налоги на наследство. Кристофер Толкиен до поры до времени не высказывался по поводу голливудских экранизаций. Но в 2012 году,
в интервью для французского издания Le Monde, он наконец сделал достоянием общественности свою тревогу, накопившуюся на душе. За годы, прошедшие со времени выхода фильмов в самом начале XXI века, ему уяснилось, что "голливудская продукция", с её неизбывной тенденцией к снижению и опошлению всего, поднимающегося над обыденностью и трафаретными шаблонами массовой культуры, стала подменять и вытеснять книгу в качестве "первоисточника" в восприятии очень многих людей.
The Tolkien Estate was not able to prevent an American cartoon called "Lord of the Beans", but a comic-strip version of it was halted. This policy, however, has not protected the family from the reality that the work now belongs to a gigantic audience, culturally far removed from the writer who conceived it.
Организация Tolkien Estate [распоряжающаяся наследием писателя] оказалась не в состоянии предотвратить появление американского мультфильма[-пародии] "Властелин бобов", хотя издание комикс-версии было остановлено. Тем не менее, следование этой линии не спасло семью [наследников Толкиена] от реальности, заключающейся в том, что произведение теперь принадлежит огромной аудитории, культурно весьма отдалённой от писателя, который это произведение породил.
Christopher Tolkien does what little he can to maintain the legacy of his father – recently he forced Warner Bros to stop making Lord of the Rings slot machines, and the article mentions he's been able to stop an amusement park – but he's old and one wonders if he'll even be around when the third Hobbit movie comes out. After he goes, after the last guardian of the legacy is gone, what happens next?
Кристофер Толкиен делает всё от него зависящее для поддержания наследия своего отца – недавно он вынудил [кинокомпанию] Warner Bros остановить производство игровых автоматов на тему "Властелина Колец", и в статье [из Le Monde] упоминается, что ему также удалось остановить создание парка развлечений. Но он стар, и неизвестно застанет ли он выход третьего фильма по Хоббиту. Что будет после его ухода, после ухода последнего хранителя наследия?
Invited to meet Peter Jackson, the Tolkien family preferred not to. Why? "They eviscerated the book by making it an action movie for young people aged 15 to 25," Christopher says regretfully. "And it seems that The Hobbit will be the same kind of film."
Cемья [наследников Толкиена] предпочла воздержаться от приглашения на встречу с Питером Джексоном. Почему? – "Они выпотрошили суть книги, создав фильм в стиле "экшн" для молодёжи от 15 до 25 лет, – говорит Кристофер с сожалением. – И похоже, что Хоббит будет фильмом в том же роде."
""Tolkien" has become a monster, devoured by his own popularity and absorbed by the absurdity of our time. The chasm between the beauty and seriousness of the work, and what it has become, has overwhelmed me. The commercialization has reduced the aesthetic and philosophical impact of the creation to nothing. There is only one solution for me: to turn my head away."
""Толкиен" превратился в чудовище, пожираемое собственной популярностью и поглощённое абсурдом нашего времени. Пропасть между красотой и глубиной произведения и тем, что из него получилось, ужасает меня и приводит в отчаяние. Коммерциализация свела на нет эстетическое и философское воздействие произведения. Единственный выход для меня – отвратиться от всего этого."