|
Тема потусторонней реальности в аниме
Могут ли аниме "Pandora Hearts" и "Noir" иметь отношение к трансфизике, миру метапрообразов? Символов там очень много. Падение в "ад" главной жрицы в Noir. Омраченная "воля бездны" в Pandore. Впрочем, возможно не стоит обсуждения – это тоже будет ответ.
Ответ
Об аниме в принципе можно что-то говорить – в отличие от современных "живых" фильмов и сериалов, которые в подавляющем большинстве, включая и т.н. "шедевры", действительно не стоят ни обсуждения, ни просмотра; причём для американских/голливудских фильмов эта вероятность приближается к 100%.
Про Noir что-то говорить пока нет оснований, надо сперва смотреть... Что же касается Pandora Hearts, то образ Бездны поначалу действительно может производить определённое впечатление. В особенности могут затрагивать чувство великого/эпического масштабные утверждения наподобие "столетие назад Баскервили низвергли в Бездну прежнюю столицу, Сабри". Идея утягивания в Бездну отдельных людей, заключивших контракт с чудовищами Бездны, и собственно сцены затягивания чудовищ и людей в разверзающиеся воронки – производят впечатление. Этот элемент действительно указывает на тёмные реалии демонических миров.
К сожалению, попытка передать инфернальную символику плохо согласуется с символикой образов, взятых из интеллектуально-сказочных, и принципиально немифологических произведений Льюиса Кэррола. Также не способствует созданию глубокой атмосферы ничем не выдающийся характер Алисы, и "комедийные" вставки, по большей части, дурацкие и сниженно-примитивно изображаемые. Характеры такой относительно небольшой (разумеется, по стандартам аниме, а не Голливуда и Диснея) глубины, как в Pandora Hearts, конечно, сложно соотносить с метапрообразами.
Вообще же японскому аниме лучше удаётся интересная психология персонажей, нежели по-настоящему глубокие и точные намёки на запредельную реальность. Само собой, нельзя исключить существования метапрообразов героев некоторых – немногих, конечно – выдающихся произведений манги и аниме (серьёзное, глубокое аниме практически всегда снимается по манге).
На обычном уровне, не претендующем на особенную глубину, темы мистического и потустороннего в аниме затрагиваются весьма часто. В Японии, к счастью никогда не было атеистической и материалистической философии, и людям органически свойственна вера в невидимую реальность, окружающую нас всех.
Наиболее убедительно мистические темы выглядят, когда каким-то образом соотносятся с традициями японской культуры (аякаси, божества и т.п.). В случаях же, когда, подобно Pandora Hearts, используется западная культура и мифология, мы обычно получаем весьма причудливую и необычную картинку, которую никакой западный автор создать не смог бы, где самые различные элементы переплетаются в очень странных, часто эклектических, сочетаниях, причудливо изменённые и искажённые. За всей этой необычностью, однако, не появляется, как правило, серьёзного проникновения в глубину западной мифологии.
Поэтому, при том, что позитивный творческий потенциал японских авторов превосходит на порядки то ничтожное состояние, в которое скатился современный Запад, японцы не могут, например, создать ничего выдающегося, сопоставимого с лучшими западными образцами, в области, скажем, классического фэнтези. Японское, условно говоря, "фэнтези" оказывается гораздо слабее. J-RPG могут представлять частный интерес, но по мифологической атмосфере ни в какое сравнение не идут с классическими Северо-западными вещами.
Правда, если брать именно фильмы (а не книги, настольные RPG или же CRPG), то на Западе современный уровень культурного вырождения таков, что никому не удалось даже западное фэнтези отобразить хотя бы на том "слабом" уровне, на котором оно, западное фэнтези, отображено в аниме японцами, т.е. людьми, от которых, естественно, трудно ожидать способности творить на темы западной мифологии.
|